Оказывается, к 2036 году министерство хотело бы заменить репетиторов некими «бесплатными услугами» — так, во всяком случае, записано в стратегии развития национального образования. И снова забурлили дискуссии о репетиторстве как таковом: звучат вопросы о качестве услуг, о том, почему учителя, став репетиторами, оказываются вдруг такими эффективными, ну и о ценах на их услуги, конечно же.
Почему услуги репетиторов такие дорогие?
Прежде всего, важно понимать, что хорошие, качественные услуги просто не могут стоить дёшево. И если студент-практикант, просто решающий с ребёнком домашку, может позволить брать за свои услуги тысячу-полторы за час, то квалифицированный педагог с большим стажем работы просто не может пойти на такой демпинг — иначе ему просто не на что будет жить.
Дело в том, что при формальной независимости организация рабочего процесса репетитора напоминает таковой в школе или университете — там при официальных 18 или 20 рабочих часах еженедельно педагоги на самом деле работают 40, или даже больше: всё остальное время уходит на то, чтобы качественно подготовиться к уроку и проверить домашние задания. И да, пусть репетитор освобождён от необходимости писать учебные планы и заполнять многочисленные формы отчётности, ему приходится общаться со взволнованными родителями и регулярно отчитываться о том, чего достиг ребёнок, как изменился его средний балл, какие темы пройдены и т. д.
Есть групповые занятия: там час обходится дешевле, однако и эффективность несколько пониже.
В любом случае, репетитор, дающий в день 5-7 индивидуальных занятий по 40 минут, на практике работает от 10 до 12 часов. Вдобавок, если в школе все дополнительные расходы ложатся на плечи школы, то репетитору приходится самостоятельно покупать и ремонтировать компьютер и оргтехнику, платить за электричество и Интернет, покупать ПО…
Стоимость занятий с репетитором складывается из 4 компонентов:
Компетенция педагога
Красный диплом, сертификаты о подготовке и переподготовке, стажировки, диссертация «в анамнезе» — всё это стоит денег.
Работа по профилю
Практикующий педагог или учёный, занимающийся исследованиями в сфере, в которой занимается репетиторством, возьмёт за свои услуги больше, чем просто выпускник вуза, ни часу не проработавший по специальности с момента выпуска и не имеющий опыта работы с детьми.
Время, затраченное на подготовку
Каждый урок с ребёнком требует длительной и качественной подготовки: репетитор делает презентации, ищет примеры, подбирает литературу, перелопачивает, анализирует и систематизирует огромное количество материала. На этом фоне непосредственно занятие — самая простая часть его работы!
Уровень сервиса
Сюда мы можем отнести дополнительные расходы и усилия, которые педагог направляет на то, чтобы для его подопечных занятия проходили максимально комфортно и интересно. Например, важна бесперебойность интернет-соединения, качество и удобство ПО, разрешение камеры и хороший помехозащищенный микрофон.
Почему к репетиторам обращаются даже ученики из хороших школ?
Эффективность занятий тет-а-тет всегда выше любых групповых курсов при школе или университете. Вдобавок есть дети, которым заниматься обязательно нужно в сольном режиме, иначе толковых результатов от них не добьется даже вузовский профессор с колоссальным опытом.
Плюс важно отметить печальный, хотя и встречающийся факт: школьные педагоги не всегда обладают сочетанием важных для настоящего учителя качеств — высокой компетенции, квалификации, гуманизма, человечности.
Как понять, что вы имеете дело с хорошим репетитором?
Ключевой показатель эффективности работы репетитора — наличие обратной связи, регулярной и подробной отчетности о том, чем заняты дети, как далеко умудрились продвинуться. Хорошие репетиторы не дают пустых обещаний и заоблачных прогнозов — у них всё предельно конкретно, просто и объективно.
В конечном счёте, такая объективность играет на стороне преподавателя, поскольку даёт понять, что репетитор нацелен на результат не меньше школьника и его родителей, иными словами — обратную связь.
Конечно, важны и формальные критерии — наличие диплома, сертификатов о прослушанных курсах и программах. Но они не всегда однозначно свидетельствуют о высокой компетенции педагога, так как сама по себе система аттестации сугубо формальна: достаточно прослушать онлайн-курсы продолжительностью несколько недель — и всё, вот тебе очередная категория!
Раньше для переаттестации нужно было хотя бы «светануться» высокими средними показателями своих учеников и представить какие-нибудь наработки, что-то оригинальное, теперь нужды в этом нет.
Конечно, среди репетиторов тоже есть неудачники, есть и откровенно непригодные в профессиональном плане люди. Но отзывы других родителей и публичные рейтинги, четко верифицируемые результаты других учеников помогут «отрезать» таких от ученической базы. Никто ведь не пойдёт заниматься к педагогу, у которого родительские отзывы откровенно напоминают триллер или книгу жалоб?
Почему бесплатные курсы в школе не могут заменить репетиторов?
- Задачи у репетитора и обычного школьного преподавателя разные. Первый нацелен на результативность: результат его работы — хорошие показатели в рамках единых госэкзаменов, вступительных экзаменов в тех вузах, где это практикуется, ДВИ. Учителя обеспечивают базу и не всегда способны к «натаскиванию», которое иногда необходимо, к сожалению или к счастью.
- Школьного учителя поменять почти нельзя (во всяком случае, без конфликта с ним и с системой в целом). С репетиторами ситуация принципиально иная — вы сможете выбрать того, который будет наиболее полно соответствовать потребностям и ученика, и его родителей.
- Для отличников, будущих медалистов, демонстрирующих высокие результаты и претендующих на то, чтобы добиться результатов высочайших, иного пути просто нет — только к репетитору, ведь групповые занятия в университетах и школах на них не рассчитаны.
- Ещё один момент — чисто психологический. Если курсы будут бесплатными, то и отношение к ним будет соответствующее: дети будут прогуливать забивать на домашние задания и тянуть назад не только себя, но и всю группу.
А вот для школы и для государственной системы — не только образования, но системы в целом — репетиторы почему-то часто воспринимаются как настоящий и опасный враг. Не только потому, что это конкуренты, но еще и в силу неподконтрольности в сфере налогов и сборов: многие занимаются без регистрации ИП или режима самозанятости, так что налоги, понятно, не платят — и государство очень хотело бы вывести эти денежные потоки из тени. Этот вопрос, конечно, как раз хорошо было бы решить в правовом поле.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также: