Есть такое сообщество – пикаперы. Это молодые мужчины, которые используют определённые слова и действия, чтобы привлечь внимание понравившейся девушки, завоевать её интерес и добиться согласие на отношения, часто – очень краткосрочные (буквально, на одну ночь). Термин возник от английского pick up, то есть "схватить", "подобрать". Фактически, пикаперы нацелены на то, чтобы быстро: хвать девчонку, и закружить ей голову. А дальше – ну, как получится. Иногда могут возникнуть долгие отношения, но чаще, разумеется, они не подразумеваются.
У них, у пикаперов, есть свои сообщества в соцсетях, где они делятся наиболее эффективными приёмчиками, как быстрее охмурить девушку и добиться её благосклонности в максимально короткие сроки (а чего время зря терять? вот есть пара часов, значит, надо уломать симпатичную девчонку на как можно более близкий и нежный контакт).
Серьёзно, я читала некоторое количество пикаперских сообществ (с профессиональной целью; хотела познакомиться с тем, что они называют "приёмы соблазнения" и учитывать их в психологической работе). Если честно, где-то дичь, а где-то – вполне грамотные психологические ходы, вот только направленные очень узко, на это самое "соблазнение".
А потом я посмотрела фильм "Долгая счастливая жизнь" 1966 года – и очень удивилась. Потому что главный герой применяет многие приёмы, которые активно употребляют и пикаперы. Многие приёмы – но не все, именно потому ему в итоге и не везёт. В конце концов, во все века мужчины старались привлечь женщин и склонить их к отношениям (и да, не всегда к, скажем так, длительным). А пикаперы – они просто собрали и обобщили библиотеку действующих приёмов.
Так что давайте разбираться, что же такого делал главный герой фильма, и что повторяют сегодняшние "соблазнители". А также – что из этого работает, а что нет.
Что случилось между героями фильма
Сюжет фильма очень прост и незатейлив: небольшой городок на реке. В автобусе, который возвращается в город после культмассовой поездки в лес, на случайной остановке заходит молодой человек и подсаживается на свободное место. Это геолог, его зовут Виктор.
На соседнем месте у окна дремлет симпатичная девушка – это Лена. Она просыпается и удивляется: ты кто? Откуда взялся? Виктор отвечает бойко, шутит. Между молодыми людьми завязывается разговор, возникает симпатия.
Автобус меж тем подъезжает к местному дому культуры небольшого городка. Все сотрудники из автобуса идут туда, и Виктора Лена тоже зовёт, но он не может – нет билета. В городской дом культуры приехали московские знаменитости: МХАТ даёт "Вишнёвый сад", так что все билеты проданы. Однако Виктор находит способ пробраться в зрительный зал и опять-таки находит Лену в антракте. Садится на соседнее место, сверлит взором (она видимо смущается, перестаёт следить за сценой и понимать, что там происходит).
Виктор предлагает плюнуть на спектакль и пойти гулять. Парочка гуляет, говорит обо всём, речи становятся всё более страстными. И вот уже молодые люди целуются. Виктор провожает Лену и предлагает зайти к ней домой "на чашку чая" – она пугается: у неё дома маленькая дочка, Лена в разводе. Тогда Виктор зовёт её в свою гостиницу. Лена невнятно отвечает, что обязательно придёт, и скрывается за дверью своего дома.
Виктор сперва ждёт, пока она явится, потом ложится спать. Продинамила, думает он. Но простодушная Лена всё-таки является! Только с утра, с дочкой и чемоданом, готовая ехать в новую прекрасную жизнь, которую он сгоряча ей вчера ночью наобещал.
Виктор смущён и раздосадован. Он как-то не был готов к такой прыти. Поэтому он ведёт Лену с дочуркой в кафе, накупает виновато им кучу всякой еды и отходит "на минутку, только позвонить". Короче, больше он не возвращается. Лена, кажется, уже догадалась, что долгая счастливая жизнь отменилась, но она не из тех, кто катает скандал.
Последний эпизод, где она всё понимает, а он молчит или отговаривается короткими фразами, без испанского стыда смотреть невозможно. Пока это правило игры, где мужчина напропалую обещает, а женщина делает вид, что верит – это выглядит не так удручающе, ведь оба понимают, что это всё просто игра. А вот когда она искренне верит во все его слова о том, как он наконец встретил ту самую и хочет всю жизнь провести с нею – становится неловко и мучительно стыдно.
Но, похоже, Виктор, когда обещал "люблю-трамвай-куплю" – сам верил в свои посулы. В ту секунду он был абсолютно искренним. Ну просто не думал, что придётся за слова отвечать, для него самого это оказалось странным и неожиданным поворотом.
Но вот о чём действительно хочется поговорить, так это о тех приёмах Виктора, при помощи которых он вешал лапшу на нежные девичьи ушки. Оказывается, эти способы не особенно изменились за прошедшие полвека, и современные пикаперы используют те же самые обороты. Многие из них я видела в каналах всяких коучей и гуру, обучающих парней пикапу.
Давайте же их разбирать.
Приёмы охмурения девчонок (у пикаперов и в фильме)
Итак, способы это сделать не очень изменились с середины прошлого века, когда было снято кино.
- Виктор показал, что пришёл в театр ради неё. Более того, он перед этим заскочил в парикмахерскую, побрился и помыл голову. Вообще-то, привёл себя в порядок он, скорее всего, для себя самого (неприятно ходить с грязной головой), но для Лены-то это выглядело как: "Он пришёл сюда ради меня, он для меня причепурился и постарался!"
Кроме того, попасть на спектакль было непросто, и Виктор с каким-то местным пареньком залезли через окно и оказались за кулисами, оттуда и перебрались в зал.
- Виктор открытым текстом сказал: "Меня сейчас интересует не происходящее на сцене. Мне сейчас интересна ты". Разумеется, это самое "сейчас" Лена упустила из виду – а всё прочее её страшно взволновало и заставило трепетать. Ему интересна я! Я ему интереснее всего на свете! Ах!
Ещё раз отметим: Виктор даже не врал. Он не обещал, что всегда и во всякую минуту ему будет интересна Лена и только Лена. Но вот сейчас спектакль ему не очень-то (тем более, что он его уже видел), а вот симпатичная девчонка рядом - огого! - Ещё один интуитивно сделанный пикаперский ход Виктора: он "отсёк" Лену от привычной среды, повёл её гулять по городу. Они ходили, прогуливались и разговаривали. Таким образом, он сосредоточил её внимание только на нём, отвлёк от подружек и коллег (которые в антракте приглашали девушку танцевать) – а тут остались только он и она. Пикаперы так и советуют: отсеки девушку от подруг и приятелей (в клубе, на улице) – и обрабатывай.
- И ещё один совет дают пикаперы. Уж не знаю, насколько он полезен, но вот так формулируют: девушку надо выгулять по нескольким локациям на первом же свидании. Ну, например, парк – кафе – квартира. Или: покататься на аттракционах – посидеть на скамеечке с мороженым – погулять по набережной. Ничего запредельного, но утверждается, что тогда для девушки это будет выглядеть как сразу несколько мест, несколько свиданий – а, значит, она будет воспринимать мужчину как давно знакомого ("мы с ним много где бывали!"), расслабится, будет больше доверять – и пикапер использует это для сближения.
- Ещё Виктор задавал личные вопросы и рассказывал о себе. Озвучил, что хотел бы познакомить с мамой ("Ты бы ей понравилась!"), интересовался ценностями и интересами Лены, расспрашивал об её детстве и рассказывал о своём. Вообще-то, это чуть ли не лучший способ влюбить в себя человека.
Этот метод влюбления открыл психолог Артур Аарон: если вы поговорите с человеком на очень личные темы, покажете свою уязвимость и сделаете ему достаточно интимные признания (о глубоко личном и душевном), то, с высокой вероятностью, влюбитесь. Артур Аарон даже разработал опросник из 36 вопросов, с помощью которого можно влюбиться в кого угодно и влюбить в себя любого. Для этого вам надо задать друг другу личные вопросы, выслушать ответы и 4 минуты смотреть друг на друга молча.
Говорят, всегда срабатывает.
- Виктор рисовал картины совместного будущего. Вот поедем к маме!
Виктор рассказывал Лене о том, как она ценна и дорога для него. Вот прямо такими словами: хочется встретить человека, чтобы всю жизнь с ним провести! - На её вопросы: "А ты правда со мной хотел бы уехать?" – честно отвечал: "Ну да, я же молодой специалист, меня ничего тут не держит". Ну так-то фактически он мог, другое дело – что он не обещал и не клялся на крови, что обязательно уедет, не давал слово и никаких обязательств не брал. Но ведь это честный ответ на прямой вопрос: хотел бы? – да, хотел бы, сейчас особенно хочу, ты мне нравишься. – Мог бы – да, технически мог бы, меня ничего не держит, я не женат.
А вот конкретного обещания он, строго говоря, не дал.
И вот такая манипуляция на грани честности – используется сейчас и использовалась мужчинами, как мы видим в кино, всегда. - Виктор грамотно и вовремя инициировал сближение. Серьёзно, это ведь достаточно непростой момент: целовать девушку не слишком рано (иначе девушка отпрянет, отшатнётся, и, как это называют пикаперы, "отморозится") и не слишком поздно, когда она вся уже изныла и даже перегорела. Нет, вот он обнял её, и вот они целуются в тёмном уголке.
- И, наконец, возможно, самое главное: Виктор спокоен, собран, уверен в себе. Он спокойно и весело общается с новой попутчицей, шутит, обыгрывает юмористически её вопросы. Он создаёт впечатление уверенного мужчины, знающего себе цену. Такие всегда нравились девушкам и будут нравиться всегда.
Вот только не получилось у него ничего. Заигрался Виктор в "любовь на один вечер".
В некотором роде, Лена выиграла в этом поединке. Хотя, конечно, ощущение послевкусия после случившегося у неё, скорее всего, очень неприятное.
Да, похоже, Виктор и сам верил в то, что говорил.
Но ведь, по итогу, наврал. Поматросил да и бросил.
Пошёл звонить и убежал.
Ну и скатертью дорога.
______________________________
А ещё у меня есть телеграм-канал по психологии. Подписывайтесь, чтобы читать новое и интересное!