Найти в Дзене
Детская неврология

Восприятие собственного тела, вестибулярные проблемы

Вестибулярный тип нарушений функционирования нервной системы — самый распространенный тип нарушений, который обнаруживается у исключительных школьников. Он касается всего, что связано с восприятием собственного тела. Так как наш мозг живет в теле, он не способен игнорировать информацию о нем, даже занимаясь «интеллектуальными» видами деятельности (никуда не убежишь с подводной лодки). Если подкорковые структуры ребенка («матросы») не созрели, кора мозга также может получать некорректную информацию о теле. Так как кора у ребенка также не созрела, никаких логических объяснений при этом ребенок искать не будет. Скорее всего он с самого начала и ощущал свое тело именно так. Проблемы с восприятием целостности и границ своего тела у детей обычно проявляются не так остро, как в ситуации с ногой в кровати, но они мешают формированию сложных видов деятельности, таких как чтение и письмо. Коре мозга приходится постоянно запрашивать у подкорковых структур информацию о положении тела и его часте

Вестибулярный тип нарушений функционирования нервной системы — самый распространенный тип нарушений, который обнаруживается у исключительных школьников. Он касается всего, что связано с восприятием собственного тела.

Так как наш мозг живет в теле, он не способен игнорировать информацию о нем, даже занимаясь «интеллектуальными» видами деятельности (никуда не убежишь с подводной лодки).

Если подкорковые структуры ребенка («матросы») не созрели, кора мозга также может получать некорректную информацию о теле. Так как кора у ребенка также не созрела, никаких логических объяснений при этом ребенок искать не будет. Скорее всего он с самого начала и ощущал свое тело именно так. Проблемы с восприятием целостности и границ своего тела у детей обычно проявляются не так остро, как в ситуации с ногой в кровати, но они мешают формированию сложных видов деятельности, таких как чтение и письмо. Коре мозга приходится постоянно запрашивать у подкорковых структур информацию о положении тела и его частей в пространстве. На остальную деятельность ресурсов остается мало.

Вы, конечно, сейчас думаете, что это не о вашем ребенке, так как он из кровати не выпадает (может быть, только во сне) и вообще твердо стоит на ногах. Однако неспособность мозга контролировать положение тела и его частей в поле гравитации у детей проявляется достаточно часто, но остается, как правило, никем не замеченной. Даже сама идея о том, что у ребенка могут быть трудности с контролем целостности тела обычно никому не приходит в голову. Эти нарушения связаны с тем, что мозг медленно или некорректно обрабатывает проприоцептивную (мышечно-суставную) и вестибулярную информацию.

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

Вестибулярные проблемы

Ученые уже давно увидели взаимосвязь между проблемами с балансом и учебными затруднениями. Известно, что самыми распространенными трудностями среди школьников являются трудности, связанные с овладением чтением (дислексия), поэтому детей с дислексией чаще всего изучают.

По данным Жана Франка (1973) у 97% школьников с дислексией имеется мозжечково-вестибулярная дисфункция. Другой исследователь, Роберт

Моретти (2002), обнаружил у 95% детей с дислексией постуральную нестабильность (то есть, неспособность к сохранению определенной позы) и нарушения мышечного тонуса.

Однако чаще всего эти дисфункции являются не настолько выраженными, чтобы их можно было выявить с помощью наблюдения за выполнением ребенком физических упражнений.

Поэтому при изучении способности удерживать равновесие у исключительных детей полезно использовать прибор, который называется постурограф (от слова «постура» — «поза»).

Этот прибор способен регистрировать даже самую незначительную степень отклонения центра тяжести человека, находящегося в положении стоя.

Умение твердо стоять на ногах очень важно для нормального функционирования мозга. Способность находится в вертикальном положении обеспечивается двумя системами:

  • вестибулярной
  • проприоцептивной (мышечно-суставной). По результатам исследования

можно делать выводы о качестве работы структур мозга, управляющих этими системами. О том, как мы используем этот прибор, будет рассказано в разделе «Диагностика».

В последние десятилетия прошлого века с помощью различных типов постурографов проводились исследования школьников. Отклонения от нормы в области функционирования вестибулярной системы в таких исследованиях называют постуральными нарушениями.

Вот какие результаты удалось получить ученым. По данным Пьера Буржуа (1997), проблемы с постуральным контролем соотносятся со школьной успеваемостью. Среди обследованных им второгодников в возрасте от 10 до 17 лет было выявлено 66% детей с постуральными нарушениями. У мальчиков постуральные нарушения выявляются чаще, чем у девочек.

Достаточно часто в научной литературе способность удерживать равновесие, которую также можно назвать балансом, ассоциируется исключительно с работой вестибулярного аппарата. Однако вполне логично считать, что постуральный контроль является результатом взаимодействия нескольких сенсорных систем (каналов восприятия). Так как поступающая в мозг информация от каждой системы неполна, только совместная работа нескольких анализаторов позволяет получить целостную картину происходящего.

Но при этом именно вестибулярная система является решающей для интеграции всей информации. Например, сетчатка глаза регистрирует движение, но без участия вестибулярной и проприоцептивной систем мы не понимаем: движемся мы или объект в окружающем пространстве. Это мы можем ощутить, когда стоим на железнодорожной платформе и смотрим на отъезжающий поезд. Стоит нам пошевелиться (включить проприоцептивную и вестибулярную системы), как ситуация с поездом проясняется.

Из книги "Исключительные" (автор Виктория Ефимова)

Продолжение следует..

Читайте другие наши статьи:

Наука
7 млн интересуются