Найти в Дзене

Прогулка от Площади Искусств до Мойки через три музея: Часть 1

Оглавление

Возможно вы уже неднократно были в этих местах, но я расскажу о них малоизвестные факты — о судьбах людей, что с ними связаны. А историй здесь о-го-го! Покажу архивные фотографии, сравним, что было и как стало.

Также зайдем в три музея, где редко ступает нога петербуржцев и гостей города. Будут и тайные проходки. Казалось бы, откуда они могут быть в центре? А они есть)

Итак, вперед!

Площадь Искусств

В это трудно поверить, но чуть более 200 лет назад здесь был пустырь, когда за проект Михайловского дворца взялся Карл Росси. Задача грандиозная — спланировать не только резиденцию Великого князя, но и целый ансамбль перед ней.

В итоге вместо оранжерей и бытовых построек Третьего Летнего сада появились сквер, по периметру — театр, здание Дворянского собрания (ныне Филармония), дом костела св. Екатерины, несколько особняков, позднее также — гостиница «Европейская».

Когда-то мимо нее, по Михайловской улице на Невский сначала ходила конка:

Фото ателье Карла Буллы, 1908 год
Фото ателье Карла Буллы, 1908 год

Затем — трамвай:

1910 год
1910 год

Судя по этой фотографии, на площади было кольцо. На ней же видим, что сквер совсем иной:

Фото 1914 года
Фото 1914 года

Александр Сергеевич появился только в 1957 году благодаря Михаилу Аникушину.

-4

Перспектива Михайловской улицы:

-5

С 1940 до 1991 она носила имя Бродского. Не Иосифа, а Исаака — живописца, директора Академии художеств в советские годы. И именно с ним связан первый адрес.

Музей Бродского

Перед тем, как в него зайти, окинем взором картину вокруг.

Прямо перед нами — Михайловский дворец, обитель Русского музея.

-6

1 марта 1881 года после развода караула в Манеже неподалеку здесь остановился «на чай» у своей кузины император Александр II. Дальше его экипаж двигается по Инженерной улице в сторону Екатерининского канала (сейчас имени Грибоедова), где уже ждут четверо террористов из «Народной воли» во главе с Софьей Перовской.

Путь всех участников трагедии по шагам я показываю здесь:

Слева от главного корпуса дворца — западный флигель, который раньше называли Фрейлинским.

-7

Над ним видны купола Спаса на крови, возведенного на месте «голгофы» Александра II:

-8

А еще левее — Михайловский театр.

-9

Это последнее по времени появления на свет здание ансамбля Росси (1833 год).

С ним бесшовно соединен тот самый дом, построенный на 10 лет раньше театра. Адрес — площадь Искусств, 3.

-10

Нужный вход — слева от арки.

Площадь Искусств, 3
Площадь Искусств, 3

Изначально дом принадлежал военному губернатору Петербурга Павлу Голенищеву-Кутузову, племяннику прославленного фельдмаршала. Часть дома сдавалась внаем, где жили, например, писатель Алексей Толстой и «отец русской атлетики» Владислав Краевский.

В первые годы советской власти здесь — Спасский райсовет рабочих депутатов, а с 1925 и до смерти в 1939 году два этажа занял под квартиру и мастерскую Исаак Израилевич Бродский (для справки, Иосиф Александрович Бродский не имеет к нему никакого отношения, просто однофамильцы).

Исаак Бродский
Исаак Бродский

Основоположник «соцреализма», директор Академии художеств с 1934, автор портретной галереи вождей, известен еще до 1917 года. Ученик Репина увлекался в основном пейзажами.

«Опавшие листья», 1913 год
«Опавшие листья», 1913 год

После революции Бродский «схватил удачу за хвост», рьяно взявшись служить новой власти. Многим из вас знакомый с детства «Ленин в Смольном» — его работа.

«Ленин в Смольном»
«Ленин в Смольном»

Не буду вдаваться в политическую подоплеку творчества художника, скажу лишь, что в лихие годы он помогал коллегам, попавшим в бедственное положение, коллекционировал передвижников и не только. Суриков, Левитан, Юон, Кустодиев, Поленов, Маковский — их картины вы можете увидеть в музее Бродского.

Здесь тихо даже в «высокий» сезон. Если в Русский музей очереди, то в доме №3 мы застали всего несколько посетителей. А еще — интерьеры в великолепной сохранности со множеством уникальных деталей.

На первом этаже — одновременно гостиная, столовая, кабинет хозяина. По четвергам он собирал художников, артистов, музыкантов.

Музей Исаака Бродского
Музей Исаака Бродского

На крышке рояля — фотографии с дарственными надписями Репина, Шаляпина, Есенина.

-16

Угловой камин с полкой из черного мрамора:

Музей Исаака Бродского
Музей Исаака Бродского

Справа от него на стене — «купеческий» цикл Бориса Кустодиева:

Музей Исаака Бродского
Музей Исаака Бродского

Письменный стол:

Музей Исаака Бродского
Музей Исаака Бродского

Старинный австрийский бювар для хранения рисунков и чистых листов:

-20

Внимание приковывает «Шаляпин в роли Мефистофеля» кисти Головина:

-21

Вид в обратную сторону, где открыта дверь:

Музей Исаака Бродского
Музей Исаака Бродского

Ведет она к лестнице на второй этаж:

Музей Исаака Бродского
Музей Исаака Бродского

В углу небольшого пространства снова камин:

-24

Поднимаемся по лестнице.

-25

На втором этаже — мастерская.

Музей Исаака Бродского
Музей Исаака Бродского

Это помещение Бродский получил чуть позже, в 1930 году. Оно хранит память о музыкальных вечерах графов Виельгорских, гостями которых в разные годы были артисты императорских театров, Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Карл Брюллов, Глинка, Рубинштейн и другие «звезды».

У стола — четыре резных дубовых стула, с портретами на спинках.

Музей Исаака Бродского
Музей Исаака Бродского

Герои — уже упомянутые Александр Сергеевич, Михаил Иванович Глинка, Карл Брюллов, а также Иван Андреевич Крылов.

Музей Исаака Бродского
Музей Исаака Бродского

Непременный камин:

Музей Исаака Бродского
Музей Исаака Бродского

Еще один инструмент, справа от него на стене — портреты «высоких» героев.

Музей Исаака Бродского
Музей Исаака Бродского

Слева же — возлежит Федор Иванович Шаляпин. Работа Бориса Григорьева, 1918 год.

-31

Ну а из работ самого Исаака Бродского мне больше всего понравился «Город ночью». Сколько ни пытался узнать, что за место на ней изображено — тщетно. Возможно вы подскажете:

-32

В бывшей спальне сейчас тоже экспозиция.

-33
-34

Заслонка печи:

-35

Выходя из музея, поворачиваем на Инженерную улицу, в сторону канала Грибоедова.

Инженерная улица
Инженерная улица

В доме напротив нас ждет еще один музей. Но для начала осмотримся вокруг.

Справа — Спас на крови.

-37

Вид с Итальянского моста:

-38

Слева в приближающемся закате — дом Зингер и колонны Казанского собора:

-39

На противоположном берегу — Дом Первого Общества взаимного кредита:

Набережная канала Грибоедова, 13
Набережная канала Грибоедова, 13

Павел Юльевич Сюзор нашел себя и в модерне, и в эклектике.

Скульптуры на аттике у основания купола ваяли по проекту великого Опекушина:

-41

Окно в центре фасада привлекает внимание:

-42

За ним — бывший операционный зал:

-43

источник

Как же без атлантов в таком монументальном ансамбле:

-44

Справа от Дома Первого Общества взаимного кредита — наш следующий герой.

-45

Внешне он ничем не выделяется. Изначально это — жилой корпус Придворного конюшенного ведомства аж 1800 года рождения по проекту Луиджи Руска. Затем его перестроил в 1838 Александр Буржуа, перед революцией в нем обитали музыканты Придворного оркестра, и уже в 1930-е годы здание приобрело знакомый нам вид (появились 4 и 5 этаж).

Обосновалась здесь литературная элита Ленинграда, поэтому у дома такое имя.

-46

Писательский дом и музей «XX век»

Вот как он выглядел до перестройки:

Фото 1930 года
Фото 1930 года

А так — после (на этой фотографии не менее интересен деревянный Итальянский мост):

Фото 1933 года
Фото 1933 года

источник

Дом прозвали в народе «писательский небоскреб», поскольку достроенную жилплощадь передали Литфонду, и в него вселились семьи литераторов. Вениамин Каверин, Виссарион Саянов, Евгений Шварц, Борис Корнилов, Николай Заболоцкий, Ольга Форш, Борис Житков, и, конечно, Михаил Зощенко.

До 2007 года в квартире №119 на третьем этаже был музей его имени, затем он преобразован в «XX век».

Особенность — полностью идентичная обстановка, какой она была 90 лет назад, с личными вещами хозяина.

Вход — со стороны Чебоксарского переулка:

Набережная канала Грибоедова, 9
Набережная канала Грибоедова, 9

Во дворе:

-50

Парадная, где расположен музей:

-51

источник

Внутри:

-52
-53
-54

Выходим обратно. Чебоксарский переулок — совсем крошечный. Из него мы «выскакиваем» прямо к Метеорологическому павильону, за которым начинается уголок Швеции в Петербурге:

Малая Конюшенная, 1-3
Малая Конюшенная, 1-3

«Шведский район»

В начале Малой Конюшенной, на нечетной стороне — церковь святой Екатерины в романском стиле, по проекту Карла Андерсона.

-56

Над входным порталом — окно в форме розы:

-57

Справа от храма — один из жилых домов, принадлежавших шведской диаспоре.

-58

Также работа Карла Андерсона:

-59

А слева — еще один жилой дом, перестроенный в 1905 году по проекту мэтра модерна Федора Лидваля. Именно его мы видели на фото выше, за метеорологическим павильоном:

-60

Совы над парадной:

-61

Без совы у Лидваля никак) В данном случае — замысловатая стилизация, так что не сразу догадаешься, кто это.

-62

За аркой, внутри двора шведский комплекс продолжается.

Теперь это Дворец учащейся молодежи:

-63

Как вы думаете, для чего сей объект у входа?

-64

В закутке между Дворцом и соседним корпусом — граффити «Город», с посвящением двум великим зодчим, Андерсону и Лидвалю.

-65

Возвращаемся на Малую Конюшенную. Перспектива «шведского уголка» с одной:

-66

И с другой стороны:

-67

Дальше идем в сторону Невского. После заката картина особенно завораживает:

-68

Но чтобы все детально рассмотреть, «включим» свет. Следующая остановка — у дома №10.

Бывший доходный дом семейства Имзен (снова шведы), обретший окончательный облик в 1875 году по проекту Павла Сюзора (знакомые всё лица).

Малая Конюшенная, 10
Малая Конюшенная, 10

Путти на щипце:

-70

Ниже, с обеих сторон — женское трио:

-71

Напротив — один из доходных домов Петрикирхе:

Малая Конюшенная, 7
Малая Конюшенная, 7

Заходим в его арку. А вот что за ней скрывается — расскажу в следующей статье. Продолжим наш путь с этого места — там еще столько интересного.

Напоследок — вечерний собор.

-73

До встречи и хороших вам прогулок!

P.S. Также приглашаю вас в Telegram-канал — выкладываю то, что не вошло в статьи на Дзен + анонсирую экскурсии по самым чудесным местам Петербурга.