Возможно вы уже неднократно были в этих местах, но я расскажу о них малоизвестные факты — о судьбах людей, что с ними связаны. А историй здесь о-го-го! Покажу архивные фотографии, сравним, что было и как стало.
Также зайдем в три музея, где редко ступает нога петербуржцев и гостей города. Будут и тайные проходки. Казалось бы, откуда они могут быть в центре? А они есть)
Итак, вперед!
Площадь Искусств
В это трудно поверить, но чуть более 200 лет назад здесь был пустырь, когда за проект Михайловского дворца взялся Карл Росси. Задача грандиозная — спланировать не только резиденцию Великого князя, но и целый ансамбль перед ней.
В итоге вместо оранжерей и бытовых построек Третьего Летнего сада появились сквер, по периметру — театр, здание Дворянского собрания (ныне Филармония), дом костела св. Екатерины, несколько особняков, позднее также — гостиница «Европейская».
Когда-то мимо нее, по Михайловской улице на Невский сначала ходила конка:
Затем — трамвай:
Судя по этой фотографии, на площади было кольцо. На ней же видим, что сквер совсем иной:
Александр Сергеевич появился только в 1957 году благодаря Михаилу Аникушину.
Перспектива Михайловской улицы:
С 1940 до 1991 она носила имя Бродского. Не Иосифа, а Исаака — живописца, директора Академии художеств в советские годы. И именно с ним связан первый адрес.
Музей Бродского
Перед тем, как в него зайти, окинем взором картину вокруг.
Прямо перед нами — Михайловский дворец, обитель Русского музея.
1 марта 1881 года после развода караула в Манеже неподалеку здесь остановился «на чай» у своей кузины император Александр II. Дальше его экипаж двигается по Инженерной улице в сторону Екатерининского канала (сейчас имени Грибоедова), где уже ждут четверо террористов из «Народной воли» во главе с Софьей Перовской.
Путь всех участников трагедии по шагам я показываю здесь:
Слева от главного корпуса дворца — западный флигель, который раньше называли Фрейлинским.
Над ним видны купола Спаса на крови, возведенного на месте «голгофы» Александра II:
А еще левее — Михайловский театр.
Это последнее по времени появления на свет здание ансамбля Росси (1833 год).
С ним бесшовно соединен тот самый дом, построенный на 10 лет раньше театра. Адрес — площадь Искусств, 3.
Нужный вход — слева от арки.
Изначально дом принадлежал военному губернатору Петербурга Павлу Голенищеву-Кутузову, племяннику прославленного фельдмаршала. Часть дома сдавалась внаем, где жили, например, писатель Алексей Толстой и «отец русской атлетики» Владислав Краевский.
В первые годы советской власти здесь — Спасский райсовет рабочих депутатов, а с 1925 и до смерти в 1939 году два этажа занял под квартиру и мастерскую Исаак Израилевич Бродский (для справки, Иосиф Александрович Бродский не имеет к нему никакого отношения, просто однофамильцы).
Основоположник «соцреализма», директор Академии художеств с 1934, автор портретной галереи вождей, известен еще до 1917 года. Ученик Репина увлекался в основном пейзажами.
После революции Бродский «схватил удачу за хвост», рьяно взявшись служить новой власти. Многим из вас знакомый с детства «Ленин в Смольном» — его работа.
Не буду вдаваться в политическую подоплеку творчества художника, скажу лишь, что в лихие годы он помогал коллегам, попавшим в бедственное положение, коллекционировал передвижников и не только. Суриков, Левитан, Юон, Кустодиев, Поленов, Маковский — их картины вы можете увидеть в музее Бродского.
Здесь тихо даже в «высокий» сезон. Если в Русский музей очереди, то в доме №3 мы застали всего несколько посетителей. А еще — интерьеры в великолепной сохранности со множеством уникальных деталей.
На первом этаже — одновременно гостиная, столовая, кабинет хозяина. По четвергам он собирал художников, артистов, музыкантов.
На крышке рояля — фотографии с дарственными надписями Репина, Шаляпина, Есенина.
Угловой камин с полкой из черного мрамора:
Справа от него на стене — «купеческий» цикл Бориса Кустодиева:
Письменный стол:
Старинный австрийский бювар для хранения рисунков и чистых листов:
Внимание приковывает «Шаляпин в роли Мефистофеля» кисти Головина:
Вид в обратную сторону, где открыта дверь:
Ведет она к лестнице на второй этаж:
В углу небольшого пространства снова камин:
Поднимаемся по лестнице.
На втором этаже — мастерская.
Это помещение Бродский получил чуть позже, в 1930 году. Оно хранит память о музыкальных вечерах графов Виельгорских, гостями которых в разные годы были артисты императорских театров, Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Карл Брюллов, Глинка, Рубинштейн и другие «звезды».
У стола — четыре резных дубовых стула, с портретами на спинках.
Герои — уже упомянутые Александр Сергеевич, Михаил Иванович Глинка, Карл Брюллов, а также Иван Андреевич Крылов.
Непременный камин:
Еще один инструмент, справа от него на стене — портреты «высоких» героев.
Слева же — возлежит Федор Иванович Шаляпин. Работа Бориса Григорьева, 1918 год.
Ну а из работ самого Исаака Бродского мне больше всего понравился «Город ночью». Сколько ни пытался узнать, что за место на ней изображено — тщетно. Возможно вы подскажете:
В бывшей спальне сейчас тоже экспозиция.
Заслонка печи:
Выходя из музея, поворачиваем на Инженерную улицу, в сторону канала Грибоедова.
В доме напротив нас ждет еще один музей. Но для начала осмотримся вокруг.
Справа — Спас на крови.
Вид с Итальянского моста:
Слева в приближающемся закате — дом Зингер и колонны Казанского собора:
На противоположном берегу — Дом Первого Общества взаимного кредита:
Павел Юльевич Сюзор нашел себя и в модерне, и в эклектике.
Скульптуры на аттике у основания купола ваяли по проекту великого Опекушина:
Окно в центре фасада привлекает внимание:
За ним — бывший операционный зал:
Как же без атлантов в таком монументальном ансамбле:
Справа от Дома Первого Общества взаимного кредита — наш следующий герой.
Внешне он ничем не выделяется. Изначально это — жилой корпус Придворного конюшенного ведомства аж 1800 года рождения по проекту Луиджи Руска. Затем его перестроил в 1838 Александр Буржуа, перед революцией в нем обитали музыканты Придворного оркестра, и уже в 1930-е годы здание приобрело знакомый нам вид (появились 4 и 5 этаж).
Обосновалась здесь литературная элита Ленинграда, поэтому у дома такое имя.
Писательский дом и музей «XX век»
Вот как он выглядел до перестройки:
А так — после (на этой фотографии не менее интересен деревянный Итальянский мост):
Дом прозвали в народе «писательский небоскреб», поскольку достроенную жилплощадь передали Литфонду, и в него вселились семьи литераторов. Вениамин Каверин, Виссарион Саянов, Евгений Шварц, Борис Корнилов, Николай Заболоцкий, Ольга Форш, Борис Житков, и, конечно, Михаил Зощенко.
До 2007 года в квартире №119 на третьем этаже был музей его имени, затем он преобразован в «XX век».
Особенность — полностью идентичная обстановка, какой она была 90 лет назад, с личными вещами хозяина.
Вход — со стороны Чебоксарского переулка:
Во дворе:
Парадная, где расположен музей:
Внутри:
Выходим обратно. Чебоксарский переулок — совсем крошечный. Из него мы «выскакиваем» прямо к Метеорологическому павильону, за которым начинается уголок Швеции в Петербурге:
«Шведский район»
В начале Малой Конюшенной, на нечетной стороне — церковь святой Екатерины в романском стиле, по проекту Карла Андерсона.
Над входным порталом — окно в форме розы:
Справа от храма — один из жилых домов, принадлежавших шведской диаспоре.
Также работа Карла Андерсона:
А слева — еще один жилой дом, перестроенный в 1905 году по проекту мэтра модерна Федора Лидваля. Именно его мы видели на фото выше, за метеорологическим павильоном:
Совы над парадной:
Без совы у Лидваля никак) В данном случае — замысловатая стилизация, так что не сразу догадаешься, кто это.
За аркой, внутри двора шведский комплекс продолжается.
Теперь это Дворец учащейся молодежи:
Как вы думаете, для чего сей объект у входа?
В закутке между Дворцом и соседним корпусом — граффити «Город», с посвящением двум великим зодчим, Андерсону и Лидвалю.
Возвращаемся на Малую Конюшенную. Перспектива «шведского уголка» с одной:
И с другой стороны:
Дальше идем в сторону Невского. После заката картина особенно завораживает:
Но чтобы все детально рассмотреть, «включим» свет. Следующая остановка — у дома №10.
Бывший доходный дом семейства Имзен (снова шведы), обретший окончательный облик в 1875 году по проекту Павла Сюзора (знакомые всё лица).
Путти на щипце:
Ниже, с обеих сторон — женское трио:
Напротив — один из доходных домов Петрикирхе:
Заходим в его арку. А вот что за ней скрывается — расскажу в следующей статье. Продолжим наш путь с этого места — там еще столько интересного.
Напоследок — вечерний собор.
До встречи и хороших вам прогулок!
P.S. Также приглашаю вас в Telegram-канал — выкладываю то, что не вошло в статьи на Дзен + анонсирую экскурсии по самым чудесным местам Петербурга.