В 1887 в России вдруг вспомнили имя женщины, жестоко замученной 200 лет назад и давно забытой. На 15-й передвижной выставке в Санкт-Петербурге была представлена на суд зрителей картина В.И. Сурикова «Боярыня Морозова»:
Картина была тут же куплена Павлом Михайловичем Третьяковым и помещена в отдельном зале вместе с многочисленными эскизами к ней.
На картине была изображена самая богатая и влиятельная женщина России, которая во имя веры пожертвовала не только своим богатством и почётом, но и жизнью.
Боярыня Феодосия Прокофьевна Морозова
Феодосия Прокофьевна Соковнина, одна из самых красивых, умных и образованных девушек, родилась 21 мая 1632 в семье небогатой, но знатной, древнего рода. Глеб Иванович Морозов, пожилой вдовец, был сражён её красотой.
Морозов был завидным женихом: и знатным, и очень богатым. Его брат Борис был женат на сестре царицы, Анне Ильиничне Милославской. Именно он выбрал Марию Милославскую в жёны Алексею Михайловичу. Борис и Глеб были в молодости спальниками Тишайшего, то есть людьми приближёнными. Они имели свой двор на территории Кремля – старинное родовое владение, которое принадлежало ещё их деду и занимало участок между Вознесенским и Чудовом монастырями.
В 1649 сыграли свадьбу, на которой присутствовал сам Алексей Михайлович со своей супругой Марией Милославской.
Усадьба Зюзино
Свадьбу сыграли в подмосковном селе Зюзино, которое Глеб Иванович Морозов получил в приданое от своей первой жены. Усадьба была обустроена на западный манер, с невиданной роскошью. Большой каменный дом, огромный парк, статуи, фонтаны, по двору разгуливали павлины. В усадьбе были «двор приказчий, два двора людских и 13 дворов крестьянских, где проживало 29 человек».
Недалеко от своих хором Глеб Иванович поставил деревянную церковь во имя святых Бориса и Глеба. Она стоит до сих пор, хотя и перестраивалась, конечно, неоднократно. Каменной, в стиле нарышкинского барокко, она стала уже при следующих владельцах, князьях Прозоровских – с четвериком и восьмериком на арочном подклете, ярусом звона, барабаном и центральной главой:
Считается, что строил храм архитектор Яков Бухвостов, строительсто было завершено в 1703.
Несмотря на то, что вышла замуж Феодосия по настоянию родителей, что никто её согласия не спрашивал, брак всё же был счастливым, в 1652 в семье родился сын Иван.
Феодосия стала придворной боярыней и подругой Марии Милославской. Она выделялась среди других женщин своим образованием и необыкновенной красотой, начитанностью и умением вести содержательную беседу. Её речами заслушивались при дворе.
Но счастье было недолгим.
В 1662 умирает сначала Борис Иванович Морозов, а вскоре и Глеб Иванович (он был старше своей молодой жены на 39 лет). Наследником их несметного состояния становится 11-летний Иван, а Феодосия его опекуншей. Говорят, что именно смерть любимого супруга повлияла на её фанатичное увлечение религией. Она была ещё совсем молода, но отказывала завидным женихам, хранила верность памяти мужа.
Досуг отдавала чтению и рукоделию, принимала в своём доме юродивых, нищих и больных. Помогала им, кормила, лечила. Шила одежду, которую раздавала нищим. На помощь ближним она потратила треть своего состояния.
Опорой в несчастье для нее была моральная поддержка царицы Марии Милославской. И протопопа Аввакума, чьи идеалы были ей близки и понятны, и она пошла за своим духовным наставником, временами поражая даже его стойкостью духа. Вместе с Аввакумом Феодосия стала одной из центральных фигур церковного раскола.
Середина 17 века. Только что закончилась Смута. Но время было очень неспокойное. И когда читаешь об этом, становится непонятно, почему Алексей Михайлович получил прозвище Тишайший?
Тишайшим он совсем не был. Велись войны, подавлялись народные бунты, причём подавлялись жестоко. А затем и вовсе грянула буря...
Раскол
В 1649 в Россию прибыл патриарх иерусалимский Паисий. Он высказал пожелание, чтобы Алексей Михайлович стал царем в Константинополе. Необходимо было устранить расхождения в русской и греческой богослужебных традициях. Алексей Михайлович решил провести церковную реформу и поручил это Никону.
Народу было сказано, что их вера неправильна, что обряды совершаются не так, как нужно. По всей России посылались новые церковные книги, где объяснялось, в какую сторону крестный ход ходить, сколькими перстами креститься, как правильно иконы писать и т.д. Всё это было непонятно народу, казалось предательством веры предков. Люди отказывались принимать реформу.
На защитников старой веры обрушились чудовищные гонения. Их сжигали, четвертовали, текли реки крови. Совершались массовые самосожжения староверов, целыми деревнями, когда люди, боясь предать свои убеждения под пытками, выбирали смерть от огня. Многие убегали в дальние земли: на далёкие Соловецкие острова, за Урал, в Сибирь, на Дальний Восток. Суриков рассказывал, что долго не мог найти прототип боярыни Морозовой и наконец нашёл женщину в старообрядческой общине Урала.
А Тишайший царь не хотел ничего объяснять, он просто считал, что надо ещё больше висилиц и плах, и тогда народ в конце концов подчинится.
Имущий класс, в отличие от простого народа, подчинился царю: он проявил гибкость и быстренько реформировался. Но только не Феодосия Морозова! Она понимала лукавую подоплёку действий Никона, рвущегося к неограниченной власти. Вместе с младшей сестрой Евдокией, супругой Петра Семёновича Урусова, царского кравчего, она выступала против реформы Никона и оказывала поддержку приверженцам старой веры.
Алексей Михайлович был недоволен, хотел её сломить. Поначалу уговаривал. Она избегала светских мероприятий и не хотела с ним встречаться. Пока была жива царица Мария Милославская, Морозовой удавалось избегать опалы. Но в 1669 царица скончалась и непокорная боярыня осталась без поддержки.
22 января 1671 Феодосия Прокофьевна обязана была явиться на свадьбу Алексея Михайловича: он женился на Наталье Нарышкиной. Феодосия сказалась больной. Это был вызов. Расправился с ней царь очень сурово. Недостойно.
В ночь на 16 ноября 1671 Феодосию Морозову арестовали. Пытали на дыбе, чтобы отказалась от старой веры. Всё имущество и владения были конфискованы и отписаны в дворцовое ведомство.
Картина В.И. Сурикова
29 ноября 1671 боярыню Феодосию Прокофьевну Морозову увозили из Москвы в заключение. Она ещё в богатой одежде, потому что другой не было, но уже не в роскошной карете, а в простых розвальнях. Царь велел провезти её по Москве «на позорище», закованную в цепи, как цепную собаку, чтобы народ над ней посмеялся. И чтобы никому не повадно было.
Этот момент и запечатлён на картине Сурикова, которая первоначально называлась «Поругание боярыни Морозовой». На ней Василий Иванович запечатлел один из эпизодов «Жития боярыни Морозовой»:
Когда её везли Кремлем, мимо Чудова монастыря, под царские переходы, она, полагая, что на переходах смотрит царь на её поезд, часто крестилась двухперстным знамением, высоко поднимая руку и звеня цепью, показывая царю, что не только не стыдится своего поругания, но и услаждается любовью Христовою и радуется своим узам:
Но смеялись не многие. Люди сочувствовали боярыне.
Её отвезли в Боровск, примерно в 100 километрах от московского Кремля. На картине младшая сестра Феодосии, Евдокия Урусова, идёт рядом с санями сестры. Она ещё свободна и изображена в светлых одеждах:
Но скоро она разделит участь своей сестры. В Боровском Пафнутьевом монастыре их бросили в земляную тюрьму обеих – и держали в глубоких ямах, на голой мёрзлой земле. И под страхом смерти запрещали охранникам давать им еду. Они скончались от холода и голода в ноябре 1675.
По замыслу Алексея Михайловича, имя боярыни Морозовой должно было кануть в Лету. Но царь (который, кстати, пережил Феодосию Прокофьевну всего на два месяца, скончался в январе 1676) просчитался. В старообрядческой церкви её имя было причислено к лику святых. А на месте могил двух сестёр в Боровске установлена часовня, люди приходят туда почтить их память:
Прозоровские владели усадьбой Зюзино до 1780, затем владельцами стали Бекетовы. В пожаре 1812 года деревянный усадебный дом и другие строения сгорели. На их месте построили новый двухэтажный каменный дом с центральным двусветным залом и с флигелями.
Всего этого давно нет. Роскошный парк с фонтанами не сохранился. В середине 1920-х главный дом и северный флигель были разрушены. Остался лишь южный флигель, недавно отреставрированный:
Здесь разместился досуговый центр «Атлант».
Сейчас бывшая деревня Зюзино – обычный московский спальный район. В черту Москвы она была включена в 1960, и тогда здесь началась массовая жилая застройка. На землях, когда-то входивших в усадьбу бояр Морозовых, сегодняшние мальчишки играют в футбол:
До наших дней от усадьбы сохранился лишь южный флигель, церковь Бориса и Глеба и Перекопский (Медовый) пруд:
Официально усадьба Зюзино называется «усадьба Прозоровских – Бекетовых». История за этим названием давняя и драматическая. И, к сожалению, имени Морозовых в названии нет, что и понятно, ведь тот дом, в котором они когда-то жили, не сохранился.
Адрес: ул. Перекопская, 7, стр. 4.