Распутин, император Николай I, Достоевский, декабристы — ох, сколько героев поджидает нас на этом пути. И это еще не весь список. Маршрут короткий, но настолько насыщенный событиями и историями, что хочется возвращаться и изучать эти места снова и снова.
Итак, вперед!
Сенная площадь
Лихое прошлое — это еще слабо сказано. По нынешнему облику и не догадаешься, если не знать.
Все начиналось с торговли сеном (отсюда название). Впоследствии — самый крупный продуктовый рынок старого Петербурга, окрестности которого облюбовали беднота и криминал. Сюда приходили те, кому или нечего терять, или есть что скрывать. В ночлежки по соседству, особенно в так называемую «Вяземскую лавру» даже полиция боялась заглядывать.
Четкую характеристику читаем в «Преступлении и наказании»:
Раскольников любил эти места, равно как и все близлежащие переулки, когда выходил без цели на улицу. Тут лохмотья его не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализируя.
На углу Садовой и Таирова переулка в 1831 году в разгар холерной эпидемии находилась больница. Толпа черни, считая немцев-докторов виновниками распространения заразы, ворвалась в больницу и нескольких из них убила. В итоге на Сенную приехал сам Николай I.
Легенда гласит, будто император смог, не прибегая к насилию, усмирить бунтующий народ, который был сражен его красноречием и пал ниц, как только самодержец начал укорять их словами «стыдно народу русскому, забыв веру отцов, подражать буйству французов и поляков».
На самом деле сначала здесь «поработали» гвардейцы, а уж потом приехал император. Впрочем, и это весомый поступок — пренебрег опасностью, поцеловал кого-то из людей, стоявших в толпе, что вызвало у наиболее чувствительных слезы и крики «умрем за батюшку царя».
Как бы то ни было, этот момент отражен на памятнике Николаю I на Исаакиевской площади:
Во времена Достоевского в том самом переулке (ныне имени Бринько) находилась редакция журнала «Репертуар и пантеон», где писатель опубликовал свою первую работу — перевод романа «Евгения Гранде» обожаемого им Оноре де Бальзака.
С Федором Михайловичем здесь многое связано. Пять (!) адресов за несколько лет чуть в сторону от Сенной — рядом с каналом Грибоедова. Не зря именно эти места называют «Петербургом Достоевского».
А собственно на площади — шестой адрес, где гений провел всего два дня, но каких!
Это гауптвахта Сенного рынка — павильон в стиле классицизма напротив станции метро. В XIX веке внутри — воинский караул, следивший за порядком, а также — помещения для временного содержания арестантов.
Причина заключения Достоевского — нарушение цензурного права за публикацию в журнале «Гражданин» цитаты из речи императора Александра II без санкции соответствующих органов.
Дальше прокатимся на машине времени.
Так выглядела Сенная в 1902 году:
Так в 1959 уже под именем «Площадь Мира». В здание гауптвахты «поселили» автовокзал:
И на фото, и на картине — храм, которого нет. Собор во имя Успения Пресвятой Богородицы, в народе «Спас на Сенной». Взорвали в 1961 году при строительстве станции метро.
Сейчас на этом месте часовня:
Фото 1988 года (сделано в момент строительства станции метро «Садовая», поэтому все перегорожено):
И 1992 года:
Сравните с 2024:
Летом:
Совсем другая жизнь, а прошло всего 30 лет...
Дальше поворачиваем направо:
Двигаемся по Садовой:
И остановимся на углу с Гороховой, где с обеих сторон — знаковые адреса.
Дом Яковлева
Это даже не дом, а настоящий дворец, занимающий огромный участок.
Фасад 100 метров вдоль Садовой и 100 метров вдоль Гороховой. Чистая «классика» второй половины XVIII века.
Кто им владел?
Карьера этого человека похожа на фантастический роман. Савва Яковлевич Собакин (такова его фамилия с рождения, впоследствии преобразованная согласно отчеству) начинал с уличной торговли мясом у Летнего сада. По преданию, зычный голос лоточника отметила как-то на прогулке императрица Елизавета Петровна: «Кто таков, пусть отправит телятины на пробу». Так Савва стал поставщиком Императорского двора.
Дальше — право на винный откуп и таможенные сборы в ряде областей, а также денежные ссуды самому Петру III. Именно с его смещением связана самая «громкая» оплошность предпринимателя.
Екатерина II по случаю своего прихода к власти приказала раздавать бесплатно водку во всех кабаках Петербурга. Савва как «алкогольный монополист» ослушался. Приговор — носить по праздникам на шее медаль весом в пуд. Императрица сменила гнев на милость после одного случая. А также пожаловала «благородную» фамилию Яковлев (потомственное дворянство купец получил еще от Петра III).
Наконец, из «просто купцов» в олигархи наш герой выбился после покупки металлургических заводов на Урале. Его «хозяйство» превосходило даже Демидовых.
В Петербурге Яковлев считался крупнейшим землевладельцем — владел в числе прочего всем участком от Садовой до Фонтанки. И именно на его деньги был построен разрушенный в советские годы Спас на Сенной.
А в доме на Садовой / Гороховой чего только не было в последующие годы: Торговые лавки всех мастей, мастерская изделий из гипса и мрамора, кинематограф, театр эстрадных миниатюр, промтоварный склад, наконец, Ленинградское отделение ТАСС и частично — квартиры.
1756 год (!) постройки, ни разу не было капремонта.
По диагонали от Яковлева — дом, связанный с еще одной легендарной фамилией.
Дом Жукова
Можно ли построить 4-этажный жилой дом за 50 дней? Для «табачного короля» Василия Жукова не было ничего невозможного. Он не скупился на затраты, лишь бы чем-то выделиться в столице. 800 рабочих, архитектор Николай Гребенка «дневал и ночевал» на месте строительства.
Вот что получилось:
В дни строительства на Садовой собирались толпы любопытных. Дому уделила внимание не только русская, но и зарубежная пресса, так что купец остался доволен.
В журнале «Иллюстрацiя» №30 за 1845 год писали:
При быстрой постройке невольно рождается мысль о ее непрочности. Жуков, как добрый христианин, об этом думал, и ежедневно с утра до ночи сам присутствовал при постройке дома, часто там и обедал, часто, говорят, своими руками исправлял кладку камней, учил рабочих, ободрял их и обещал, коли окончат дом благополучно, сделать для них праздник. После окончания были розданы от Жукова всем рабочим подарки, каждому по красной рубахе и синим шароварам.
Этот человек открыл первую в России сберегательную кассу, его табак курили Великие князья и тогдашняя творческая элита. Организатор от Бога, благотворитель и попечитель (построил, например, детский приют). Мещанин родом из Псковской губернии. Начинал плотником (!) в театре. В итоге был избран в столице городским головой.
Секрет его успеха — отдельная история. Покажу, как выглядел дом до революции.
А это парадная в наши дни:
А вот как выглядел перекресток Садовой и Гороховой 200 лет назад, в 1823 году на картине Карла Беггрова:
Справа узнаем дом Яковлева, а слева — здание, перестроенное полвека спустя архитектором Иеронимом Китнером.
Осенью 2024:
Особых достоинств я у него не выделю, кроме росписи на брандмауэре. Для этого зайдем во двор (арка в соседнем доме №38 по Гороховой улице).
Рядом:
Если знаете историю этой замечательной скульптуры, поделитесь в комментариях.
Из двора выходим на Гороховую. Если посмотреть направо, то виден шпиль Адмиралтейства:
А мы идем налево, в сторону Фонтанки, где на горизонте — Театр юного зрителя.
Сразу за домом Яковлева видим здание Компании для хранения и залога громоздких движимостей.
Многие петербуржцы тогда часто меняли квартиры или жили в городе только один сезон. Уезжая, они могли оставить свои вещи на хранение Компании или поручить продать их.
В 70-80 годы XIX века руку к постройке приложили именитые зодчие Павел Сюзор, Николай Басин. А в 1912 году над украшением фасада поработал Владислав Карпович. В результате между 1 и 2 этажом появились эти маски:
После революции и национализации помещения компании заняла мебельная фабрика «Нева». В начале 2000-х они оказались бесхозными, долгое время пустовали.
Сейчас новые владельцы превратили его в общественное пространство SENO.
Мы видели парадный фасад, а за его стенами еще столько всего.
Общественное пространство SENO
Заходим в арку:
Бывшие фабричные корпуса:
Самое интересное в соседнем дворе.
Нынешние обитатели — кафе, магазины, мастерские.
Немного эпатажные скульптуры:
Вечером:
Картина на выходе:
Держим путь к Фонтанке. Через 300 метров — Семеновский мост:
Но перед ним мы посетим одно культовое место. Находится оно в парадной последнего перед набережной дома №57.
Заходим в эту арку:
Во дворе:
Заходим в левую дверь.
Именно за ней скрывается легендарная Ротонда.
Ротонда
Построил этот дом изначально знакомый нам Савва Яковлевич Собакин-Яковлев. Потомки его в середине XIX века продали владение купцу Евментьеву, и уже при нем архитектор Винтергальтер спроектировал парадную-ротонду в угловой части здания. Впрочем, тут мнения историков расходятся. И по времени появления ротонды, и по авторству. Я остановлюсь на озвученной выше версии.
Интересно, что дом №57 составляет стилистическую пару с домом купчихи Кукановой на четной стороне (№50):
Добротная «классика» и в том, и в другом случае. Но нас интересует пространство, скрывающееся за фасадом.
Откуда взялась легенда о собраниях петербургских масонов — одному Богу известно. Но именно благодаря ей 40 лет назад Ротонду облюбовали ленинградские неформалы. Мол, место мистическое. Либо твои желания исполнятся, либо улетишь в тартарары в зависимости от чистоты намерений. Вспоминаем башню грифонов во дворе дома Пеля на Васильевском острове)
Вид в 2013 году:
На минуточку, дом жилой.
Сейчас все гораздо пристойнее. За порядком постоянно следит «хранитель», который все покажет-расскажет.
«Мемориальное» окно с криками души молодых сердец:
А желания свои гости Ротонды оставляют теперь в записках у стены на втором этаже (когда-то там была дверь):
Источник мистификации Ротонды — я полагаю, в ее необычной форме. Это единственная парадная в Петербурге подобного рода.
Геометрия «купола»:
На третьем этаже — несколько квартир.
Устные предания передают истории о мини-концертах Кинчева, Бутусова, Цоя «для своих» еще в те времена. Что из этого правда, что вымысел — не берусь сказать.
Определенно одно: в 80-90 годы прошлого века Ротонда была одним из мест тусовки андеграунда. Музыканты, художники, актеры и просто «хиппующая» молодежь. Как они уживались с жителями дома? Благодаря уникальной акустике. В определенном месте даже шепот будет услышан за 20 метров. А в другом наоборот. Играй себе да пой, и ничего.
И еще: в доме №57 никогда не жил Григорий Распутин. Скоро мы увидим его настоящий адрес.
Следуем через Семеновский мост. Вид на Фонтанку во время заката:
Ближе:
Семеновская площадь за мостом состоит из двух «долек», разделенных Гороховой улицей:
Самое замечательное — в правой части ансамбля.
Круглый дом
В начале появилось четырехэтажное здание с изогнутой линией главного фасада. 1817 год, неизвестный архитектор. А несколько лет спустя по проекту Иосифа Шарлеманя достроили корпус во дворе — абсолютно круглый.
План на карте:
Ему уже более 200 лет, и до сих пор в нем живут люди.
Зайдем в арку, посмотрим.
Летние фотографии:
Справа — небольшой садик.
Пространство между корпусами:
А это — во дворе круглого дома:
Над головой:
Принадлежало это хозяйство сперва купцам Устиновым, затем — Петровым. Родители Пушкина — Сергей Львович с Надеждой Осиповной снимали здесь квартиру сразу после переезда в Петербург, когда сын поступил в лицей.
Вид сверху:
В левой части Семеновской площади — бывшие казармы Московского полка, который почти в полном составе вышел 14 декабря 1825 на Сенатскую площадь во время восстания декабристов.
Ныне здесь — военкомат Ленобласти.
Общая панорама:
Архитектура — в духе дома Устиновых, интересное — так же во дворе.
Топиарная скульптура «Влюбленные»:
В этом милом здании — гостиница, и это новострой на месте нежилого хоз. блока:
Снова выйдем на Гороховую.
И у нас остается два адреса.
Дом Дерновой
Справа, на углу с Большим Казачьим переулком — дом Дерновой, жены того самого купца Ивана Ивановича Дернова, что владел «Башней» на Таврической.
Перспектива переулка:
В нем каждый дом изумителен по своей истории, но это — тема для отдельной статьи.
Сейчас же — несколько слов о доме Дерновой. В нынешнем виде он существует с 1902 года, по проекту инженера Иорса. А в середине XIX века здесь стоял небольшой каменный дом, где снимал квартиру один из лидеров кружка петрашевцев Сергей Федорович Дуров. На вечера к нему приходили не столько за «политикой», сколько обсудить новинки музыки, живописи, литературы.
Завсегдатаи — Глинка, Плещеев, Достоевский. Вполне возможно, что именно здесь Федор Михайлович читал знаменитое письмо Белинского Гоголю, послужившее поводом для ареста.
На четной стороне Большого Казачьего переулка — центральное управление Петербурггаза, достойный образец современной архитектуры:
А через 60 метров на противоположной стороне — наш последний герой. Слева видна его башня:
Дом Распутина
В справочниках он значится как «Доходный дом А. В. Бадаевой и М. П. Тимофеевой», но я намеренно называю его домом Распутина. Это последний адрес Григория Ефимовича, где он жил с 1914 года. Именно отсюда «старец» вышел в декабре 1916 навстречу своей смерти.
Архитектор Фащевский, 1902 год. Где-то стиль определяют как модерн, но на мой взгляд, это чистая эклектика.
Внимание привлекает центральная часть фасада.
«Дно» эркера:
В лицевой парадной:
А Распутин жил в дворовой парадной, в квартире на втором этаже.
Знаменитая квартира Распутина была коммуналкой почти сто лет. Это значит, что в ней не пытались сделать «евроремонт», поменять окна, двери и так далее: здесь масса оригинальных артефактов, которые «помнят» старца и которых касалась его рука.
Нынешний владелец, Дмитрий Филатов постепенно выкупал комнаты, реставрировал обстановку и открыл частный музей.
Кабинет хозяина:
Кухня:
Оригинальная фурнитура на окнах:
Выход на черную лестницу, по которой в роковой день пришел князь Феликс Юсупов:
источник
Выходим во двор:
Круглое окно в лицевой парадной:
Перспектива Гороховой, впереди — ТЮЗ.
На этом прощаюсь.
В помощь — карта маршрута:
До встречи и хороших вам прогулок!
P.S. Также приглашаю вас в Telegram-канал — выкладываю то, что не вошло в статьи на Дзен + анонсирую экскурсии по самым чудесным местам Петербурга.