Найти в Дзене

Литературные агенты: зло или благо для авторов?

В последние дни мне в сети часто стали попадаться истории о сотрудничестве с литагентами. Кому-то взаимодействие с ними помогло найти издателя - при этом стоимость услуги оказалась вполне доступной. Но другие люди считают, что институт литературных агентов - это явное зло, что литагенты закрывают дорогу талантливым, но безденежным авторам. Так всё ли зависит от нашей финансовой состоятельности? Попробуем разобраться, что за явление - литературные агенты! В 90-е и на рубеже нулевых годов, когда коммерческие издательства, как грибы, стали появляться по всей России, писатели сотрудничали с издателями напрямую. Интернета еще не было, но можно было в библиотеке посмотреть "Справочник издательств", выписать оттуда адреса и написать бумажные письма. Имелась также телефонная связь, и любой автор мог позвонить в издательство, а то сразу и зайти в редакцию (если издательство находилось в том же городе). Другой вариант – посмотреть в книжном магазине книжку сходного профиля, и выписать с послед
Оглавление

В последние дни мне в сети часто стали попадаться истории о сотрудничестве с литагентами. Кому-то взаимодействие с ними помогло найти издателя - при этом стоимость услуги оказалась вполне доступной. Но другие люди считают, что институт литературных агентов - это явное зло, что литагенты закрывают дорогу талантливым, но безденежным авторам.

Так всё ли зависит от нашей финансовой состоятельности? Попробуем разобраться, что за явление - литературные агенты!

Общение авторов с издателями на заре коммерческого книгоиздания

Фото из свободного интернета, сайт multiurok-ru
Фото из свободного интернета, сайт multiurok-ru

В 90-е и на рубеже нулевых годов, когда коммерческие издательства, как грибы, стали появляться по всей России, писатели сотрудничали с издателями напрямую. Интернета еще не было, но можно было в библиотеке посмотреть "Справочник издательств", выписать оттуда адреса и написать бумажные письма. Имелась также телефонная связь, и любой автор мог позвонить в издательство, а то сразу и зайти в редакцию (если издательство находилось в том же городе).

Другой вариант – посмотреть в книжном магазине книжку сходного профиля, и выписать с последней страницы, где служебные данные, адрес и телефон издательства. Некоторые издательства прямо печатали на последней странице приглашение авторам к сотрудничеству. Вот пример такого объявления, предлагаемого на странице уже моей книжки.

Последняя страница книги: Г.В. Врублевская "Пять уроков по толкованию снов". Фото автора
Последняя страница книги: Г.В. Врублевская "Пять уроков по толкованию снов". Фото автора

Я использовала все возможности: звонила и заходила в издательства своего города, чтобы просто познакомиться, а также писала бумажные письма в столичные издательства с предложением своих рукописей. Положительный момент того времени, что на письма или звонки с вопросом о возможности сотрудничества отвечали почти все издательства. Отвечали или согласием посмотреть рукопись, или отказом. Если издательства соглашались посмотреть мою рукопись, я доставляла написанные опусы в редакции. В своем Санкт-Петербурге шла ножками, ехала трамваем, автобусом, метро. И в Москву ездила своим ходом.

фото из интернета vk-com/wall-3190785_9169
фото из интернета vk-com/wall-3190785_9169

В Москву добиралась поездом, тащила следом чемоданчик на колесах, забитый несколькими экземплярами будущей книги – толстыми пачками бумаги. Хотя можно было и послать рукопись бумажной почтой.

И потом ждала несколько недель или пару месяцев ответа. Отвечали, практически, всегда, при любом исходе. Сообщали и про отказы – обычно, по телефону, но причины отказов были всегда завуалированы. Но в итоге я нашла издателей для всех своих написанных в то время книг, включая и романы. Замечу, с прикладной литературой было легче, чем с художественной. Литагентов тогда еще не было на российском рынке.

Минусы от появления литературных агентов

Сегодня на российском книжном рынке есть несколько литературных агентств, и я считаю, что сотрудничество с агентами – всегда благо для автора. (О своих попытках сотрудничества с ними расскажу в следующей главке). Однако существуют и другие мнения. Буквально на днях, читая предыдущую статью, здесь на Дзен, подписчица прислала мне такой комментарий:

Комментарий от подписчицы на моем канале Дзен
Комментарий от подписчицы на моем канале Дзен

Казалось бы, @Хозяйка кошки Сметаны справедливо отметила, что агентства создают конкуренцию авторам из самотека. Действительно, продвигаемые агентами писатели получают преимущества: их произведения хотя бы доходят до редакций издательств, что сейчас стало проблемой. Их рассматривают не только в России, но и за рубежом те издательства, с которыми у агентства установлена связи, переводят их книги и выпускают на другом языке. Агентства могут предложить произведение и для киносценария или инсценировки.

Однако не все авторы могут позволить себе литагента. Допустим, не имеют достаточно финансов, ведь услуги агентов, как правило, платные.

Но, с другой стороны, полагать, что через агентство «пролезут» слабые, бездарные авторы, тоже нельзя. Ведь агентство – это бизнес-структура, и следовательно, товар должен отвечать определенному уровню. От плохих книг отвернется и издатель, и читатель, и агентская фирма прогорит.

Общий вывод напрашивается сам собой. Если мы имеем двух писателей одинакового уровня таланта и профессионализма, но один продвигается сам, а другой – с помощью агентов, то шанс продвинуться с агентами выше. Но в случае, когда писатель слабый, но с деньгами, он сможет только само издаться. Агентство не возьмется его продвигать.

Таким образом, примем как факт, что агентства почти не мешают продвигаться сильным авторам. Хотя продвигаться в наше время невероятно трудно.

Вероятные плюсы сотрудничества авторов с литагентами

Большинству из нас, как творческим людям, продвигать свои рукописи и книги очень сложно – для этого нужны особые качества. Вот почему сотрудничать с литагентами хотели бы многие, если б открылась возможность. И возможности такие открываются, но не сразу и не для всех.

История возникновения первого литагентства в России

Одно из первых литагентств в России это агентство Юлии Гумен и Наташи Смирновой. Открылось оно в нулевые годы и до сих пор на плаву. Первоначально главной их задачей было продвигать уже издающихся авторов в другие страны и в киноиндустрию. Разумеется, они брались продвигать авторов высокого ранга. Как основательницы позже сами писали, в основном, выбирали авторов из ряда «высокой литературы». Вот отрывочек из одного интервью Юлии Гумен с просторов интернета.

Отрывок интервью с Юлией Гумен из livejournal-com
Отрывок интервью с Юлией Гумен из livejournal-com

В других интервью Юлия Гумен, основательница агентства, сообщает о трудностях поиска достойных авторов. Говорит, что с ходу отметает "инопланетных чудищ" - их она находит в каждой второй заявке, поступающей в агентство. И в итоге получается, что агентство представляет самых знаковых авторов современности, как-то: Михаила Шишкина, Евгения Водолазкина, Людмилу Петрушевскую, Марину Степнову и Наринэ Абгарян. Их рукописи, зачастую, находили издателей внутри страны самостоятельно, но переводы на десятки языков мира вышли с помощью агентства.

Из того, что мне известно из раскиданных там и сям других интервью с создательницами агентства, их заработок составлял определенный процент от гонорара автора. Учитывая, что авторский гонорар за книгу у рядового автора примерно равен одной месячной зарплате учителя или врача, рядовые авторы агентство не интересуют.

Признаюсь, что и я к ним обращалась, когда у меня уже выходили книги в России. Надеялась, чтобы и мои книги двинутся в зарубежные издательства. Однако агентство отказалось со мной работать: видимо, моя "беллетристика" до «высокой литературы» не дотягивала. Конкретную причину мне не назвали, книг на прочтение не попросили.

Как обстоят дело в настоящее время с этой конторой, вы сможете сами посмотреть, если выйдете на современный сайт агентства.

Заставка нового  сайта литагентства www-bgs-agency.com
Заставка нового сайта литагентства www-bgs-agency.com

На сайте указано, что дамы-основательницы находятся в других странах. Вероятно, сейчас агентство работает с русскоязычными авторами, живущими тоже в иных краях. Хотя в их портфеле и мелькают фамилии культовых авторов нашего времени, проживающих и в России (они названы выше).

Новые формы работы литагентов с авторами

В литагентстве Гумен и Смирнова, если верить откровениям создателей, денег за прочтение рукописи не брали, но решали, принять ли рукопись или книгу в работу по своим, закрытым для писателей, основаниям.

Новые агентства, созданные в последние годы, работают иначе. Они сразу выставляют ценник на прочтение рукописи - так называемая экспертиза. На ее основании агентство решает, будет ли дальше работать с книгой автора или предложит другие формы сотрудничества, например, литературные курсы. В этом качестве хорошо себя зарекомендовало литагенство "Флобериум".

фото из интернета, сайт godliteratury-ru
фото из интернета, сайт godliteratury-ru

Набирающее обороты агентство "Флобериум" (основатели Ольга Аминова и Татьяна Булатова) первоначально проводит платную экспертизу текста произведения. Редактор пишет вам подробный отзыв, замечания, дает советы по редактированию. Потом может взять книгу на агентское сопровождение (за дополнительное вознаграждение), но может и не взять. И другая линия их работы – литкурсы. Через учебу также можно выйти на долговременное сотрудничество.

Этому агентству я отдавала на платную экспертизу свою автобиографическую книгу «Половинка чемодана, или Писателями не рождаются» и получила порядком дельных советов по редактированию и оформлению книги. А также добрый отзыв, который мне разрешили разместить на задней стороне обложки книги. На агентское сопровождение агентство также берет, в основном, знаковых авторов: с высокой литературой или с качественной беллетристикой. Но через учебу на курсах и молодые авторы могут надеяться на агентскую поддержку. Блог этого агентства имеется в ВК, также есть и канал на Дзен.

И еще хочу рассказать об одном агентстве, о существовании которого узнала буквально этим летом. Оно называется просто: "Литагенты существуют".

Заставка одноименного сайта, фото из интернета, сайт litagency-me
Заставка одноименного сайта, фото из интернета, сайт litagency-me

Услуги в нем обходятся дешевле, чем во Флобериуме, но форма работы несколько иная. Главная фишка этого агентства проведение питчингов – устных презентаций своего произведения на видео-платформе. Презентацию нужно сделать за короткое время, до 5 минут, а до того еще синопсис выслать вместе с заявкой и данными о себе, об авторе. Если бюро понравится ваше выступление, вас тоже могут взять на агентское обслуживание. Моя знакомая писательница через этот питчинг и агентов нашла издателей уже для двух своих книг (детской тематики). По деньгам – это более доступная услуга, чем прохождение рукописи через редакторскую экспертизу. Набрав в поиске название агентства, вы сразу выйдете на его сайт.

Вообще, сейчас уже начали плодиться литагентства, но с другими у меня нет ни личного опыта взаимодействия, ни успехов у близких знакомых. Поэтому остановлюсь. Если вам есть, что добавить на эту тему, буду рада.

Вот такое положение ныне с литагентами. Если не можете или не хотите платить им деньги, или - хуже того, - агентства отказываются с вами работать, то ищите просто добрых знакомых в писательском мире. Шутка. Но и серьезно.