Гениальный, великий ученый Иван Михайлович Сеченов поменял представление о работе нервной системы.
Обсуждали эту тему с доверительницей и я подумала, что важные вещи, что нужно их описать в отдельной статье.
Иван Михайлович Сеченов изучал нервную систему и обнаружил
принципиально другой процесс, который меняет представление о работе нервной системы, переводит всю мировую науку на новый уровень.
Этот процесс был описан в ключевых работах И. М. Сеченова:
Сравните ситуации:
- Хожу-брожу по магазину, не знаю чего хочу... может быть джинсы? нет, не хочу джинсы... Ой! Какая красивая футболочка! Надо примерить!
- Пошла в магазин купить платье на выпускной дочери и ничего подходящего найти не могу!
В первом случае поведение полевое - что попало в поле зрение, то и управляет моими действиями,
во втором случае поведение ЦЕЛЕнаправленное - всё, что мне НЕ подходит, не подходит для моей ЦЕЛИ, тормозится психикой и как бы перестает для меня существовать.
Поведение можно разделить на
- полевое и
- ЦЕЛЕнаправленное.
ЦЕЛЕнаправленное - направляемое МОЕЙ целью
Как оно получается?
Почему оно вообще возможно?
Сравните переход из одного поведения в другое
Опять вернусь к примеру с магазином
Цель - выбрать платье на выпускной дочери.
Идем по магазину, и вдруг на глаза попадается очень красивый цвет. Любимый цвет. Среди прочей одежды даже не сразу понятно, какая это вещь. Но точно не платье! Несоответствие цели легко оценить быстро, т.к. слишком короткое по длине для платья.
Ой, какой красивый цвет! Мой любимый цвет! А что это за вещь? Юбка? Зачем мне юбка? Вообще сейчас не нужна мне юбка...
Но полевое поведение запущено,
и дальше его можно остановить, затормозить, дать мозгу работу на торможение, вспоминая про цель - найти платье на выпускной дочки.
А можно и дальше бежать мыслями за случайной юбкой, которая случайно попала в поле зрения - и цель потеряется на это время, выпадет из внимания, мы как бы забудем про неё.
...какая красивая юбочка! Да, не подходит для выпускного дочки и вообще мне не нужна, я такую длину не люблю и не ношу, но руки так и тянутся к её восхитительному цвету, пойду спрошу про мой размер...
Другой момент, что цель может быть такой важности,
человек может быть так сильно на ней сосредоточен, что всё остальное как бы перестает существовать.
Для человека, для его сознания перестает существовать!
А психика в этот момент работает ещё активнее, чем прежде. И торможение работает ещё активнее, чем прежде!
Мне ТАК НУЖНО платье на выпускной, ТАК НУЖНО (выпускной завтра, а идти не в чем!!!),
что на всё остальное я вообще не отвлекаюсь.
Для человека такой уровень сосредоточенности на цели может выглядеть как полное отсутствие усилий,
но это вовсе не значит, что вся другая привлекательная одежда перестала существовать.
Просто психика её тормозит на подходе к сознанию. Мозг очень активно работает! Нервная система работает!
-----
Итак, я уже описала ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО поведения - не обращать внимание на всё остальное, что цели не соответствует.
Появляется как бы фильтр, который отсеивает всю одежду через вопрос:
она подходит моей цели?
- Если ДА,
то можно рассматривать её дальше, узнать наличие размера, нужного цвета, цену и т.д.
- А если НЕТ,
то не тратим на неё время, тормозим любую активность, связанную с неподходящей вещью.
Уже хорошо изучены тормозные нейромедиаторы, например, всем известный глицин, который есть в каждой аптеке, и менее известная ГАМК (гамма-аминомасляная кислота).
Сейчас наличие торможения в нервной системе - это очевидный факт. А раньше он был открытием - и его описал И.М. Сеченов, сказав, что нервная система - это не только возбуждение, но и торможение.
АКТИВНОЕ торможение того, что НЕ соответствует моей ЦЕЛИ.
Если бы всё наше поведение было полевым, то мы не могли бы ходить в школу, на работу, даже суп сварить и пол помыть.
Любое действие требует определенного первоначального плана, и далее следование этому плану.
Даже если это действие - налить кофе.
Следование плану вопреки многим и многим посторонним, отвлекающим факторам. И эти факторы нужно затормозить. Перестать их видеть и слышать, чтобы перестать на них реагировать.
В клинике хорошо изучен лобный синдром,
когда больные не могут управлять своим поведением, когда полностью потеряна целенаправленность и поведение стало полевым.
Это происходит при повреждении лобных долей мозга:
А.Р. Лурия говорил, что таких больных нужно опрашивать "через соседа".
Я поясню ситуацию, что приходит в палату нейропсихолог и начинает задавать стандартные вопросы: где вы сейчас находитесь? какое сейчас время года? время суток? (вопросы на ориентировку в месте и времени)
И человеку с нарушением работы лобных отделов мозга очень трудно сосредоточиться на словах психолога, он отвлекается на любые побочные события - сосед по палате перевернулся, птица в окне пролетела, в коридоре дверью кто-то хлопнул.
И невозможно опросить пациента! Он не может вести ЦЕЛЕнаправленную беседу.
Поэтому что делает нейропсихолог?
Он обращается к соседу того пациента и спрашивает соседа - где вы находитесь?
И человек, который не мог целенаправленно беседовать с психологом, начинает отвечать на чужие вопросы - так работает полевое поведение. Что попало в поле восприятия случайно, то и руководит поведением.
Моих целей нет.
Я - раб окружающей обстановки!
Удобно ли это?
Чтобы целенаправленное поведение могло быть - нужно тормозить всё, что отвлекает от цели. Активно тормозить!
Чтобы что-то НЕ сделать - иногда нужно потратить МНОГО сил
Это НЕ делание - акт воли. Воля - качество личности.
И я опять подчеркну слово АКТИВНОЕ торможение. Торможение - это действие! Даже если внешне оно выглядит противоположным образом, т.е. отсутствием действия.
Подумаешь, НЕ взял лишнюю конфету. Я же НИЧЕГО НЕ СДЕЛАЛ!
Нет действия ВНЕШНЕГО,
но есть очень серьезное действие ВНУТРЕННЕЕ, которое никому не видно, но которое нервная система сделала.
Это труд.
Такой же труд, как и активность. И часто торможение даже сложнее, потому что оно требует удержание в сознании цели.
-----
Для нервной системы всё равно, работает ли она на торможение или на активацию. Это работа в любом случае.
Только если мы решили активничать, то ещё нужно подключить мышцы. Нашу активность станет видно внешне. И мы её признаем. А как не признать, если её видно?
Вот я сделала 15 приседаний! Я работала. Это видно.
А если я 15 раз отказала себе в лишней еде, 15 раз остановила себя - этого не видно. Но нервная система работала ещё больше! Она держала в памяти цель!
И наша ошибка заключается в том,
что работу торможения мы не признаем. Не учитываем, что от неё тоже может быть усталость. Что может быть не только утомление, но и истощение.
Ведь передача нервного сигнала в мозге идет с помощью разных веществ, которые могут кончиться. И тогда мозг будет защищаться. Он перестанет реагировать на приказы хозяина. И поведение станет полевым.
Нам же привычно как думать? -
если человек что-то делает, то это видно.
Например, ходит по комнате.
Странно думать, что действием будет... ОТСУТСТВИЕ ВСЯКОГО ДЕЙСТВИЯ. Например, спокойное сидение на стуле. А для маленького ребенка это большой труд! Спокойно усидеть на стуле даже 15 минут почти невозможно :-)
Вспомните, что мы говорим ребенку, когда он отвлекается от домашки - сосредоточься! не отвлекайся!
Оказывается, держать внимание на одной цели очень сложно! И мозг умеет это не сразу.
Не забываем, что мозг ребенка растет!
Не требуйте "подвигов" от годовасика :-)
У префронтальных отделов коры есть скачки роста.
Темп роста площади лобных областей мозга резко повышается к 3,5-4 годам (в этот же период отмечается и существенный рост линейных размеров клеток, входящих в состав префронтальных отделов коры); второй скачок приходится на возраст 7-8 лет.
Окончательное созревание сейчас относят аж к 20-ти годам! А пластичность мозга сохраняется всю жизнь. Даже в пенсионном возрасте можно увеличивать силу разных отделов мозга, если их нагружать работой.
Итак, активное торможение - это основа наших волевых процессов, нашей целенаправленной деятельности. Именно оно помогает нам следовать целям и направлять поведение так, как мы хотим, не обращая внимание на то, что случайно птица в окне пролетела или хлопнула дверь в коридоре.
Лишняя еда не отличается от стука в коридоре
Её тоже нужно затормозить и не отвлекаться на неё, держа в голове цель о стройности.
И если эта цель для нас важна, то наличие торможения мы почти не замечаем.
Подробно эту тему описывала в статьях:
И на нашем сайте этому вопросу посвящен целый раздел "Сила воли". Чтобы описать основные нюансы мне потребовалось 270 страниц!
Всем здоровья и стройности!
Автор: Кочеткова Наталья, научный психолог (очное обучение в МГУ по направлениям клиническая психология, нейропсихология), нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.