После таяния ледника около 12 тысяч лет назад и глобального улучшения климата переход сперва к оседлому собирательству, – а там и к земледелию, – начался сразу во многих регионах. Протекали эти процессы, в зависимости от местных условий, однако, с разными скоростью и успехом. Как следствие, более всего известен западный центр – «плодородный полумесяц». Медленнее, но независимо, над окультуриванием растений работали народы Америки. Крупных успехов добились земледельцы в Индии и Китае.
О новогвинейском же центре земледелия вообще слышали немногие. Удивительным может показаться то, что он вообще существовал, поскольку покрытый джунглями и известный дикостью населяющих его племён остров, вообще кажется неподходящим местом для этого, – как и прочие экваториальные регионы. Между тем, папуасы, – это к вопросу о дикости, – вполне обычные люди неолита, практически единственным источником пищи для которых к моменту появления европейцев было именно земледелие. Открытое и освоенное ими совершенно независимо… Да и от кого ждать помощи в такой-то глуши?
Что же до условий, то сначала они были. Переход к земледелию начался на Новой Гвинее в горных регионах. Климат в постледниковую эпоху ещё был более сухим, и в центр острова занимали саванны. Полностью покрылась лесами Новая Гвинея позже. Хотя, причиной отставания центра стали в первую очередь изоляция, нехватка ресурсов и отсутствие подходящих для одомашнивания животных. Как следствие, попытки изобрести календарь и отменить понедельники неизменно проваливались.
Тем не менее, успехи были и у новогвинейцев. Кое-чем папуасам обязана и вся мировая цивилизация. В частности, именно с Новой Гвинеи происходит культурный сахарный тростник. На сладкое аборигенов потянуло ещё несколько тысяч лет назад. Случай же поделиться открытием представился им не скоро.
Миру же тростник открыли малайцы, – Новую Гвинею, в отличие от прочих островов Юго-Восточной Азии не завоевавшие (десант был съеден), но хотя бы открывшие в I тысячелетии до новой эры.
Впрочем, и сами малайцы, хоть склонные к мореплаванию и торговле, страшно далеки были от цивилизации. При их посредничестве, однако, сахарный тростник попадает в Китай, где начинает культивироваться с VII столетия. У китайцев же секрет удаётся похитить арабам, – в IX веке. И лишь в XII веке плантации сахарного тростника создаются ими в Египте, – вместо плантаций папируса (заменённого китайской же бумагой). С этого момента сахар становится известным и в Европе. Сначала, как драгоценная восточная редкость.
Выращиваться сахарный тростник начинает на Сицилии лишь в XV веке, но условия острова плохо подходят для культуры. Так что, доступным по цене удовольствием сахар становится только в XVIII веке, после создания плантаций тростника на Карибских островах.
Современная же технология получения сахара из свёклы (позволившая сладкую проблему радикально решить) разработана в России в 1802 году.