Дед Василич после всех работ позвал мужчин к себе ужинать.
– Ты, дед, на нас не серчай, но лишние мы там у вас. Да нам и в хате прибраться надо, да, может, печь протопить, а то на улице жара, а внутри, как в погребе – холодно и сыро. Спасибо тебе за всё, но сегодня с ужином мы сами разберемся, - ответил Аркадий.
– Баба с возу – кобыле легче, - хмыкнул дед, - Чего мне на вас обижаться. И так до самого вечера провозились с этим забором. Я думал, половчей дело пойдет, но вы-то непривыкшие к такой работе, да и поле деятельности большое. Вот только в траве не шоркайтесь сильно, у нас тут змеюки обитают. Укусят, и спасти вас никто не сможет.
– Свезете тогда нас на погост, - усмехнулся Аркадий.
– Ишь, какой умный. Ты видел, какой ты здоровый? Для тебя какую яму копать придется. Я уже не тот, а у девок и так работы полно, чтобы еще для тебя яму копать. Если только на болота вывезти в тележке. Болота-то всё в себя примут, - задумчиво оглядел его дед Василич.
Артем аж поперхнулся от такого заявления деда и закашлялся.
– Ты водичку-то пей, а то же вон, как кашляешь. За водой к нам приходи или на колонку на дороге. В колодец, что здесь находится – не лезь. Он, скорее всего, либо заболочен, либо высох, но там может быть неприятный сюрприз.
– Какой? – напрягся Аркадий.
– Гнездо змеиное. Так что не суйся, - дал напутствие дед.
– А дрова тут есть, или нужно идти в лес за ними? – спросил Аркадий.
– В дровнике глянь. Если не будет, то быстренько в лес сбегайте, только дотемна домой приходите. Не шатайтесь в темноте по улице.
– Придет серенький волчок и укусит за бочок, - улыбнулся Аркадий.
– А ты мне тут не зубоскаль давай, - сердито посмотрел на него дед, - Порвет тебя, как последнюю промокашку, и забудешь где ты, кто ты и как тебя звали. Ну, всё, бывайте, хлопцы, хорошего вечера. Если какие вопросы возникнут, то забегайте.
Он похлопал по плечу Аркадия, собрал инструменты и пошел к себе.
– Может, надо было к ним идти на ужин? – спросил Артем.
– Еда у нас с тобой есть. Лишний раз не надо местных напрягать, - ответил Аркадий. – За водой надо на колонку сходить, а то грязные с тобой, как незнамо кто. Да и для еды и питья вода понадобится. Может, супец из кильки сварганить?
– Да я как-то ни разу такого не ел, - пожал плечами Артем.
– Ну вот и попробуешь. Давай глянем, какие тут емкости есть у Никитичны. Знаешь, ночью старуха – хозяйка дома приходила, спрашивала – кто такие.
– И? – с удивлением посмотрел на него Артем.
– Отчитался, как есть. Бабка меня всегда учила, чтобы я ни призраков, ни домовых не боялся. Они тогда и не тронут, - задумчиво сказал Аркадий.
– Это тебе всё во сне приснилось.
– Даже если и во сне, то всё равно сон в руку. Всё равно надо было перед ней отчитаться, объяснить всё, чтобы она тут нам пожить дала немного.
Они вошли в сени и стали перебирать многочисленные тазы и ведра. Нашли большой бак, целый не прохудившийся таз и приличное эмалированное ведро практически без сколов. В углу также стояла тележка на колесиках.
– Видать, Никитична таскала на ней воду, - сказал Аркадий, рассматривая тележку.
– Хочешь на ней воду привезти? – спросил Артем с сомнением.
– Да вот знаешь, спина не резиновая, может и клюнуть, так что если есть возможность не грузить себя, то лучше не грузить.
– Прямо девиз по жизни! – рассмеялся Артем.
– Самый лучший девиз, между прочим, - с улыбкой согласился Аркадий.
– А нам не пора ли отсюда сваливать? – спросил Артем, когда они водрузили на тележку бак и потащили его на колонку.
– Хочешь беги, - пожал плечами Аркадий.
– А ты?
– А я пока тут побуду, пересижу, обожду. Нас же по всем дорогам, по всем городам ищут. Тебе есть куда бежать?
– Ну, к невесте, - с сомнением в голосе произнес Артем.
– А ты ей нужен? – с усмешкой спросил Аркадий.
– Не знаю, - пожал плечами Артем, - После того случая она мне не звонила и не писала. К родителям можно.
– Вот ты вроде молодой, а мозги у тебя плохо работают.
- Это почему?
– Они тебя у родителей уже и ждут, сидят, - хмыкнул Аркадий.
– А здесь чего? Местные того гляди на нас настучат.
– Если бы местным надо было это сделать, то они бы уже давно позвонили. Нас бы взяли тогда еще, когда мы Змею яму рыли. Или ты думаешь, здесь ни у кого нет мобильного телефона?
– Тогда почему не позвонили? – удивился Артем.
– Потому что им это невыгодно. Им нужны дрова к зиме, а двум молодым бабам на три или четыре дома сложно будет их заготовить. Им или мерзнуть придется, или жить всем вместе, или и зимой таскаться в лес, валежник собирать и все равно мерзнуть.
– Разобрали бы какой-нибудь дом.
– Люди старой закалки, принципиальные, чужого не берут, сам же слышал.
– А когда мы им с дровами поможем, то что? - спросил Артем.
– Тогда можно потихоньку дальше двигаться, там и ажиотаж такой пройдет с нашим побегом. Потише станет.
– Думаешь, они нас после этого не сдадут?
– Не сдадут, - помотал головой Аркадий, - Люди старой формации, чем дальше власть, тем лучше. Им ни к чему здесь чужие уши и глаза.
– Мне как-то девчонку ту жалко, к которой Змей приставал. Чего она тут увидит? Молодая еще, а со стариками живет, - вздохнул Артем.
– Мы же не знаем, почему она тут осталась. Может ей идти некуда.
Они набрали полный бак воды и потащили тележку обратно домой.
– Хоть бы колесо не отвалилось у нее, - проговорил Артем.
Он тащил ее за веревку, а Аркадий позади придерживал. Только Артем это проговорил, как лопнула ось и тележка набекренилась на бок. Бак не успел свалиться, его перехватил за ручки Аркадий. Только вода немного расплескалась.
– Ну вот накаркал, - проворчал он.
– Ну да, я накаркал, а не тележка старая была, - хмыкнул Артем.
Они подхватили вдвоем бак за ручки и поволокли его в избу. Тележку бросили на дороге.
– Потом заберем, - сказал Аркадий, - Я посмотрю, может починить можно.
Воду затащили сразу в избу, не стали оставлять в сенях, мало ли что туда может насыпаться.
– Теперь нужно и с дровами определиться, - сказал Аркадий, - Тут около печки лежит несколько чурок, но этого мало будет. Только печь прогреть, а дом так и останется стылым.
Теперь при свете дня он смог рассмотреть избу. Она была такой же маленькой, как и у всех в этой деревне. Может у Василича пятистенок, а здесь, как и у всех, стояла печь посреди комнаты. За ней небольшой закуток, отгороженный занавеской, даже отдельной кухни не было, все в одном месте и готовка, и отдых, и сон.
– Я и этому рад, - подумал он.
Аркадий почистил топку, выгреб оттуда много золы. Все скинул в специальное ведро. Затопил печь. Она заскрипела, заворчала, заухала, словно живая.
– Звуки какие странные она издает, - поморщился Артем, - Даже жутко.
– Давно ее никто не топил, - объяснил Аркадий, - Вот она нам и жалуется. Дров мало. Нужно еще немного найти, да воду для мытья поставить на нее. Еще с окнами разобраться. Так что нам с тобой работы полно до самой ночи.
– Это и хорошо, хоть мысли всякие в голову лезть не будут, - вздохнул Артем.
– Да, от тяжелых думок работа только и спасает, - согласился Аркадий, - А ты за что на зону-то попал? Змей говорил, что по пьянке.
– Как сказать. Девушка у меня была, невеста, пожениться собирались. Ее день рождения в кафе справляли. Все как обычно, поздравления, подарки, еда, вино. Хорошо было, весело. Пока ее бывший не пришел. Он ей в лицо из травмата выстрелил. Глаз выбил, лицо испортил. Это я потом узнал, после. А я кинулся на него. Подрались. Я им витрину вынес. Стекло толстое, осколки попали в позвонки. В общем, инвалидом он после этого стал. Не ходит.
– Невеселая история. Девчонку жалко, - покачал головой Аркадий, - А сбежал-то зачем? Тебе по идее немного дали.
– Мне кое-кто сказал, что отец этого денег заплатил, чтобы меня также искалечили, как его сына.
– Н-да. Вот даже мне сказать тебе нечего, кроме одного.
– Чего? – спросил Артем.
– Пошли дрова искать, - усмехнулся Аркадий.
– Там во дворе я видел березу поваленную.
– Дрова с березы плохие, быстро сгорают, но на данный момент и они пойдут.
– Только вот дед топор забрал, - вздохнул Артем.
– Я в сенях топор видел и пилу, так что все у нас есть. Идем. Нечего мысли тяжелые по кругу гонять, а то голова болеть будет, - подмигнул ему Аркадий.
Они захватили инструменты и вышли из дома.
Автор Потапова Евгения