Знаете, сюжеты большей части произведений происходят именно летом; во многом это – заслуга кинематографа. Ведь снимать кино с живыми актёрами куда проще в летних реалиях; а раз так, то выбор лета, как времени действия, наиболее удобен! Зимой-то снег и мороз, что может негативно сказаться на оборудовании, да и актёры могут задубеть так, что это ухудшит цвет лица, мимику, чёткость реплик и даже походку. Ранней весной или поздней осенью тоже дубак нередок – придётся тратиться на обогрев актёров и съёмочной группы; ну, и слякоть под ногами запросто может придать обуви персонажей в кадре неэстетичный вид! Другое дело – летние и окололетние реалии. Их съёмки проще, а значит – дешевле. Для кинематографа тёплое время года уже стало своеобразным «выбором по умолчанию», что оказался удобен даже для павильонных съёмок (ну, кто захочет потеть в шубе, имитируя наличие зимних реалий, когда в помещении +22° по Цельсию?!). Но, что по-настоящему удивительно, ДАЖЕ создатели мультфильмов начали воспринимать летние фоны, как негласный стандарт; хотя, казалось бы, рисовать летний пейзаж или зимний – разницы в затратах нет. Короче, для большинства произведений лето – это НЕ атмосфера, в просто фон; атмосферу куда чаще делают из зимних реалий, когда люди празднуют Рождество или Новый Год. Впрочем, даже без праздничной составляющей зима может стать не просто фоном, а самóй атмосферой, ежели жанр поспособствует. Какой-нибудь неонуар или триллер / хоррор идеально ложатся на мрачноватые зимние реалии, где сравнительно мало солнечного света, а небо часто затягивается облаками, что сыпят бледным снегом, подчёркивающим общую нехватку тёплых тонов (примеры: видеоигра “Макс Пэйн” 2001-го и фильм “Нечто” 1982-го). Вот с летом уже сложнее; чтобы сделать из него атмосферу, ещё и в жанре триллера либо хоррора, надо постараться! В этом смысле преуспела, например, франшиза “Когда плачут цикады”: там тёплые летние пейзажи идеально сочетаются с простой, но приятной (нарочито кавайной) рисовкой. Всё это создаёт атмосферу, словно пытающуюся обмануть бдительность зрителя – а затем показать, что за внешней безмятежностью скрывается нечто опасное… Так что у “Цикад” есть собственный стиль – и весьма удачный! Не говоря уже о том, что сквозной сюжет данной франшизы оказался очень качественным. А раз так, то логично, что со временем многие другие произведения пытались повторить успех “Цикад”, в разных пропорциях копируя их стиль и сюжет. Что из этого вышло? Давайте-ка узнаем!
Прежде всего, кратко напишу про самих “Цикад”, дабы те люди, что незнакомы с данной франшизой, поняли завязку тамошней истории. Я постараюсь обойтись без серьёзных спойлеров, просто упомяну сюжетные шаблоны, на основании которых впоследствии буду сравнивать другие произведения с “Цикадами”. Итак, действие начинается в начале лета, когда подросток по имени Кэйити Маэбара вместе с семьёй переехал из города в тихую деревню, поступил в тамошнюю школу и нашёл друзей среди местных. Впрочем, деревня хоть и тихая, но имеет свои тайны – в т. ч. довольно-таки страшные! В сюжете нашлось место и триллеру с многочисленными убийствами, и страшным сценам в стиле хоррора, а также научной фантастике и менее научной мистике, включая путешествия во времени. Пока что этого хватит, чтобы уловить суть. Ещё упомяну создателя “Цикад”, работающего под псевдонимом Рюкиси07; он начал эту франшизу с видеоигр в жанре визуальной новеллы – те выходили с 2002 года. В 2005-м эти визуальные новеллы обзавелись первой мангой-адаптацией, а в 2006-м – первой аниме-экранизацией. Со временем у Рюкиси07 появлялись и другие франшизы – тем не менее, они оставались похожи на “Цикад”. Не то чтобы такое самокопирование было чем-то плохим – всё же у подавляющего большинства авторов есть свои штампы; т. к. нежелание отходить от концепции, признанной аудиторией, вполне естественно. Уточню, что у Рюкиси07 много произведений, и я не буду перечислять все; ограничусь теми франшизами, что обзавелись аниме-экранизациями (ну, канал об аниме всё-таки!). В этом плане начну с “Унесённых волками”. Здешним протагонистом оказался школьник, вместе с семьёй переехавший в небольшой городок, у которого есть свои страшные тайны, связанные то ли с мистикой, то ли с научной фантастикой, а также исчезновениями и смертями людей; к слову, действие сюжета происходит летом. Конечно же, всеми этими особенностями данное произведение похоже на “Цикад”. Но аниме-экранизация “Унесённых волками” получилась слабой; да и игра-первоисточник, судя по небольшой популярности, выходу только на платформе “PSP” и отсутствию переизданий на других игровых системах, оказалась заметно слабее, чем игры из серии “Когда плачут цикады”.
Куда лучше у Рюкиси07 обстоит дело с франшизой “Когда плачут чайки”, ставшей идейным продолжением всё тех же “Цикад”. Игры про “Чаек” очень даже популярны; а вот аниме-экранизация оных… как бы помягче выразиться, оказалась калом. Она хочет быть таким же триллером и хоррором, как “Цикады”, т. е. пытается напугать зрителя; тем не менее, страшные сцены из аниме про “Чаек”, скорее, вызывают отвращение; да и логики в тамошних событиях немного! (даже не знаю, почему у этого аниме-сериала относительно высокие оценки на некоторых сайтах; он даже НЕ закончен!). В остальном же “Чайки” взяли от “Цикад” идею с малонаселённой местностью, что отдалена от большого мира, добавили туда всё то же наличие скелетов в шкафах у местных обитателей, а также убийства и путешествия во времени. Разве что сюжет “Чаек” не акцентирует особого внимания на времени года – оно там уже не для атмосферы, а просто для фона. Ну, зато протагонистом “Чаек” оказался не школьник – в отличие от “Цикад”.
Теперь перейду к по-настоящему сторонним франшизам. Первая из них носит название “Иная”; она началась с одноимённого романа (на сей раз не визуального, а вполне обычного!) в 2009 году; в 2010-м обзавелась мангой-адаптацией, а в 2012-м – аниме-экранизацией. Завязка сюжета такова: главный герой, которого зовут Коити Сакакибара (да, это подозрительно созвучно с именем главгероя “Цикад”!), вместе с семьёй переезжает из столицы в провинцию – и поступает в тамошнюю школу, где есть класс под номером 3–3 (аналог нашего девятого). Туда очень уж боятся переходить те, кто закончил класс 3–2 (т. е. бывшие восьмиклашки); ведь у класса 3–3 нехорошая репутация, связанная с тем, что его ученики подозрительно часто умирают – к примеру, от болезней или несчастных случаев. И да – главгерою не повезло попасть именно в ЭТОТ, прóклятый класс. А дальше уж придётся разбираться, что, вообще, происходит, и как бороться с проклятием класса 3–3. Да, сама завязка с переездом из большого города в маленький и поступлением в тамошнюю школу напоминает завязку “Цикад”; к тому же – в обоих случаях главгероями оказываются исключительно школьники. Так-то “Иная” похожа не только на “Цикад”, но и на серию американских фильмов “Пункт назначения”, хоть и не лишена некоторой оригинальности: например, в сюжете “Иной” упоминается, что воспоминания о каких-либо мистических событиях постепенно исчезают из памяти человека, как только из его окружения пропадает источник той сáмой мистики. Т. е. чувствуется этакая надежда автора на то, что любая мистика случается чаще, чем кажется; просто она столь противоестественна окружающему миру, что он даже не сохраняет воспоминаний о ней. Ну, а раз так, то в прошлом любой из нас мог быть участником некоей мистической истории! Да, это уже отдаёт «синдромом восьмиклассника», когда ребёнок придумывает для себя вымышленную предысторию, в которую сам же начинает верить – в большей или меньшей степени; но всё равно – сюжетный ход оригинальный (пусть и отчасти напоминает “Цикад”; ведь там из-за путешествий во времени с вмешательством в прошлое и, как следствие, изменением будущего многие герои ТОЖЕ забывали весьма интересные события!). Теперь перейду к визуальному стилю “Иной”: хотя значительная часть тамошнего сюжета разворачивается летом, оно показано мрачным – облачным, пасмурным и дождливым, что сильно отличается от атмосферы франшизы “Когда плачут цикады”. Также упомяну животных – в “Иной” вместо миленьких цикад внимание акцентировано на ворóнах, куда более мрачных созданиях. Ещё там есть магазинчик игрушек, где продаются довольно-таки жуткие куклы, не предназначенные для детей. Для сравнения: в сюжете “Цикад” тоже присутствовали игрушки, вроде куклы и плюшевого мишки; но там такие вещи выглядели куда милее. Короче, атмосфера “Иной” откровенно депрессивная! Хотя не скажу, что это совсем уж плохо (больше на любителей, таких как готы). В этом плане чувствуется авторское желание создать контраст с “Цикадами”, дабы сделать своё произведение более самобытным, пусть и вдохновлённым той франшизой.
А вот сейчас я вас удивлю! Знаете такую франшизу – “Девочка-волшебница Мадока”? Её считают новаторским переосмыслением жанра «махо-сёдзе», т. е. произведений о девочках-волшебницах. В “Мадоке” жизнь оных показана весьма и весьма опасной; дескать, борьба со Злом – это вам не развлекуха, а бои на смерть! Вот только сама “Мадока” – не первое «взрослое» произведение в жанре «махо-сёдзе»; например, до неё рисовался всякий хентай с героинями-волшебницами, которые подвергались порой весьма негуманному обращению со стороны злодеев! Ну, разве что тамошние сюжеты не отличались особым качеством; так что первым по-настоящему приличным «махо-сёдзе» для взрослой аудитории стала именно “Мадока”. Да, её сюжет хорош; а в контексте жанра даже похож на оригинальный! Вот только… ну, я ведь неспроста упомянул “Мадоку” в данной статье? Во-первых, одним из жанров оной можно назвать триллер; во-вторых, её главные героини школьного возраста; в-третьих, в сюжете присутствуют частые путешествия во времени с целью исправить повторяющуюся раз за разом ошибку прошлого (всё это было в “Цикадах”!). К тому же события “Мадоки” происходят в летних реалиях (да, тоже напоминает ЧТО-ТО!). Не говоря уже о нарочито кавайной рисовке, что НЕ свойственна триллерам, а потому будто бы пытается усыпить бдительность зрителя, дабы спровоцировать большее удивление, когда дело дойдёт до взрослого контента (хм, ГДЕ-ТО я уже видел подобный ход!). Так что на проверку “Девочка-волшебница Мадока” оказывается не образцово оригинальным произведением; да – качественным! Но, ещё раз, НЕ первым взрослым «махо-сёдзе» и НЕ первым триллером с главгероями школьного возраста, а также интересным сюжетом, путешествиями во времени, летними реалиями и нарочитой кавайностью рисовки.
Что у нас дальше? А дальше у нас манга! Да, не аниме; ибо на момент написания данной статьи манга, о которой пойдёт речь, НЕ обзавелась аниме-экранизацией. Тем не менее, она похожа на “Цикад”, а потому заслужила упоминания в этой статье. Итак, данное печатное произведение 2017 года носит название “Жестокий хэппи-энд” или “Massacre happy end”; жанр – триллер, действие разворачивается летом, ГГ – школьник из небольшого города, а в сюжете присутствуют частые убийства и не менее частые путешествия во времени. В принципе, этого хватило бы; но всё-таки немного распишу саму завязку сюжета! Старшеклассник Макото Кусакабэ в свои годы пропадает на подработках, дабы оплатить лечение сестры, лежащей в коме. Вот только помимо денег ей нужен донор, без которого, согласно прогнозам врачей, сестре осталось жить всего пару месяцев; т. е. донор вряд ли успеет появиться! Герою это надоедает. Он посещает местный храм, чтобы помолиться, но вместо этого срывается – кричит, что уже много молился, а всё без толку, и упрекает богов в бездействии. Ну, а вечером того же дня… приходит новость, что для сестры нашли донора! Похоже, боги услышали Макото. Вот только упрекать их, явно, не следовало. Ибо только божественным вмешательством можно объяснить то, что следующий день стал точной копией предыдущего, да и последующий тоже; хотя окружающие не замечают этого, а вот Макото ясно понял, что застрял во временнóй петле. Ещё и его сестре становится только хуже – очевидно, для неё время ТОЖЕ не стои́т на месте. Макото понимает, что такими темпами сестра не доживёт до назначенной даты операции, а потому бежит в храм и вновь упрекает богов за такое издевательство. Можно сказать, боги опять ответили ему – и ОПЯТЬ по-своему; т. к. у храма к Макото прицепился местный гопник и попытался отнять деньги, заработанные для лечения сестры. В общем-то, Макото в состоянии аффекта забил того до смерти чем-то, что попалось под руку. Ну, а потом… к удивлению Макото, новый день, наконец-то, наступил! Как оказалось, боги потребовали за свою помощь жертв – одного человека в день, и так, пока сестра не доживёт до дня операции. С этого и начинается самое интересное: вроде бы хороший парень отныне вынужден убивать, а по его следу идёт местный детектив, частично списанный с L из “Тетради Смерти”. Однако в остальном эта история больше похожа именно на “Цикад” (ну, если не считать концепции «Дня сурка» из одноимённого американского фильма, а также имени главгероя, что до странности созвучно с именем главгероини из франшизы “Призрак в доспехах”!).
Что-то многовато уже произведений в летних реалиях; хотите немного зимы? Её есть у меня! Ведь далее по списку “Город, в котором меня нет”, франшиза, что началась с манги в 2012-м и обзавелась аниме-экранизацией в 2016-м. Перехожу к сути сюжета! Главгерою по имени Сатору Фудзинума 29 лет, и у него есть фантастическая способность путешествовать во времени; откуда она – тот не знает. Как именно работает? Тоже. Но, раз уж работает, значит – не просто так! Ведь данная способность всегда активируется, когда кому-то поблизости нужна помощь; и да – Сатору, можно сказать, путешествует во времени по воле самóй судьбы, дабы предотвращать трагедии. Обычно его заносит лишь на несколько минут назад; но однажды, в ходе кое-каких событий Сатору переместился на 18 с лишним лет назад! Из-за этого он вновь стал 10-летним школьником; не говоря уже о том, что окружающий мир изменился соответствующим образом вплоть до времени года: если в родном времени Сатору было лето, то в прошлом оказалась уже упомянутая зима. Ну, и с этого начался довольно-таки интересный триллер, связанный с попыткой предотвращения цепочки таинственных убийств, что тянется с той сáмой зимы того сáмого года, куда попал Сатору. Возможно, я не слишком-то интересно описываю всё это; но лишь потому, что стараюсь не спойлерить. Полагаю, если кто-то уже знаком с “Цикадами” и “Городом, в котором меня нет”, то увидит сходство сюжетных и жанровых составляющих.
Ну, смена летних реалий на зимние способствует разнообразию. А знаете, что ещё способствует ему? Небольшая смена жанра – например, кто-нибудь соскучился по исекаю, т. е. попаданчеству? Если да, то представляю вашему вниманию “Re: Zero” – единоразовое путешествие в иной мир, где впоследствии случаются многоразовые путешествия во времени, т. е. возрождения главгероя в недавнем прошлом из-за того, что он слишком часто гибнет в настоящем; но зато способность к возрождению даёт ГГ шанс изменить судьбу! Жанр «триллер» с достаточным количеством жестоких и эмоциональных сцен, а также частые путешествия в прошлое, главный герой школьного возраста и летние реалии (являющееся, скорее, не атмосферой, а фоном; но тем не менее!..); всё это как-то подозрительно похоже на “Цикад”. Не говоря уже о том, что порой главгерой “Re: Zero” встречает смерть от рук друзей из-за лёгкого недопонимания (в “Цикадах” бывало то же самое!). Хотя кое-чем “Re: Zero” также похож на франшизу “Когда плачут чайки”, а именно – наличием могущественных ведьм в сюжете. И в “Чайках”, и в “Re: Zero” ведьмы играют далеко не последнюю роль; впрочем, не стану спойлерить! Вместо этого уточню, что “Re: Zero” оказался слабее “Цикад”, в которых причины смертей героев с последующим возрождением в прошлом объяснены куда лучше. Ну, а в “Re: Zero” главгерой просто обречён помирать снова-снова, снова и снова: только разберётся с одной смертельной угрозой, как откуда ни возьмись появляется другая – и способствует трагичному рестарту! Ну, будто весь мир объединился против ГГ; почему? Неясно. Да если бы каждому жителю тамошнего мира не везло так же, как и главгерою, там бы всё вымерло уже давно! (отсюда тот самый вопрос без ответа: ну, почему именно ГГ оказался таким невезучим?!).
Однако вернёмся в нашу реальность! Ну… Как «в нашу»? В похожую на нашу, но туда, где всевозможная мистика происходит чаще, чем в привычной нам повседневности. На очереди франшиза “Летнее время”, начавшаяся с манги в 2017-м и получившая аниме-экранизацию в 2022-м. В принципе, тут почти всё то же самое, что в “Цикадах”; потому я не буду указывать жанр, а также расписывать особенности сюжета и сеттинга. Вместо этого сразу перейду к относительным новшествам. Прежде всего, это наличие в сюжете настоящей богини, чья сила связана с путешествиями во времени. Впрочем, в “Цикадах” также была своя богиня, которая создавала новые временны́е линии – но при этом она оказалась на стороне главгероев; а вот богиня “Летнего времени” стала одним из антагонистов! Кроме того, “Летнее время” – более «морское» произведение, в котором безмятежная атмосфера лета в прибрежном городке становится обманчивой из-за присутствия хтонической нечисти по канонам Лавкрафта. Ну, а “Цикады” – скорее, «сухопутное» произведение; к тому же самыми опасными злодеями там оказываются люди, а не какая-то сверхъестественная нечисть.
Упомяну и другое аниме 2022 года – “Жилой комплекс C”. Оно снято не по манге, книге или игре, а по написанному специально для ТВ сюжету – и напоминает не только “Цикад”, но и “Летнее время”. В “Жилом комплексе” есть обманчиво безмятежная атмосфера лета в городке на морском побережье, а есть и Лавкрафтовский ужас из морских глубин; есть путешествия во времени и есть богиня, способная совершать столь масштабные деяния. Правда, здешняя богиня всё же оказалась положительной героиней – как в “Цикадах”, а не как в “Летнем времени”. Кроме того, в “ЖК-C” злодеями оказались не коренные жители, а некоторые пришлые; такой поворот сюжета также напоминает “Цикад”.
Следующая франшиза, подозрительно похожая на “Цикад”, – это “Врата Штейна”; в неё входят несколько видеоигр, манг-адаптаций и аниме-экранизаций, а также одно ранобэ. Вот здесь среди главгероев относительно мало тех, кто школьного возраста, а действие происходит хоть и жарким летом, но в Токио, т. е. большом городе. Тем не менее, в сюжете присутствуют путешествия во времени – на сей раз НЕ мистические, а якобы научно обоснованные. Суть такова: главные герои совершенно случайно изобретают подобие машины времени – и с этого начинаются неприятности. Они легкомысленно меняют прошлое, а потом и (как выясняется) влияют на будущее; в результате появляются неизвестные, вооружённые и недружелюбно настроенные люди из некоей организации, по вине которых погибает кое-кто из главных персонажей, а протагонист по имени Окабэ Ринтаро использует подобие машины времени, чтобы предотвратить трагедию. Это если вкратце! Казалось бы – ну, разве ЭТО похоже на “Цикад”?! А почему нет?.. Ведь в “Цикадах” тоже присутствовали вооружённые силовики, действующие за рамками закона и зачастую убивавшие главгероев, что становилось веским поводом для тамошней богини создать новую временну́ю линию, дабы путём вмешательства в прошлое исправить будущее. Добавлю, что в “Цикадах” и “Вратах Штейна” главгероям приходилось тратить на путешествия в прошлое далеко не одну попытку, ибо с первого или со второго раза просто не получалось изменить будущее! Да и жанр один: и там, и там – триллер, заставляющий волноваться за персонажей (которые в свободное от злоключений время, наоборот, предпочитают творить комедию – в этом ещё одно сходство).
Подведу кое-какие итоги! Как вы могли заметить, произведения, похожие на “Цикад”, являются довольно-таки качественными. Да что там «довольно-таки» – НА РЕДКОСТЬ качественными! Ведь обычно бывает наоборот: если какой-то японец сочиняет очередной исекай или фэнтези «о герое, которого выгнали откуда-то», подобное произведение оказывается проходняком! Ну, не сосчитать, сколько существует поделок о перерождении очередной злодейки / про сильного героя, который пытается скрывать свою силу «просто патамушта» / про героя, которого сочли слабаком, а он оказался сильнейшим / про героя, который крайне силён, но настолько туп, что сам себя считает слабым. Большинство таких историй – те ещё проходняки! А вот с «цикадоподобными» произведениями всё, на удивление, иначе. Их мало, и они стараются быть продуманными или хотя бы интересными: придумывают новые обстоятельства и способы путешествий во времени, делают упор на уникальный визуал, ну – даже саундтреки большинства упомянутых в статье аниме довольно хороши! Считаю, что всё это неспроста. Суть в том, что для большинства нынешних японских произведений качество ВООБЩЕ не в приоритете! Для них главное – чтобы просто была якобы полезная обществу мораль. Например: если главгерой не убивает людей (даже злодеев!) и демонстрирует привычные для Японии нормы поведения, в т. ч. уважает социальную иерархию, то произведение с таким ГГ вовсе не встретит препятствий перед публикацией! Даже если сюжет окажется третьесортным калом, он всё равно увидит свет! Но если специально обученный сотрудник индустрии узрит нехватку японского менталитета у главгероя произведения (даже если это – фэнтези, действие которого происходит в другом мире!), то требования к способностям автора резко возрастут! Это делается для того, чтобы сюжеты с не-японским поведением главгероев оказывались в меньшинстве и НЕ отучали аудиторию от традиционных для Японии ценностей. Именно поэтому, к примеру, классические сёнэны с крикливыми протагонистами, не уважающими иерархию, извечно в меньшинстве и при этом отличаются более самобытными сюжетами! Можно сказать, с “Цикадами” произошла похожая ситуация: они неохотно показывали лояльность японским нормам поведения – и делали упор на качество сюжетов. Даже несмотря на то, что во втором сезоне аниме “Когда плачут цикады” был продемонстрирован столь ценящийся в современном японском обществе гуманизм, у франшизы остались спорные (опять же с точки зрения японской нравственности!) моменты. Короче, “Цикады” вошли в массовую культуру Японии, как не особо ценная для тамошнего общества франшиза. А потому и к другим произведениям, что использовали узнаваемые особенности “Цикад”, были завышенные требования по качеству (лишь бы подобных франшиз не становилось слишком много – точно так же, как и классических сёнэнов с протагонистами, которые по японским меркам слишком шумные и не уважают иерархию!). С другой стороны, это относительно хорошо сказывалось на качестве; т. к. самые ленивые и наглые копирки “Цикад” должны были отсеиваться издательствами.
А закончить статью хочется упоминанием франшизы под названием “Дневник будущего”; как оказалось, она похожа не только на “Королевскую битву” (что замечали многие!), но ещё и на “Цикад” (что заметил я!). Сюжет таков! Божество по имени Деус, отвечающее за наш мир, вот-вот умрёт – а вместе с ним разрушится и сама реальность. Дабы предотвратить хотя бы гибель мира, Деус решает устроить аналог Королевской Битвы м/у избранными им людьми за право стать новым богом, который будет править самóй реальностью и поддерживать там жизнь. Ну, и главгерою-школьнику не повезло оказаться одним из избранных; кстати – всем им были выданы так называемые «дневники будущего», предсказывающие ближайшие события и тем самым позволяющие быстрее находить избранных с другими дневниками (ну, ради скорейшего устранения!). Само собой, действие происходит летом; также в “Дневнике будущего” присутствуют путешествия во времени – хотя там они откровенно редки, но те, что есть, имеют важное влияние на сюжет. И да – я знаю, что технически это не путешествия во времени, а прыжки м/у параллельными мирами, один из которых является «старым», а другой – «новым», скопированным с определённой эпохи «старого». Но ведь и в “Цикадах” было также: путешествия в прошлое осуществлялись путём создания нового мира, основанного на каком-то этапе из истории мира старого! Если честно, до недавнего времени “Дневник будущего” вгонял меня в замешательство; я не понимал, как массовая культура современной Японии допустила такое произведение в печать, ещё и одобрила аниме-экранизацию! Ну, оно же не соответствует нынешним японским ценностям! Куча убийств, т. е. гуманности мало; а главгерой не только марает руки, но и грешит добрачной интимной связью (а ведь это тоже не в чести у нынешней индустрии манги и аниме; та старается не показывать подобные отношения лишний раз!). Но, как оказалось, вся суть в деталях (к слову, дальше будут некоторые спойлеры; если не хотите увидеть их, промотайте текст, выделенный курсивом!):
* Во-первых – здешний главгерой имеет образцово японский менталитет: скромничает, стараясь не выделяться из общества и не привлекать чужого внимания (такое поведение максимально полезно для сохранения привычной иерархии общества, а потому ценится японцами!).
* Во-вторых – ГГ ценил людские жизни, а также НЕ торопился предаваться добрачному разврату (хотя мог бы!); это потом уже, осознав обречённость своей реальности, он перешёл к активным действиям, следуя предсказаниям «дневника будущего», дабы выйти к нужному ему финалу. Иными словами, инициатива едва ли исходила от него, что важно, ведь в Японии принято не идти на поводу у собственных хотелок, а следовать указаниям свыше (ибо иерархия!).
* В-третьих – после становления богом (да, а кто-то думал, что будет иначе?) главгерой добровольно провёл 10 тысяч лет во вселенской пустоте; это можно считать аналогом очень популярного у нас наказания, т. е. лишения свободы – за все те «грехи», что ГГ был вынужден совершить.
* В-четвёртых – в ходе тамошнего путешествия во времени появился новый мир, где ничего страшного не произошло: герои не убивали один другого, и все были счастливы. Иными словами, концовка столь жестокой истории всё равно скатилась в любимый нынешней индустрией манги и аниме, показной гуманизм! При этом родной мир главгероя оказался полностью разрушен; а потому новый-хороший мир стал единственно-возможной, правильной реальностью (можно сказать, ради такого мира ГГ в прошлом решился-таки на убийства соперников – дабы в будущем обрести шанс исправить всё!). Наконец, подруга главгероя, оказавшаяся в новом мире, не без помощи тамошнего божества смогла-таки пробиться в пустоту, что осталась от мира предыдущего, и нашла ГГ (который прозябал там 10 тысяч лет отчасти потому, что в пустоте время идёт иначе!). В общем, для главгероя настал хэппи-энд именно в том мире, где никто никого не убивал (такой сюжетный ход очень похож на концовку второго сезона “Цикад”!).
Ну, как-то так! На проверку “Дневник будущего” оказался в меру лояльным по отношению к современным японским ценностям. К тому же… из всех «цикадоподобных» произведений его сюжет можно назвать самым слабо продуманным (Хоспаде, сколько там допущений!). Похоже, автор первоисточника вправду отчасти выезжал на демонстрации любимого индустрией манги и аниме, японского менталитета; но – лишь отчасти! Стиль автора “Дневника” можно назвать комбинированным; ибо сама идея с «дневниками будущего» хороша и даже уникальна! Да и рисовка там вполне на уровне. Короче, даже здесь чувствуется тот самый подход, что традиционно применяется в произведениях, вдохновлённых “Цикадами”, видимо – дабы не подавать плохой пример молодым авторам, т. е. не намекать им, что в схожей стилистике можно рисовать всякий трэш. В конце концов, некоторые идеи “Цикад” отличаются СМЕЛОСТЬЮ – и при определённом комбинировании запросто могут стать деструктивными, в т. ч. поспособствовать ослаблению родного менталитета японцев. А потому НАДО намекать авторам-новичкам, что с подобной стилистикой нельзя тупо играться; её необходимо грамотно вплетать в сюжет и сдабривать по-настоящему новыми особенностями, уделять внимание визуальному стилю и даже моральной составляющей (всё-таки хорошее произведение должно нести определённую мораль, не так ли?). Всё это способствует серьёзному отношению молодых авторов к «цикадоподобным» произведениям, дескать – если не можете удержать определённую планку качества, то и не пытайтесь создать своих “Цикад”.