Чтобы ответить на вопрос из заглавия, для начала надо уточнить, что такое Большая Тройка, и почему она так называется. Как нетрудно догадаться, в неё входят три очень больши́х, японских франшизы; все они являются приключенческими сёнэнами, т. е. предназначены для мальчиков 12-18 лет (хотя любимы и более младшей, и более старшей аудиторией, да и девочки порой увлекаются такими сёнэнами; но это уж детали!). Каждая из трёх франшиз в своё время началась с манги, которая постепенно стала очень длинной! И в каждом случае манга-первоисточник получила длиннющую аниме-экранизацию, что впоследствии наделила и без того известную историю мировой популярностью! К тому же все три франшизы со временем становились только объёмней, обзаводясь всё новыми и новыми проектами, будь то манга-ответвление / манга-продолжение или же полнометражные / короткометражные аниме, расширяющие сюжет основного аниме-сериала, а то и новый аниме-сериал, продолжающий события старого; не говоря уже об обилии видеоигр «по мотивам» (ах, да – не стóит забывать и про киноадаптации!). Кроме того, первоисточники франшиз появились в одних временных рамках – конце 90-х, начале 00-х. Так что “Ван Пис”, “Наруто” и “Блич” не просто так называются Большой Тройкой; общего у них немало!
Тем не менее, Большая Тройка выделяется среди многих других японских франшиз ещё кое-чем. А именно – протагонистами; согласитесь, что они не похожи на среднестатистических главгероев аниме, манги и ранобэ! Ибо что, вообще, представляет собой «усреднённый» герой японского произведения? Обычно это японец, тихий и не амбициозный, а потому не выделяющийся из общества (во всяком случае – до поры, до времени!); к тому же стеснительный перед противоположным полом и покорный перед общественными нормами (старших уважает, закон соблюдает!). Ежели это школьник, то он серьёзно относится к учёбе, даже если не слывёт отличником: уроки не прогуливает (ну, без необходимости!) и следит за успеваемостью. Школу не бросит, даже если обретёт сверхъестественную силу, позволяющую ему построить для себя будущее куда лучше того, к которому готовит система образования. А ещё он не хвастается достижениями, даже если те есть; ибо просто… не хочет выделяться. Т. е. всё выглядит так, будто внушительная часть современных японских произведений пытается учить аудиторию «нравственности», прививая читателям и зрителям японские же нормы поведения в обществе, включая показную скромность и уважительное отношение к любой официальщине – от школьных правил до государственных законов!
И вот знаете, что? На фоне таких главгероев протагонисты типичных сёнэнов, вроде Большой Тройки, вправду выделяются! Они громкие и решительные; сомневаться, страдать от ложной скромности и тянуться к скучной, но спокойной жизни – это не про них. А вот идти на поводу у амбиций или же смéло делать то, что считаешь правильным, и выкладываться на 100% ради победы – уже их поведение! Более того – оно свойственно протагонистам не только Большой Тройки, но и других типичнейших сёнэнов; например, “Хикару и Го”: пусть тамошний главный герой всего лишь играет в настольную игру, но с конкретной и в меру амбициозной целью. Доходит до того, что ГГ, вопреки юному возрасту, становится про-игроком и пренебрегает школой ради матчей; дескать, школа-то ему уже не нужна, ведь своё будущее он ассоциирует с профессиональными играми, за которые УЖЕ получает деньги! Согласитесь, смелый посыл. Ибо учит подрастающие поколения именно тому, что школа не так уж и важна для светлого будущего.
Кстати, громкие, упёртые и вместе с тем пренебрегающие школой герои есть не только в сёнэнах, но и в кодомо, т. е. произведениях для детей до 11 лет включительно. Взять хотя бы “Покемон”; тамошний протагонист довольно шумный и своевольный, к тому же школу ВООБЩЕ не посещает (хотя по возрасту должен!); в Японии откровенно не одобряется такое поведение. Он нередко спорит со старшими и всегда идёт на поводу у амбиций; иными словами, это – один из самых не свойственных нынешней Японии главгероев-японцев. Он настолько НЕ японский, что без проблем сошёл бы, например, за американца (чем и воспользовалась американская адаптация сериала, дав герою англоязычное имя Эш вместо японского – Сатоши).
Чего уж там – подобный типаж встречается не только у героев, но и у героинь. Например, Лина Инверс из фэнтези-франшизы “Рубаки”; это – настоящая фем-версия героя сёнэна. Лина шумная и творит, что захочет, а о свойственной японскому менталитету скромности вовсе не слышала – в отличие от многих современных героев аниме в том же жанре фэнтези! Ведь сейчас частенько доходит до абсурда – дескать, протагонист является уроженцем фэнтезийного мира в западной стилистике, но имеет японский менталитет, бьёт азиатские поклоны и «страдает» излишней скромностью, беспокоясь, как бы кто ни прознал о его истинных способностях! Казалось бы – зачем пихать японский менталитет в фэнтези, где ЗАПАДНЫЕ имена и наименования, мода и архитектура, внешний вид оружия и т. д.?! Ни “Рубаки”, впервые появившиеся как ранобэ в 1989-м, ни “Берсерк” формата манги из того же 1989-го не страдают от подобных нелогичностей! Но, как я уже писал, современные японские произведения стараются намекать аудитории на нормы поведения в японском же обществе, дескать – если даже ваши любимые герои соблюдают такие нормы, то вы тем паче обязаны! И тут даже неважно, что действие многих фэнтезийных произведений происходит в ином мире. Ведь не каждый зритель / читатель может проникнуться сюжетами о героях-школьниках из Японии – для кого-то гораздо интереснее миры меча и магии⚔️; потому-то желательно доносить до зрителей и читателей, что даже фэнтезийные герои стараются не выделяться, а заодно уважают старших, начальство и законы. Мол, везде может быть только так, и от этого никуда не деться – нужно просто соблюдать (что и делают ВАШИ любимые персонажи, на которых ВЫ хотите быть похожи, а значит – должны равняться).
Да и намёки на необходимость школьного образования всё чаще впихиваются даже в фэнтези. Например, тамошние герои могут получать образование в академии магии (частое явление). Или в академии алхимиков (как в аниме “Магазинчик начинающего алхимика”). Или же в академии рыцарей (“Внук мудреца”). Ну, либо в академии авантюристов (“Восьмой сын”). А… академию героев не хотите? (“Сильнейший герой, обученный в тайном подземелье”). Знаете, всё это такая чушь, что даже комментировать трудно; чем сильнее развивается цивилизация, тем меньше логики в фэнтези, ей-богу! Ну, какая, блин, академия героев? На героев не учатся, героями становятся! (или никто не признает героя в человеке, совершившем подвиг, пока не увидит школьный диплом с надписью «герой», без которого геройствовать запрещено?!). Да и какая ещё академия авантюристов? Ни один человек при деньгах не отправил бы своё чадо в авантюристы, поскольку нашлась бы более безопасная стезя (ведь обычно авантюристами становились не от хорошей жизни!); а что до менее обеспеченных людей – им не по карману специализированные учебные заведения; поэтому некому было бы обучаться в такой академии! И да – что ещё за академия рыцарей? Никто никогда и нигде в реальности не становился рыцарем через учёбу в соответствующей академии! Алхимиком, кстати, тоже! Ну, а насчёт академий магии я уже не раз высказывал своё мнение – и повторяться не хочу.
В общем, этот повальный школофетишизм понижает концентрацию логики в жанре фэнтези, зато может быть полезен для формирования у читателей и зрителей уважительного отношения к их реальным школам! Ведь японское школьное образование – довольно трудное, а потому стрессовое; не все школьники выдерживают, и некоторые забрасывают учёбу, порой даже становясь хикикомори. А кому это надо? Никому. Поэтому намёки на необходимость ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ образования впихиваются всюду, где они уместны и неуместны, из-за чего страдает качество произведений; т. е. приоритет отдаётся не логичности историй, а пропаганде: дескать, школа – это неизбежность, к которой следует относиться серьёзно, что понимают даже в ваших любимых фэнтези-мирах. Ну, а если кому-то мой вывод кажется глупостью, пробуйте оспорить – комменты открыты.
Теперь же вернусь к классическим героям сёнэнов! Думаю, вы поняли, что они отличаются от большинства протагонистов нынешних аниме, причём сильно; ведь сама индустрия аниме / манги / ранобэ с некоторых пор предпочитает менее шумных и, что важнее, не особо своевольных главгероев. Однако типаж классического героя сёнэна уже давно стал неотъемлемой частью массовой культуры Японии; если не ошибаюсь, впервые он появился даже не в сёнэне, а в сэйнэне (т. е. произведении для взрослой аудитории) – манге “Люпен Третий” аж 1967 года! Тамошний протагонист – шумный, упёртый и напрочь лишён японского менталитета, как и любви к соответствующим нормам поведения. Чем не герой сёнэна?.. Хотя да: сам Люпен имеет типаж «Марти Сью», что несвойственно сёнэн-герою; впрочем, если брать во внимание только характер, сходство очевидное!
Тем не менее, классические сёнэн-герои всё-таки приносят определённую пользу, которую не смогут оспорить даже таинственные продвигатели «нравственности» в японскую массовую культуру. Суть в том, что жизнь среднестатистического японца довольно непроста – таковой она стала с начала 90-х, когда благополучие граждан оказалось подорвано внезапным финансовым кризисом. В то время многие японцы лишались работы – но ещё больше было тех, кто перерабатывал из-за соответствующей нехватки кадров (хотя даже они зарабатывали не особо много; ибо кризис!). В итоге, участились смерти от переработок / депрессии от нехватки времени хоть на что-то, кроме работы / самоубийства и преступления от безысходности – как среди тех, кто слишком перерабатывал, так и среди тех, кто лишился работы. Казалось бы, при чём здесь классические сёнэн-герои? А при том, что такие эмоциональные упрямцы, частенько защищающие добро и справедливость, заставляют ЖИТЬ – учат не сдаваться перед трудностями, но и не опускаться до подлостей; разве ЭТО не нужно людям в трудные времена? Нужно! Не было бы подобных вымышленных героев тогда, когда они нужнее всего, случалось бы куда больше депрессий, суицидов и преступлений от неудовлетворённости жизнью; взрослые японцы находили поддержку у столь мотивирующих персонажей, а подростки – учились стойкости перед непростой жизнью в посткризисной стране. “Ван Пис”, “Наруто”, “Блич” и подобные оным произведения способны оказывать такую опору, какую не получить от историй с героями-скромниками. Ведь если главгерой произведения скрывает свою силу, то он, ОДНОЗНАЧНО, должен быть сильнее большинства противников! (в противном случае это просто жалкий, раболепный рохля!). Что ещё хуже, такой ГГ-скромник может оказаться нагибатором. А сумеет ли персонаж, который не выкладывается на 100%, замотивировать кого-то? Вряд ли. Если зритель либо читатель нуждается не только в отдыхе от реальности, но и в моральной поддержке, то увидит её в произведении с хеппи-эндом, к которому положительные персонажи идут через огромные усилия. В этом случае зритель / читатель поймёт, что тяжело не только ему, но и его любимому протагонисту; таким образом опыт побед вымышленного героя намекнёт реальному человеку, что затраченные усилия должны окупаться, а значит – и сдаваться необязательно…
В итоге, классические сёнэн-герои не то чтобы приветствуются нынешней индустрией аниме, манги и ранобэ, но и не являются самым больши́м злом в её понимании; т. к. приносят пользу, оказывая поддержку тем, кто нуждается в ней. Можно сделать вывод, что из-за других предпочтений самóй индустрии классические сёнэны остаются в «необходимом меньшинстве» – и, вероятно, это даже хорошо; по крайней мере, с таким подходом приоритет должен отдаваться поиску и продвижению самых лучших сюжетов. Для сравнения – если говорить о произведениях с героями-скромниками, они берут именно числом, судя по тому количеству помоев, что выходит на протяжении многих лет…