Западные пчёлы не могут дать отпор азиатским шершням, которые пришли из других мест. Это большая проблема.
В отличие от азиатских видов пчёл, европейская пчела A. mellifera обитает в Африке, на Ближнем и Среднем Востоке и в Европе. В этих регионах живут только два вида шершней: V. crabro и V. orientalis. Они, конечно, охотятся на пчёл, но не так активно, как азиатские шершни, например, V. velutina, V. simillima, V. mandarinia или V. soror.
Пчёлы A. mellifera не успели приспособиться к этим шершням, поэтому не могут так же хорошо защищаться от них, как от своих сородичей. Из-за этого европейские пчёлы могут погибнуть, если встретятся с шершнями.
В начале XX века европейские пчёлы попали в Азию, а позже азиатские шершни случайно попали в Европу и Северную Америку.
Как и азиатские виды медоносных пчёл, A. mellifera в некоторой степени демонстрирует тряску и сбивание в клубок, однако обе эти защитные стратегии менее эффективны против шершней.
Защитная реакция A. cerana на самом деле более эффективна как с точки зрения количества привлечённых рабочих, так и с точки зрения повышения температуры при сбивании в клубок. В присутствии шершней-ястребов среднее количество пчёл-охранников у A. cerana увеличивается в восемь раз в минуту — примерно с 3 до почти 27 охранников. В то же время у A. mellifera это число просто возрастает примерно с 6 до менее 10 охранников в минуту.
Более того, когда рабочие этих двух видов проявляют по отношению к шершням поведение теплового шара, у A. cerana до более чем 500 пчел быстро окружают шершня, достигая температуры шара 46-47 °C, что достаточно для уничтожения различных видов шершней. Однако температура внутри менее переполненного и скоординированного шара, образованного рабочими A. mellifera, не превышает примерно 44 °C, что ниже термического предела численности различных видов шершней.
Тем не менее, западные медоносные пчёлы всё ещё способны эффективно защищаться от шершней, о чём свидетельствует их поведенческая реакция на шершней у нескольких подвидов A. mellifera и обнаружение мёртвых шершней перед ульями.
Подвид A. mellifera cypria (кипрская пчела), например, демонстрирует интересную адаптацию к своему хищнику — шершню V. orientalis. На уровне колонии он использует различные защитные тактики: некоторые колонии быстро увеличивают количество охранников у входа в улей, чтобы атаковать, поглощать и убивать приближающихся шершней. В то же время другие колонии предпочитают избегать прямых столкновений с хищником, постепенно отступая и формируя защитную линию из медоносных пчёл у входа в улей.
Некоторые колонии пчёл A. mellifera склонны к отступлению. Они строят прополисные стенки с небольшими отверстиями у входов в улей. Это помогает защитить колонию от проникновения шершней.
Кипрские медоносные пчёлы также издают характерный высокочастотный шипящий звук, который может служить сигналом тревоги для сородичей и отпугивающим сигналом для шершней.
Эти пчёлы также использует защиту в виде шара против V. orientalis. Но это не то же самое, что термозащита в виде шара у A. cerana. Температура внутри шара не такая высокая, чтобы убить шершня. Пчёлы убивают хищника, блокируя его дыхание. Температура в пчелином шаре достигает 44 °C. А шершни могут выдержать температуру до 50,6 °C.
Другие виды пчёл, такие как A. mellifera caucasica и A. mellifera meda, не так хорошо защищены от шершней V. crabro и V. orientalis.
A. mellifera ligustica также в некоторой степени защищает себя от своего симпатрического хищника V. crabro.
Стратегия европейского шершня-хищника заключается в патрулировании входов в ульи, чтобы заметить возвращающихся с кормом пчёл и напасть на них. В этом случае защита медоносных пчёл сосредоточена на скоплении охранников у входа в улей, чтобы не дать приближающимся шершням приземлиться. Пчёлы координированно собираются в группы, чтобы поймать шершня, а затем окружают его, образуя типичную «шарообразную» форму.
Сочетание перегрева, выделения углекислого газа и яда пчёлами, образующими «шарик», приводит к гибели шершня.
Смертельная температура для шершня V. crabro составляет 44,2 ± 0,5 °C, а максимальная температура, зафиксированная в центре пчелиных сот, составляет 39,9 ± 7,4 °C, и почти 60% протестированных колоний не могли достичь температуры выше 43 °C.
Медоносные пчёлы A. mellifera научились частично противостоять европейскому шершню V. crabro, благодаря длительной совместной адаптации в среде с умеренным климатом. Но оно неэффективно против других шершней-хищников, таких как V. orientalis, V. velutina или V. mandarinia.
В отличие от азиатских медоносных пчёл, колонии A. mellifera, завезённые в Азию, не подают мерцающий сигнал хищникам-шершням, не реагируют на феромон маркировки, используемый разведчиками V. mandarinia на предварительной фазе групповых атак, и не снижают свою активность в поисках пищи в присутствии шершней V. velutina.
Пчелы-фуражиры, возвращающиеся в улей, вместо этого дезориентируются шершнями V. velutina и снижают скорость полёта, тем самым увеличивая время контакта с хищником. В результате V. velutina ловит больше пчёл A. mellifera, чем A. cerana.
Западные пчёлы не могут дать отпор азиатским шершням, которые пришли из других мест. Это большая проблема.
Особенно опасен азиатский жёлтоногий шершень V. velutina nigrithorax. Он стал угрозой для европейских пчёл и пчеловодов с момента его первого обнаружения во Франции в 2004 году.
Этот вид успешно распространился не только во Франции. Сейчас он встречается в большей части Западной Европы, включая Францию, Италию, Испанию, Португалию, Бельгию, Нидерланды, Великобританию, Германию и Швейцарию.
Быстрое распространение V. velutina в Европе оказывает значительное влияние на экологию, экономику и здоровье населения. Из-за этого он был включён в список инвазивных чужеродных видов, представляющих опасность для этих стран.
Помимо того, что этот вид создаёт угрозу для здоровья человека, так как он гнездится в городской среде и может укусить, жёлтоногий шершень также является хищником, охотясь на множество насекомых. Вероятно, он конкурирует с местными видами, занимая ту же экологическую нишу.
Однако основная угроза, которую представляет V. velutina, связана с пчеловодством из-за интенсивного нападения на медоносных пчёл и отсутствия у них эффективных стратегий защиты.
Действительно, жёлтобрюхий шершень активно охотится на медоносных пчёл рода Apis как в естественных, так и в инвазивных районах, и медоносные пчёлы составляют значительную часть его рациона.
В европейских странах, где обосновался V. velutina, колонии A. mellifera ежегодно несут потери, составляющие от 20 до 30%. Однако, несмотря на то, что V. velutina активно уничтожает европейские пасеки, A. mellifera не может эффективно и организованно защищаться от этого вида шершней, в отличие от медоносных пчёл из других регионов мира, которые эволюционировали вместе со своими естественными врагами Vespa.
Гигантский азиатский шершень V. mandarinia может стать ещё одной серьёзной угрозой для западных медоносных пчёл. Недавно этот вид был обнаружен в США, в штате Вашингтон.
Модели, основанные на климатических условиях Северной Америки, показывают, что без должного контроля этот вид может успешно распространиться по всей территории США. Прогнозируемые территории, подходящие для него, в значительной степени совпадают с районами, где производится наибольшее количество мёда, а также с территориями, богатыми местными видами пчёл.
Инвазивные шершни могут быть опасны для медоносных пчёл, поскольку они могут переносить патогены и болезни.
В ходе недавних исследований было обнаружено, что вирусы, поражающие медоносных пчёл, могут встречаться как в местных, так и в инвазивных популяциях шершней.
Поскольку вирусы часто могут переходить от одного хозяина к другому, а некоторые вирусы, поражающие пчёл, были обнаружены у шершней, заражённые шершни-хищники могут способствовать распространению вирусов среди медоносных пчёл.
Шершни-фуражиры, которые охотятся на пчёл на больших территориях, могут контактировать с вирусами, переносить их и потенциально передавать от одной колонии пчёл к другой.
Шершни и пчёлы — это как две враждующие команды, которые постоянно совершенствуют свои навыки.
Но для нас - это не просто битва за выживание, это ещё и возможность создать новые методы защиты пчёл и пчеловодства. Если мы лучше узнаем, как шершни и пчёлы взаимодействуют друг с другом, мы сможем защитить наших пчёл от шершней-захватчиков.
Например, знание того, как шершни ищут пищу и как они охотятся, может помочь установить эффективные ловушки на пасеке. Это особенно важно, когда хищники начинают активно атаковать пасеки и ульи.
Что касается инвазивного вида V. velutina во Франции, то в полевых условиях было замечено, что хищничество длится более пяти месяцев и может быть разделено на три этапа.
Первый этап — с начала сезона до начала лета — характеризуется тем, что на пасеках присутствует очень мало охотящихся шершней. Затем, с начала августа до начала ноября, наблюдается значительный рост числа нападений на пчелиные семьи. Это связано с тем, что шершням нужны источники белка для выращивания нового поколения самцов в своих гнёздах. Наконец, с ноября по декабрь, после появления репродуктивных особей, когда колония достигает конца своего цикла, количество нападений резко снижается.
Анализируя пойманных шершней и измеряя различные параметры, такие как изменение массы тела или накопление жира, можно сделать вывод о динамике популяции шершней.
Например, основательниц шершневых семей можно поймать в ловушки ранней весной, когда они ищут сахаросодержащие растворы или добычу, чтобы накормить свой первый выводок в гнезде. Репродуктивных самок можно поймать в ловушки поздней осенью, до того, как они впадут в спячку. Отлов репродуктивных самок до или после спячки может снизить количество новых колоний и их выживаемость.
Пищевые предпочтения шершней, а также их особое влечение к медоносным пчёлам и их феромонам, могут быть использованы для создания селективных приманок, которые помогут контролировать популяции шершней и их хищническое поведение.
Часто против шершней применяют ядовитые приманки или просто уничтожают их гнёзда. Эти методы достаточно эффективны и применяются во многих странах. Но такой метод считают неэкологичным, потому что ядовитые приманки и ловушки могут навредить не только вредным насекомым, но и полезным.
Эксперименты, проведённые как в лабораторных условиях, так и в полевых, показали, что шершни предпочитают медоносных пчёл другим источникам белка и их привлекают продукты жизнедеятельности пчёл и их запах. Эти продукты жизнедеятельности пчёл, такие как мёд, пыльца и прополис, или феромоны, могут быть использованы в качестве селективных аттрактантов (привлекающее вещество) для отлова шершней наряду со специфическими феромонами шершней.
Однако использование запахов и феромонов медоносных пчёл в качестве селективной приманки может создать некоторые проблемы на пасеках, поскольку эти специфические соединения могут также привлекать медоносных пчёл и нарушать их активность.
Чтобы решить эту потенциальную проблему, были протестированы другие летучие вещества, вырабатываемые различными источниками. Например, было доказано, что определённый штамм бактерий Bacillus sp. BV-1 вырабатывает летучие соединения, которые привлекают фуражиров V. velutina. Эти соединения можно использовать в полевых условиях для устойчивого контроля численности инвазивных шершней.
Методы защиты, которые применяют разные виды или линии пчёл, могут быть основой для создания эффективной стратегии борьбы с инвазивными шершнями.
Пчёлы A. cerana и A. mellifera cypria успешно противостоят шершням, с которыми они эволюционировали. Эту способность можно использовать в практических целях. Для этого необходимо отобрать линии пчёл, которые смогут эффективно отражать атаки шершней.
Из статьи "Шершни и медоносные пчёлы: коэволюционная гонка вооружений между древними адаптациями и новыми инвазивными угрозами", журнал "Insects", 2021 год.
Берегите своих пчёл!
Живите долго и будьте здоровы! Мира Вам!!!
P.S. Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада видеть вас в числе моих подписчиков! В этом блоге вы найдёте много полезной информации!
P.S. Информация на моём канале носит только ознакомительный характер.
Поддержите автора лайком и комментарием! Вам не сложно, а мне приятно!