Сегодня даже самое легкое амбре доставляет колоссальное неудобство современному человеку. А вот жители средневекового Лондона даже не заметили бы неприятных ноток аромата, ведь в их жизни случилась катастрофа похлеще приторных духов соседки…
Предыстория
Предпосылки к масштабной катастрофе в Лондоне зарождались достаточно давно, ведь Европа того времени не особо уделяла внимание вопросу избавления от нечистот. Не то что Римская Империя, которая до сих пор гремит своими инженерными открытиями на весь мир. Все нечистоты лондонских граждан благополучно сбрасывались в небольшие ручьи и речки, которые находили свое пристанище в руслах Темзы. Вследствие этого в XVII веке реки, подобно московским, были перекрыты в верхнем русле. Но власти города не хотели ничего делать дальше, а просто обвиняли друг друга, ведь Темза не принадлежала ничьей власти.
Чарльз Диккенс в своем письме другу писал, что в Лондоне очень дурно пахнет. Он описывал ситуацию 1858 года так: «Могу подтвердить, что запах стоит отвратительный, абсолютно выворачивающий желудок и душу».
Джордж Гудвин писал, что на берегах Темзы грязь достигала 2 метров в глубину! Правда, каким образом он узнал этот факт, остается загадкой...
Спасение «папы Темзы»
Ситуация сохранялась вплоть до 1858 года — в дальнейшем он будет знаменит как год Великой лондонской вони. В 1858 году выдалось самое знойное лето: где была тень, воздух прогревался до +36°C, а на солнце — по молве, аж до +48°C. Такое пекло способствовало пересыханию русла Темзы, как следствие, амбре ее берегов стало существенно сильнее. В воздухе витал запах нечистот, и особенно он ощущался в здании парламента страны.
В первые дни, когда вонь была особенно сильной, правительство ответило на нее — пропитало шторы в здании парламента хлоридом извести. Однако такой шаг не смог спасти ситуацию, и тогда правительство прибегнуло к последней, отчаянной мере — приказало вылить в старую добрую Темзу известь, хлорид извести и карболовую кислоту.
Но и это не помогло. Все, кто мог, уезжали, не раздумывая. В 1858 году представители СМИ и жители города решительно выступили за недопущение грязного пятна на репутации города.
Люди выступали с лозунгом «Спасем папу Темзу!», так как в Туманном Альбионе водоемы относятся к мужскому роду.
В итоге политики сдались, и чтобы доказать, что законодатели могут действовать быстро, они в рекордные сроки приняли законопроект, устраняющий проблему — централизованной системе водостоков быть! Только тошнота и невыносимый запах смогли поторопить представителей власти. Законопроект был подписан за 18 дней. Газета Times не постеснялась опубликовать свой обычный язвительный комментарий: в статье было подмечено, что власти игнорировали проблему и принялись за дело только тогда, когда «близость к источнику зловония заставила их обратить внимание на его причины, чего не смогли сделать многие годы споров и кампаний…»
Британский инженер-строитель Джозеф Базелджет сыграл ключевую роль в спасении Лондона и «папы Темзы» — он потратил несколько утомительных лет на лоббирование строительства канализационной сети. Но только когда политики в Вестминстере начали задыхаться от смрада, они наконец выделили средства, которые были нужны Базелджету.
Он создал одну из самых совершенных и прекрасных канализационных систем в мире, даже входы насосных станций стали настоящими произведениями искусства. Разработанная Базэлджетом система направляла сточные воды по многокилометровым уличным канализационным трубам в ряд основных перехватывающих коллекторов, которые медленно перемещали их на восток, чтобы их можно было перекачивать в приливную Темзу, откуда они попадали в море. Система была настолько хорошо спроектирована и построена, что по сей день остаётся основой канализационной системы Лондона.
В феврале 1864 года строительство лондонской канализации почти завершилось. Базелджет закончил последний этап — Темзу украсили великолепными набережными, под которыми проложили трубы. В 1874 году Джозеф Базелджет был посвящен в рыцари.
Хоть Великая лондонская вонь и не имеет такой исторической значимости, как Великий пожар или Лондонская чума, но в конечном счете ее влияние пошло городу на пользу, ведь канализационная система стала одной из крупнейших инвестиций в здравоохранение и градостроительство на тот момент.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.