Найти в Дзене
Елизавета Павлова

Отстрел любовников и психология жены-изменщицы. Фильм "Глубокие воды"

Со стороны сперва кажется, что муж - просто терпила, и что распущенная жёнушка давно напрашивается на то, чтобы её приструнили хорошенько. Но поведение членов этой, с виду благополучной, семьи управляется скрытыми психологическими пружинами... "Глубокие воды" снял режиссёр Эдриан Лайн (до того снявший фильм "Неверная") по роману Патриции Хайсмит (она автор романа "Талантливый мистер Рипли"). Из перечисления имён авторов понятно: во-первых, история будет про неверность и, во-вторых, кого-то обязательно убьют для сокрытия улик. И ещё как убьют! Сейчас будут спойлеры и психологический разбор фильма (а конец выходит очень логичный; каждый получает то, чего добивается, хотя, конечно, немалой ценой). Итак: в фешенебельном пригороде живёт семейство, явно принадлежащее к верхушке среднего класса, очень обеспеченное. В большом красивом доме живут Вик Ван Аллен (Бен Аффлек) и его красавица жена Мелисса (Ана де Армас), они растят прелестную маленькую дочку Трикси. Вик – успешный разработчик и соз

Со стороны сперва кажется, что муж - просто терпила, и что распущенная жёнушка давно напрашивается на то, чтобы её приструнили хорошенько. Но поведение членов этой, с виду благополучной, семьи управляется скрытыми психологическими пружинами...

"Глубокие воды" снял режиссёр Эдриан Лайн (до того снявший фильм "Неверная") по роману Патриции Хайсмит (она автор романа "Талантливый мистер Рипли"). Из перечисления имён авторов понятно: во-первых, история будет про неверность и, во-вторых, кого-то обязательно убьют для сокрытия улик.

И ещё как убьют!

Сейчас будут спойлеры и психологический разбор фильма (а конец выходит очень логичный; каждый получает то, чего добивается, хотя, конечно, немалой ценой).

Вик, Мелисса и крошка Трикси - с виду идеальная семья
Вик, Мелисса и крошка Трикси - с виду идеальная семья

Итак: в фешенебельном пригороде живёт семейство, явно принадлежащее к верхушке среднего класса, очень обеспеченное. В большом красивом доме живут Вик Ван Аллен (Бен Аффлек) и его красавица жена Мелисса (Ана де Армас), они растят прелестную маленькую дочку Трикси. Вик – успешный разработчик и создал какой-то чип для дронов, приносящий ему постоянные неплохие дивиденды, так что сейчас отошёл от дел. Он занимается благотворительностью, спортом для поддержания себя в форме (катается на дорогущем спортивном велобайке), публикует книги (тоже для удовольствия) и пытается пасти свою легкомысленную супругу.

А это нетривиальная задача: супруга всю дорогу развлекается, как умеет.

Она и правда зажигалочка и магнит для всех мужчин. На минуту отвернёшься – а Мелисса уже накидалась алкоголем и танцует на рояле, привлекая все мужские взгляды к своим стройным ножкам.

Маленькая Трикси - папина радость
Маленькая Трикси - папина радость

Понимаю, что это в некотором роде роман и голливудская условность (так, выбрать Бена Аффлека на роль душного скуфа Вика Ван Аллена – это, действительно, некоторая натяжка). Но даже и в кино должны действовать реальные психологические законы, иначе будет уж совсем неправдоподобно и никто смотреть не будет. Вот о них и поговорим.

Вот мы видим, как супружеская пара, Вик и Мелисса, собирается на вечеринку к друзьям. Будет вечер возле бассейна у таких же, как они, богатеев из верхнего среднего класса. Красивые люди, интеллектуальные разговоры, сливки общества.

Но Мелиссе этого мало: она моментально образует вокруг себя водоворот мужского внимания. И центростремительной силой этого водоворота к ней прибивает молодого парня Джоэла. И вот они оживлённо до неприличия болтают, потом уединяются. Друзья Вика терпят эти непристойности явно только ради него: кто-то старательно отводит глаза, кто-то, наоборот, очень вежливо и деликатно намекает Вику: шашни твоей жены с самыми разными мужиками выглядят возмутительно. И вообще: все уже знают об её неблаговидном поведении и о том, что она спала с Мартином Макреем. Этого Мартина никто не видел с весны, и ходят слухи, что он пропал.

Друзья намекают Вику, что жена его серийно крутит романы даже не за его спиной, а открыто, у всех на глазах. Вик делает сложное лицо - а что тут скажешь?
Друзья намекают Вику, что жена его серийно крутит романы даже не за его спиной, а открыто, у всех на глазах. Вик делает сложное лицо - а что тут скажешь?

В этой интеллигентской среде как-то не приняты скандалы, и даже Джоэл (тот самый молодой любовник Мелиссы) пытается поддержать хоть какую-то видимость приличия и затевает светский разговор с Виком. Дескать, спасибо за ваше гостеприимство, спасибо вам и вашей жене за дружбу. Вик сперва отвечает сдержанно, а потом его прорывает: а не надо дружить с моей женой, ходи оглядывайся – говорит очень вежливо Вик, но в голосе клокочет сдержанная ярость. Предыдущего её любовника я уже убил. Вот прям так взял молоток и забил до смерти Мартина Макрея.

Всё это говорится с совершенно серьёзным лицом, поэтому Джоэл ошарашен и напуган. А ну как и правда? Дразнить злопамятного мужа своей любовницы опасно. Ненормальный он какой-то. Ну её, пусть она красотка, но такого она не стоит.

Мелисса устраивает мужу головомойку: ты напугал Джоэла! Ты отваживаешь моих друзей! Вик оправдывается и даже соглашается пригласить Джоэла в гости.

Мелисса любезничает с посторонним мужиком прямо в бассейне, на вечеринке в гостях. Разумеется. все друзья Вика тактично намекают ему на то, что видели разное и чтобы он призвал жену к порядку. Он и призвал бы, да она не слушается
Мелисса любезничает с посторонним мужиком прямо в бассейне, на вечеринке в гостях. Разумеется. все друзья Вика тактично намекают ему на то, что видели разное и чтобы он призвал жену к порядку. Он и призвал бы, да она не слушается

То, как пара Ван Алленов принимает Джоэла в гостях – просто эталонный, классический пример проявления пассивной агрессии. Это надо в палате мер и весов размещать и всем показывать: вот, посмотрите, именно так выглядит пассивно-агрессивное поведение.

В чём это выражается? Да к Вику не придерёшься. Формально – он вежлив на 100% и культурен, приготовил лобстеров, принимает гостя. А что говорит странные двусмысленности – так это он шутит. Вот встретил на пороге Джоэла и сказал: "Мелиссы дома нету, мы с тобой одни тут" – и даже не улыбнулся. Мелисса, правда, оказалась дома, но Джоэл уже был шокирован. Или вот то, что у Джоэла оказалась аллергия на ракообразных, так что фирменных лобстеров, приготовленных Виком, он попробовать даже не смог – это, несомненно, не было просто совпадением. Но ведь не придерёшься! Вик и в гости Джоэла позвал, и обед сготовил, и говорил правильные слова (с замогильным мрачным лицом) и вроде как всё сделал правильно. Но от его улыбок и двусмысленных шуток – у кого угодно мороз по коже был бы.

Да и все эти слухи о том, что Вик убил Мартина Макрея, которые активно стали распространяться в тусовке... Нет, прямых доказательств не было ни у кого. Только слухи (те самые, что запустил сам Вик). Все шептались, что когда Мартин пропал прошлой весной – это Вик свёл с ним счёты.

И Джоэл торопится исчезнуть. Пишет Ван Алленам письмо с вежливыми извинениями и как можно скорее уезжает. Ну их нафиг, эту оторву и её муженька-убийцу.

"Что ты хочешь знать? Где я была? Спала ли я с ним? Понравилось ли мне? Вот, кстати, этот синяк на руке оставил мне он" - Мелисса явно напрашивается, провоцирует мужа на проявление агрессии. Он же давится злостью и молчит. Но под его молчанием, как под тихими водами, скрывается бездна...
"Что ты хочешь знать? Где я была? Спала ли я с ним? Понравилось ли мне? Вот, кстати, этот синяк на руке оставил мне он" - Мелисса явно напрашивается, провоцирует мужа на проявление агрессии. Он же давится злостью и молчит. Но под его молчанием, как под тихими водами, скрывается бездна...

Так вот, типаж красотки Мелиссы – очень понятный и узнаваемый. Она обожает развлекаться, любит выпивку и мужское внимание. Без постоянной движухи вокруг и привлечения к себе внимания она моментально начинает скучать. Вик для неё слишком уныл и правилен. Такие женщины вообще воспринимают бурную ревность, как проявление необузданной страсти.

Мелисса явно вышла замуж за Джоэла, видя, как отчаянно он влюбился в неё – ещё на первом свидании. Тогда она заказала детское меню с небольшими порциями – и он всё понял. Вик увидел, что Мелисса совсем немного ест, и не ради фигуры, а чтобы "оставить себе место для алкоголя": меньше съешь – больше выпьешь. Вообще, Мелисса обожала развлекаться, а без выпивки для неё веселье было не в кайф.

Но Вика остановить не могло ничего; он всё понимал про неё и всё равно отчаянно и безнадёжно любил. Он как можно скорее заделал Мелиссе ребёнка (родилась прелестная Трикси, которую Вик не уставал баловать и обожал всей душой) и под этим соусом мгновенно женился. Очень, кстати, часто применяемая мужская стратегия: заделать ребёнка, чтобы не очухалась и не убежала.

Вот такие завлекающие позы красотка Мелисса начинает принимать перед каждым первым симпатичным встречным мужиком
Вот такие завлекающие позы красотка Мелисса начинает принимать перед каждым первым симпатичным встречным мужиком

Но, даже оказавшись замужем, Мелисса не собиралась остепеняться. Она из тех женщин, которые чахнут и тускнеют без вихря переживаний, и ищут себе развлечений на "свои вторые 90". И находят: среди мужчин, которые летят на их блеск, как мухи... ну, скажем, на мёд.

И, что характерно, Мелисса не видит для себя ни одной причины меняться. Заявившись с утра помятая, где-то прошлявшись с любовником, она заявляет мужу: да ты без меня, скорее всего, просто помер бы со скуки.

А он не помер бы! Он и правда такой: спокойный, выдержанный, разводит улиток для удовольствия (в сарае у Вика улиточья ферма). Точно так же спокойно бы жил, размеренно встречался с друзьями и обожал дочурку. Но вот угораздило его влюбиться в эту яркую красотку-иностранку (Мелисса не из Америки).

Мелисса ведь специально провоцирует мужа. Она и флиртует-то с другими мужиками для того, чтобы "разбудить в муже зверя", чтобы он яростно взревновал, стал всё крушить, бросил её на пол, сорвал одежду и доказал, что она – только его! И даже сама Мелисса заводится только тогда, когда Вика есть за что поревновать: после вечера в гостях, когда он пригласил на танец соседку, Келли Уилсон, Мелисса завелась и подарила мужу ночь страсти. Именно ревность для неё – синоним любви. Именно бурные скандалы, которые она принимает за проявления любви и страсти, желает она увидеть со стороны мужа.

Но он не может. Он не таков. Он, несомненно, любит, и очень даже. Просто бурные страсти кипят в нём внутри, а снаружи он всё такой же – уравновешенный, спокойный, тихий Вик.

И Мелисса скучает в этом браке, развлекая себя всеми мимо пробегающими мужиками.

И ещё один момент, очень важный. Почему Вик терпит загулы жены, её возвращения заполночь, а иногда и поутру.

Дело в том, что в их паре ведомый – он. Отношения нужнее Вику, чем Мелиссе. Она совершенно не ценит ни его богатый дом, ни статус, ни все эти дорогие удовольствия. Она даёт понять, что если развод – то она встанет и уйдёт, ни разу не обернувшись (и Вик чувствует, что Мелисса не блефует). Так что развода и разрыва гораздо больше не хочет он. Это он не хочет её терять – именно жену, не дочку. Они вместе не ради ребёнка. Они всё ещё вместе потому, что Вик Ван Аллен отчаянно любит свою легкомысленную жену и ни за что не хочет её потерять. А она – наоборот. Это для неё их брак почти не ценен, она готова усвистать в одну минуту.

Поэтому Вик снова скрипит зубами и терпит.

Но тут события начинают развиваться достаточно бурно. Джоэл сбежал. По телевизору объявили, что нашли труп Марти Макрея – правда, он был не забит молотком, а застрелен, так что в компании друзей Вика и Мелиссы все не знают, что и думать. Мелисса начинает крутить роман со случайно встреченным пианистом, но Вик всё никак не может дойти до мордобоя – ни в её адрес, ни в адрес любовника...

Однако убийства в этом фильме обязательно будут (как любит Патриция Хайсмит, плохо скрытые убийства).

И, кстати, очень показательна концовка. Похоже, Мелисса понимает, что на скандалы и драки мужа не разведёшь, но то, что он убил ради неё – это лучшее доказательство его необузданной страсти. После того, как Вик показал ей опубликованную книгу её фото, каждое из которых – признание ей в любви, и она нашла фотографию внезапно пропавшего любовника, Мелисса сложила два и два и поняла: любит. Муж её действительно очень любит. Просто вот такой он, спокойный и внешне холодный. Но он ради неё сделал то, чего не делал никто другой (и что вообще нечасто делают мужчины ради женщин) – убил. Потом ещё раз убил. И снова убил. И, похоже, будет выкашивать всех, кто проведёт с ней ночь.

Мелисса, конечно, немного грустит (весёлые деньки позади, она знает, что теперь опасна для встречных мужчин), но, вместе с тем, ощущает собственную ценность, как никогда.

Её неуёмное эго удовлетворено.

Правда, в фильме для этого понадобилось 4 мужских трупа.

Может, и хорошо, что героиня решила успокоиться и перестать дразнить мужа. Всё-таки, её раскованность не стоит того, чтобы проредить мужское население округи.

______________________________

А ещё у меня есть телеграм-канал по психологии. Подписывайтесь, чтобы читать новое и интересное!