Найти в Дзене

«Кажется, у меня биполярочка»

Периодически клиенты приходят с уже готовыми диагнозами. «Какой у вас запрос?». «У меня депрессия\СДВГ\ПРЛ\аутизм\я – нарцисс, сделайте что-нибудь, чтобы мне стало легче жить». Склонности ставить самому себе диагнозы способствуют, на мой взгляд, четыре фактора. Во-первых, это доступность описаний: признаки психических заболеваний подробно описаны, статей, с ними можно найти сколько угодно. Правда, до «сколько угодно» редко кто доходит: одну-две прочитали, нашли у себя совпадение – всё, основание для постановки диагноза есть. «Отныне я СДВГшник». Во-вторых, наблюдаю прямо таки моду на психические диагнозы. Скучно быть просто человеком. Куда интереснее обладать чем-то, возводящим личность в разряд неординарных. Не «у меня проблемы с регуляцией эмоций», а «у меня БАР» (биполярное аффективное расстройство). Не «у меня нет навыка эффективной коммуникации с людьми», а «скорее всего, я в спектре». Ко мне регулярно приходят с запросом «РПП» (расстройство пищевого поведения). Это – серьезный ди

Периодически клиенты приходят с уже готовыми диагнозами.

«Какой у вас запрос?».

«У меня депрессия\СДВГ\ПРЛ\аутизм\я – нарцисс, сделайте что-нибудь, чтобы мне стало легче жить».

Склонности ставить самому себе диагнозы способствуют, на мой взгляд, четыре фактора. Во-первых, это доступность описаний: признаки психических заболеваний подробно описаны, статей, с ними можно найти сколько угодно. Правда, до «сколько угодно» редко кто доходит: одну-две прочитали, нашли у себя совпадение – всё, основание для постановки диагноза есть. «Отныне я СДВГшник».

Во-вторых, наблюдаю прямо таки моду на психические диагнозы. Скучно быть просто человеком. Куда интереснее обладать чем-то, возводящим личность в разряд неординарных. Не «у меня проблемы с регуляцией эмоций», а «у меня БАР» (биполярное аффективное расстройство). Не «у меня нет навыка эффективной коммуникации с людьми», а «скорее всего, я в спектре».

Ко мне регулярно приходят с запросом «РПП» (расстройство пищевого поведения). Это – серьезный диагноз, нередко соседствующий с угрозой жизни. Знаете, у скольких человек в итоге оказалось реальное РПП? Правильно, ни у одного. Даже компульсивного переедания ни у кого не было, но было заедание тревоги или иных сложно выносимых эмоций (или не эмоций, а, например, усталости). Но это – далеко не то же самое, что РПП.

Однако человеку больше нравится думать, что это болезнь подталкивает его есть больше требуемого, чем что он сам не может справиться с эмоциональной дисрегуляцией. И это – важно! – не вина человека, что он так думает.

Отсюда в-третьих: самодиагностика для многих – способ понять себя. Наша психика далеко не сопля, выдержать может многое, но кое с чем справляется плоховато – с неизвестностью. Внутри неопределенности психика чувствует себя, как чечёточник в болоте – попробуй-ка попляши, когда под ногами зыбко.

-2

«Примерить» диагноз и на этом успокоиться – способ почувствовать почву под ногами. Чем жить в состоянии «не понимаю, что со мной происходит», проще жить с мыслью «у меня есть штука, которая определяет особенности моего поведения. Это не мне сложно сосредоточиться на длинном тексте, это СДВГ рулит».

Когда на одной чаше весов отсутствие самопонимания, а на другой – готовое объяснение, психика без вопросов выберет второе.

Мутят волну и фильмы с сериалами, нередко романтизирующие псих.диагнозы. Увидел человек в сериале замкнутую и тревожную героиню и тут же спроецировал ее аутизм на себя. Вуаля, вот и объяснение сложности построения коммуникации.

Наконец, в-четвертых: с помощью диагноза легко и просто оправдывать поведение, поэтому граждане нередко ищут диагноз и настаивают на том, чтобы специалист поставил его. Нарциссизмом легко оправдывать инфантильное поведение, невзятие на себя ответственности, невыполнение обязательств и манипулирование окружающими.

Непунктуальность, неумение организовывать свой день, неследование дедлайнам – «А это не я, это все СДВГ».

Отсутствие мотивации, нежелание делать неприятное дело – «оставьте меня в покое, у меня стадия депрессии. Вот перейду в манию, и все попеределаю» (спойлер – нет).

И т.д.

В чем опасность таких игр: человек начинает натягивать сову на глобус, то есть подгонять поведение под выбранный диагноз. Прочитал 9 признаков ПРЛ, для постановки диагноза должны совпасть 5, и человек начинает выиискивать у себя 5 признаков. Не беда, что совпадает только 1, остальные можно имитировать. Так человек, у которого изначально были сложности с построением крепких отношений, вживается в роль человека с ощущением внутренней пустоты, обладающего страхом отвержения, повышенной гневливостью и импульсивностью.

Fake it till you make it («имитируй, пока не получится») – в итоге притягиваемые качества могут реально стать частью личности. Будет ли это значить, что диагноз станет оправданным? Нет. Но психика расшатается мама не горюй как, и придется либо восстанавливать ее (время, деньги, терпение и силы), либо значительно потерять в качестве жизни, живя с новыми симптомами.

Уверена, все нужные выводы вы сделаете сами.