Найти в Дзене

Лишние звенья на дороге превращения рукописи в книгу

Оглавление

В моих статьях наибольшие споры у подписчиков вызывают разговоры о полезности для писателей всякого рода окололитературных фигур или контор: литагентов, менеджеров, платных издательств. Нужны ли они писателям? Продвигается ли книга быстрее? Взлетает ли автор на литературный Олимп благодаря этим помощникам? Или лучше издать книгу общепринятым образом, войдя в издательство «с улицы»: достойно, неспешно, а в итоге получить гонорар за свой труд?

Литературная иерархия задач при создании книги

Прежде, чем книга превратится в товар, то есть лежащее на полке магазина бумажное издание, зародыш ее (или рукопись) проходит немало этапов. Отметив главные:

1. Одобрение рукописи издательством

2. Редактура, корректура

3. Верстка, обложка, оформление ISBN и прочих книжных кодов

4. Подборка характеристик печати (размеры книги, тип бумаги и скрепления страниц) и, собственно, печать.

Фото типографии из интернета, сайт shoes-web-ru
Фото типографии из интернета, сайт shoes-web-ru

Далее уже идет работа с готовой книгой, продвижение ее названия и фамилии автора в читательские массы или в премиальные эшелоны.

5. Размещение книги на торговых площадках (в конкретных магазинах или на маркетплейсах), и в электронных и аудио форматах. А также затребование выручки от них в нужное время.

6. Организация выступление автора на книжных ярмарках и в магазинах

7. Попытки продажи прав на сценарии, на перевод

8. Рекламное продвижение в интернете или в организациях

И еще один пункт, иногда издательство о нем "забывает"

9. Выплата гонорара автору

Так на каком же этапе, на каком пункте появляется околитературная фигура Помощника (литагента-продюсера, менеджера-издателя, книжника-распространителя)? Нужна ли она и кто может себе позволить иметь такого помощника?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сравним издательские и медицинские услуги? ОМС и ДМС.

Естественное рождение и продвижение книги

Прежде, чем вы попадете со своей рукописью, в «родильный зал», несколько месяцев мучаетесь в толпе, в очередях «приемного покоя». И не факт, что протиснитесь в узкую дверку издательства. В этом столпотворении рукопись можно потерять, не туда послать, и книга вовсе не родится.

Но если рукопись все же принята к изданию (нигде не нашла, какой процент рукописей, дошедших до издательств, одобряется), то худо-бедно книга выйдет, то есть ей обеспечат пункты 1-4. А следом младенца оденут в рубашечку-обложку, закрутят в одеяльце и пошлют по городам и весям. И по книжным магазинам – это уже пункт 5.

Фото из интернета
Фото из интернета

"Мамочку" (а в нашем случае – шире – родителя), как правило отодвинут в сторону. Пункты 6-8, все эти выступления-продвижения, это все сам. Хорошо, если авторские экземпляры выдадут, (от 2-х до 10-ти экз.). Обычно приходится докупать самому у издательства.

Рано или поздно родителю выплатят и какие-то рублики-копейки (в среднем по больнице эта сумма равно одному месячному заработку рядового служащего).

Рождение книжек с посторонней помощью

Такое появление книжки сходно с рождением ребенка в платной медицине.

В платной палате - у широких дверей издательства - вас встретят с поклонами и цветами Помощники: литагенты-продюсеры, коммерческие издатели, рекламные агентства.

 Платная палата по роскоши равна услугам платного издательства. Фото из интернета
Платная палата по роскоши равна услугам платного издательства. Фото из интернета

У каждого свой ценник, свои услуги. Но прежде, чем предлагать, вашу рукопись подробно изучат (это тоже уже за деньги), определят коммерческий потенциал, а потом предложат палату – с окошком или нет: с продвижением или в бюджетном варианте, когда книги в коробках доставят только до порога вашей квартиры.

Мое отношение к платному изданию и продвижению книг

Меня уже обвиняли в предыдущих постах, что я, дескать, защищаю литагентов и прочих помощников. Но мне нет смысла их защищать или рекламировать, ровно так же, как защищать платную медицину или покупку квартир, или иные дорогостоящие услуги. Все мы имеем разные финансовые возможности, потому не все предложения нам доступны. Будь у меня весомый кошелек, я бы еще с первыми романами обратилась в агентство. Хотя поначалу мало что знала о них, ведь мой путь в издательства был (и остается) трудным и долгим.

А со временем узнала о могуществе этих предприятий, даже в мелочах.

После выхода своих первых романов естественным образом, из самотека, я вначале робко, а потом все увереннее стали предлагать свои выступления в библиотеках. Денег мне не платили, но библиотекари собирали какую-то группу активистов этой библиотеки на мероприятия и говорили мне "спасибо".

Галина Врублевская, выступление в библиотеке, фото из архива автора
Галина Врублевская, выступление в библиотеке, фото из архива автора

А как-то москвичка-френдесса приехала к нам в СПб выступать в Доме книги и пригласила всех интернет-знакомых на свое мероприятие. Встреча прошла замечательно. Книгу писательницы, изданную в неизвестном коммерческом издательстве, расхватывали как пирожки. (Спустя годы, эта писательница заняла свое достойное положение на нашем книжном рынке. Пишет хорошо).

А тогда я, воодушевленная возможностью выступления в самом Доме книге, позвонила на следующий день по указанному на сайте телефону, напомнила, что у них продаются мои два романа от больших издательств, и я хотела бы тоже выступить в их магазине. Но мне сказали типа «фиг вам». Не помню уже их аргументы, наговорили с целый короб и отказали. Разумеется, не ответили на вопрос, почему неизвестной писательнице из Москвы можно, а мне нельзя у них выступать. Потом я спросила в личке той сети, где мы общались с френдессой, как она попала в наш, питерский, Дом книги. Она ответила честно, что издает и продвигает свои книги через рекламное агентство.

Сейчас у разных агентств больше всяких возможностей, но и денег берут больше, за каждый чих. Однако рынок есть рынок. Услуга, как услуга. Можно приобрести отдельные позиции. Можно получить внутреннюю рецензию от редактора, можно изданные за свой счет книжки поручить разместить в магазинах. Однако заказать издание книги в приличном издательстве, наряду с «самотечными» писателями, – это не всегда возможно. Могут и отказать.

В общем, пользоваться «лишними звеньями» при финансовой обеспеченности и при желании издаться можно, но осторожно. Даже на этапе создания рукописей некоторые подбирают помощников. Кто-то может обратиться к наемным писателям биографий или нонфикшн; кто-то взять индивидуального наставника. Но желательно, перед тем как подписывать договор, показать его юристу, чтобы он предупредил о подводных камнях, которые могут быть заложены в договоре.

Другой пост на тему о литагентах, иллюстрированный конкретикой нашей литературной жизни, здесь:

Однако самый выгодный - и для большинства недоступный - путь в издательства: не растерянного одиночки, и не с поддержкой платного помощника, а через СВЯЗИ:

И наконец об еще одном варианте продвижения рукописей (бесплатном для авторов), о книжных скаутах:

А в закрепленном комментарии, для себя и для вас, дам ссылку на размышлизмы одного литагента при крутом писателе, в чем-то вызывающих у меня то ли зависть, то ли отторжение!