Что делать с запретами? Всё нельзя... А я хочу!
И вот ходим-страдаем вокруг какой-то еды, а потом рывком "была - не была" хватаем и едим!
В чем смысл этого действия? В чем его содержание? Какой внутри идет процесс и можно ли его рассмотреть?
- Процесс запрета, когда мне очень хочется запрещенного, и я вокруг этого запрета устраиваю целое "действо", как бы его обмануть и обойти,
ИЛИ
- процесс выбора что-то съесть и потом вписать это в калорийность рациона и/или отработать физ.нагрузкой?
И это 2 принципиально разных состояния:
- внешний запрет,
ИЛИ
- мой выбор что-то делать или не делать, потому что я хочу что-то получить или чего-то избежать.
Видите слово "ХОЧУ"?
Я хочу и мне запрещено, это же о разном, не правда ли?
Мы часто относимся к диете как маленькие дети, которым запрещено "сладенькое" и "вкусненькое", строгая мама запретила или злая училка.
Маму можно обмануть.
"Вредную и злую" учительницу можно обмануть.
Можно не выучить уроки и быстренько списать готовые ответы у соседки по парте. И никто не заметит! И как хорошо всё придумал и всех обхитрил.
А жир можно обхитрить?
Можно ли съесть лишние калории так быстренько, чтобы никто не заметил?
Существует такая мысль-искушение, что переедание можно "спрятать", сделать незаметным. И эта мысль часто сопровождает РПП, когда человек прячется.
Никто не заметил, значит, этого нет?
Съесть конфеты на пороге магазина или по дороге домой, поесть ночью, пока все спят...
Немного отвлекусь в другую тему.
Я училась в университете 2 раза. Первый раз сразу после школы, а второй раз уже взрослым тридцатилетним человеком.
И это были два ОЧЕНЬ разных процесса!
- Если первый раз я радовалась, когда отменяли пары или когда "пустая" лекция и можно было заниматься в это время своими делами (бесполезной ерундой занимать на самом деле) или обсуждать последние сплетни с соседкой,
- то второй раз я очень расстраивалась, если отменяли пары или были какие-то замены основного преподавателя аспирантами.
Более того, к некоторым преподавателям я попросилась на дополнительные лекции, которые они читали не нам (тогда, например, второму или третьему курсу), а уже магистрам, аспирантам или другой специализации и доп. образованию. Были дни, когда я приходила в университет к 9 утра, а уходила в 22:00, когда охранник всех выгоняет и закрывает двери.
Я пришла сюда, потому что я хочу получить как можно больше информации. И я не хочу, чтобы отменяли пары и я шла погулять. Я хочу прослушать как можно больше драгоценных для меня лекций. Возникает некая жадность и ненасытность. Чем больше понимаешь - тем больше дополнительных вопросов!
Буду ли я врать кому-то в этом случае?
Надо ли мне списывать "домашку" у соседа?
Это вранье теряет всякий смысл, потому что цель другая. Цель в получении максимального количества знаний, а не в обмане преподавателя.
Цель и смысл
Цели и смыслы руководят нашими действиями.
Если я не вижу смысла в действиях, если я иду в университет, потому что обязан и мама меня заставляет делать уроки, то я хочу это ВНЕШНЕЕ давление как-то минимизировать.
МОЯ ЦЕЛЬ в получении свободы. Отстаньте от меня и дайте воздуха.
А если моя цель в том, чтобы стать сильным специалистом, который не просто так деньги у клиентов берет, а реально что-то понимает в устройстве процессов, то я буду ходить за преподавателями и проситься на дополнительные занятия.
Цель определяет мои действия.
Так чего же я хочу, когда ем лишнюю еду?
Вариант, что случайно переедаю, безо всякой цели, тоже существует.
Если у какой-то случайности возникают негативные последствия, то мы стремимся избежать её в дальнейшем.
Если я случайно обжог руку или случайно порезал палец, то с горячим и острым начинаю обращаться аккуратнее.
Также можно поступать с едой, которая провоцирует переедание, - начать обращаться с ней аккуратнее, о чем говорили в статье:
Но если негативные последствия ведут не к аккуратности, а к маскировке переедания и самообману, то в чем же цель?
Ответ на этот вопрос может очень много изменить в отношениях с едой.
Говорили про цели и смыслы совсем недавно, в статьях:
И не забываем, что на любое действие, любой труд (а похудение - это труд), нужны силы. Много сил!
Очень подробно рассматривали эти моменты в последних статьях:
А если я хочу что-то, чего получить не могу, и закрываю эту потребность едой?
Цель не в том предмете, который мы используем, на который направлено наше внимание.
Вот волк бежит за зайцем.
Цель в зайце?
Вроде бы да.
Но если подумать дальше, то заяц - это инструмент,
чтобы дать организму волка необходимые бжу и ккал.
Цель волка в сохранении его жизни.
Выше я приводила пример с лекциями. В чем была моя цель? Лекции?
Нет.
Лекции - это только инструмент,
благодаря которому я буду чувствовать себя более компетентным специалистом.
Что, кстати, одна из базовых потребностей психики. Человеку не нравится быть "пустым местом", ему хочется самоуважения и уважения внешнего, быть в чем-то ценным и важным.
А на самом деле, это всё вводные условия, позволяющие занять место в социуме. И по факту - тоже сохранить жизнь, т.к. человек получает ресурсы для жизни через обмен с другими людьми. И если этот обмен гармоничный, то мы ощущаем спокойствие (нашей жизни ничего не угрожает), а если мы получаем ресурсы "просто так", с нарушением баланса "взял - отдал", то возникает тревога. Правильная тревога, как сигнал возможной опасности. А психологи говорят в этом случае про синдром диффузии идентичности - я не знаю, кто я и что я могу, и это очень тревожно!
У психики (и организма) есть какие-то потребности. Любая потребность в итоге приведет к сохранению и приумножению жизни.
И дальше во внешнем мире мы находим те инструменты, предметы и вещи, которые помогают нам удовлетворить потребности.
Едой может быть картошка, хлеб, курица .... - это все способы удовлетворить потребность организма в питании. Они разные!
Как сказал бы А.Н. Леонтьев, потребность в питании в данный конкретный момент опредметилась, например, в нашем желании съесть банан.
Представим простую ситуацию, когда девушка хочет нравиться
Это важно, поэтому я повторю, мы имеем дело с потребностью быть привлекательной.
ПОКА у девушки может не быть ответа на вопрос
КАК,
с помощью чего
она реализует своё желание.
Дальше она идет и видит невероятные джинсы - Вау! Хочу!
Как бы сказал Алексей Николаевич - потребность "опредметилась".
То есть нашла тот предмет, с помощью которого будет удовлетворена.
Джинсы нужны не сами по себе, а как инструмент для удовлетворения потребности быть привлекательной.
Я прошу меня простить, что так долго выписываю простые штуки, но у нас в жизни они очень часто слиты во едино и трудно прочувствовать разницу.
Но если мы хотим выбраться из проблем с лишней едой, то важно четко различать
- потребность
- и с помощью чего она опредметилась.
Вернемся к девушке и джинсам.
Приходит она домой, а там подруги говорят - Фу, какой ужас! Смотри как все складки выпирают! Живот жутко нависает!
И что же происходит с джинсами? - Не хочу больше! Не нравится! Они отвратительны!
Как же так?
Только что горячо желаемое вдруг становится ненужным и даже вызывающим отвращение.
Очень просто - дело не в одежде самой по себе, а в том, насколько она может удовлетворить нашу потребность.
Потребность - это самое главное.
С помощью чего - вопрос вторичный.
Мы опредмечиваем наши потребности огромным множеством вещей, продуктов
Мы говорим "хочу джинсы", хотя это не совсем корректно.
Мы хотим не джинсы, а ощущение себя привлекательной.
Платье будет желаемым ровно настолько, насколько сможет удовлетворить эту нашу потребность.
Джинсы, платье, сумочка и т.д - инструменты для удовлетворения одной потребности.
Возвращаясь к еде - чего я хочу, когда говорю "хочу конфету"?
Какую потребность опредметили ЧЕРЕЗ конфету?
И здесь огромное число вариантов, потому что еда может кучу всего: отвлечь, наградить, утешить, успокоить, обласкать, занять скучный вечер и т.д.
- Лишняя еда - это ИНСТРУМЕНТ.
НО
- пока мы говорим "хочу платье" или "хочу конфету",
- мы действительно ощущаем сильное желание. Наша потребность собрала внимание в одну точку - мне надо это!
Внимание - коварная штука
Оно никогда не может охватить все области жизни, все явления вокруг, оно всегда что-то выделяет, на чем-то собирается.
И если оно на чем-то собралось, то мы именно это и хотим.
Вот оно собралось на конфетах и мы начинаем испытывать сильнейшую тягу, что терпеть практически невозможно, и конфета захватывает всё сознание.
Я хочу джинсы, они невероятны, на них ещё 2 дня будет скидка, а зарплата только через 4, надо как-то раздобыть денег, может у подруги занять?
Всё, задача уже запущена!
В этот момент нудное "я хочу быть привлекательной" не имеет никакой силы, этого нет в сознании. Хотя именно привлекательности и хотелось бы.
Меня отругали, я очень устала, я сижу на работе допоздна и опять мною недовольны, мне надоела безрадостная жизнь - я хочу конфету! Так, а в каком магазине мои самые любимые конфеты? Нужно пройти другой дорогой, потому что там магазин до 22:00, а этот до 21:00 уже закрыт!
- Я хочу конфеты?
или
- Я хочу, чтобы мои отчеты хвалили и перестали придираться к несущественным помаркам?
В зависимости от того,
на какой точке остановилось ВНИМАНИЕ,
- ту задачу и начнет решать психика.
Ей всё равно:
- искать магазин с конфетами
или
- думать о ненормальной ситуации с переработками и критикой отчетов.
Это решаете вы, а не психика
- Если вы разворачиваете внимание на поиск конфет, то вы будете хотеть их очень сильно!
И если окажется, что магазин сегодня закрылся раньше, у них какой-нибудь учет и нет теперь конфет до утра, то тяга может развиться до невероятной силы!
Прям спать невозможно, как хочется конфет!
А может быть есть ещё в какой-нибудь магазин? Я помню, где-то был круглосуточный, только туда иди неприятно по темным улицам, но я нестерпимо хочу конфет, поэтому всё равно на другие мелочи!
- Если вы разворачиваете внимание на неадекватную критику начальника, то психика будет решать уже эту задачу.
А в чем была потребность?
Зачем человек перерабатывает до ночи?
Вариантов множество.
Желание признания; способ проявить свою работоспособность, чтобы занять вакантное место заместителя отдела; доказать маме, что "я не идиотка", и куча всего другого.
Но пока мы ищем конфеты, мы не знаем ни потребности, ни причины сложившейся ситуации. И мы будем каждый раз попадать в одну и ту же проблему с ощущением тупика и отчаяния - ЭТО НЕРЕШАЕМО!
А выход из ситуации в другом направлении:
в чем моя цель? в чем моя потребность?
Разве в конфетах?
Про самые распространенные психологические причины переедания можно посмотреть в статьях на нашем сайте KgMinus.ru:
Всем здоровья и стройности!
Автор: Кочеткова Наталья, научный психолог (очное обучение в МГУ по направлениям клиническая психология, нейропсихология), нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.