Не так давно, на рубеже тысячелетий, 18 января 2000 года, в Вене ушла из жизни удивительная женщина, которая, несмотря на все испытания, прожила долгую жизнь — 103 года.
Она была первой женщиной-архитектором в Австрии. Позже, будучи коммунисткой и социалисткой, она активно участвовала в антифашистском сопротивлении в Вене. Схваченная гестапо, она провела четыре года в лагерях и была освобождена лишь в 1944 году.
Её карьера архитектора охватывала множество стран: она проектировала и строила здания в Австрии, Германии, Советском Союзе и Турции. Однако, прежде всего, она запомнилась как человек, совершивший революцию на кухне. Её прорыв в дизайне и проектировании кухонных интерьеров позволил унифицировать то, что мы сейчас называем кухонной мебелью. Принципы эргономики пространства, разработанные этой удивительной женщиной, стали основой для создания современных встраиваемых кухонь.
В своих архитектурных работах Грета Шютте-Лихоцки опиралась на принципы школы «Баухаус» и Вальтера Гроппиуса. Отличительными чертами её проектов являются эргономичность, простота и функциональность.
В 1926 году для типовой застройки во Франкфурте она создала кухню.
Она писала: «Я убеждена, что каждый миллиметр пространства имеет своё предназначение, каждый из них преобразуется в трёх измерениях и служит определённой цели. Однако важно также помнить о социальных аспектах, ведь дом – это не только физическое пространство, но и воплощение наших повседневных привычек».
Жизнь Маргарете Шютте-Лихоцки была полна ярких и трагических событий, которые были тесно связаны с историческими перипетиями. В 1918 году она поступила в Венскую школу художественных промыслов и стала первой женщиной-архитектором в Австрии.
На протяжении всей жизни Грету отличали смелость, честность, принципиальность и новаторство. Молодые немецкие и австрийские архитекторы в то время стремились создавать здания, интерьеры и предметы мебели, которые были бы просты по форме и функциональны.
Молодая и амбициозная Маргарете Лихоцки, вдохновленная идеями социал-демократической партии Австрии, с энтузиазмом взялась за проектирование многоквартирных домов для венских рабочих и служащих. Она работала в бюро Адольфа Лооса, известного автора нашумевшего, в эпоху модерна эссе: «Орнамент, как преступление».
В сотрудничестве с Лоосом, в то время еще совсем юная Грета, она создала жильё для инвалидов Первой мировой войны. Это был её первый опыт в проектировании доступной среды для людей с ограниченными возможностями.
Позже, Эрнст Май, заметив талант Маргарете, пригласил её во Франкфурт, чтобы она разработала типовое жильё для рабочих. Для одного из кварталов Гретта создала проект кухни, который стал неотъемлемой частью истории дизайна и получил название «Франкфуртская кухня». Этот проект навсегда изменил представление об удобстве и эргономике.
Здесь нужно сказать, что не Грета первой озвучила эту проблему, она лишь оформила и воплотила в жизнь идею, которая зародилась задолго до неё.
В 1869 году в США вышла книга Катарины Бичер «Дом американской женщины», которая стала важным этапом в развитии идей о домашнем хозяйстве.
Затем Лилиан Гилберт, американка, инженер, дизайнер и мать 11 детей, провела свой знаменитый эксперимент с клубничным пирогом. Она использовала рабочий треугольник на кухне, чтобы оптимизировать процесс приготовления, а Маргаретте с немецкой педантичностью сократила количество шагов с 281 до 45, а количество операций — с 97 до 64.
Маргаретте вооружилась секундомером и рулеткой и провела целый день на обычной кухне. Хотя сама Маргарете не умела готовить, она много часов следовала по маршруту, который ежедневно проходит женщина, готовящая еду. Рисуя траектории, она систематизировала и оптимизировала наиболее повторяющиеся движения.
Результаты её наблюдений удивили: из-за нерационального устройства традиционного кухонного пространства домохозяйки проходили по несколько километров в день. Это заставило её задуматься о том, как можно сделать процесс приготовления пищи более эффективным. Так появился знаменитый проект «Франкфуртской кухни».
Вдохновением для неё послужил корабельный камбуз и желание найти женщине время на себя.Это было настоящее преображение. На площади 6,5 квадратных метра Маргарете удалось разместить модульные секции, которые рационально использовали всё пространство до последнего сантиметра. Кухонная мебель была лишена ножек и установлена на бетонный подиум, что придало ей более современный и динамичный вид.
Так появились первые образцы встраиваемой мебели. Дизайн был основан на принципах функциональности: плита располагалась справа, двойная мойка — слева, а навесные шкафы имели скользящие дверцы. Табурет был крутящимся, а лампа — подвесной и передвижной.
На стол, при желании выдвигалась швейная машинка и кухня превращалась в пошивочный цех. Изначально кухня выпускалась в трех цветах: белом , синем и зеленом. К стати, выбор именно зеленого цвета был не случаен, считалось, что грязно зеленый цвет отпугивает насекомых.
Особое внимание на «франкфуртской кухне» было уделено «шюттенкам» — выдвижным контейнерам для хранения сыпучих продуктов. Их было ровно 18 штук. Изначально они располагались внизу, но позже, после критики со стороны домохозяек с детьми, их переместили в верхние шкафы. Дело в том, что дети легко могли добраться до нижних контейнеров и высыпали их содержимое на пол.
Еще одним удобным решением стала раздвижная дверь между кухней и гостиной. Теперь можно было одновременно готовить и присматривать за детьми.
Угольные и дровяные печи остались в прошлом. Над газовой плитой Маргарете предложила установить вытяжное отверстие. Так на кухне появилась первая вытяжка — компактная и функциональная.
Немцы быстро оценили преимущества этого дизайна, и за короткий срок во Франкфурте было спроектировано и построено несколько десятков тысяч таких кухонь.
С течением времени дизайн-проект менялся: менялись размеры, цвета и фактуры, появился холодильник, бытовая техника стала встраиваемой. Но основные принципы эргономики остались неизменными: плита по-прежнему располагается справа, а мойка — слева. Эргономическим решениям Маргарете Лихотски уже почти сто лет.
Маргарете, будучи всего лишь тридцатилетней, спроектировала кухню, которая сделала её знаменитой. Впереди её ждала долгая и насыщенная жизнь.
В тридцатые годы прошлого века архитектор провела время в СССР, где занималась проектированием промышленных городов, включая Магнитогорск. По возвращении в Германию она была арестована Гестапо и провела четыре ужасных года в концлагере.
Оставшуюся часть жизни Маргарете посвятила проектированию частных домов и консультированию по архитектурным проектам в разных уголках мира, включая Кубу и Китай.
Екатерина Серёжина