Прогрессивный рок – жанр, который всегда славился своей сложностью, экспериментами и стремлением выйти за рамки привычного. Виртуозные музыканты, эпические композиции, концептуальные альбомы – всё это стало визитной карточкой прога. Но порой стремление к новаторству заводило музыкантов в такие дебри, что результат оставлял слушателей, мягко говоря, в недоумении. Некоторые альбомы становились объектом культа и восхищения, другие – предметом бесконечных споров и насмешек. Иногда даже самые именитые группы выпускали работы, которые заставляли фанатов недоуменно пожимать плечами и задаваться вопросом: "А что это вообще было?". В этой статье мы рассмотрим 10 прог-рок альбомов, которые вызвали самые противоречивые реакции и оставили после себя шлейф вопросов. От грандиозных провалов легенд до амбициозных, но не совсем удачных экспериментов – приготовьтесь к погружению в мир музыкальных загадок и творческих поисков, которые не всегда заканчивались триумфом.
Продолжайте читать, чтобы узнать о 10 прог-рок альбомах, которые оставили слушателей в полном недоумении.
KISS, «Music from The Elder» (1981)
К 1981 году KISS уже почти десятилетие доминировали на хард-рок сцене. Они также экспериментировали с другими стилями – диско и пауэр-поп – с переменным успехом.
Хотя артистов почти всегда следует хвалить за попытки попробовать что-то новое, квартет явно вышел за рамки своих возможностей, обратившись к прогрессивному року на альбоме «Music from The Elder».
От банального фэнтезийного сюжета и посредственного написания текста («Just a Boy», «Mr. Blackwell») до неубедительных попыток симфонического звучания («Fanfare») и сложной игры («Dark Light») – совершенно очевидно, что KISS просто играли в прог-рок, не имея никакого отношения к этому стилю.
Renaissance, «Time-Line» (1983)
На протяжении 70-х Renaissance были мастерами симфонического/прогрессивного рока («The Vultures Fly High», «Mother Russia»). Однако, как и многие их современники, с наступлением 80-х они обратились к нью-вейву и поп/року, сначала с альбомом «Camera Camera» в 1981 году, а затем с еще более странным и неуместным «Time-Line» в 1983-м.
Став трио, состоящим из вокалистки Энни Хэзлем, гитариста/бэк-вокалиста Майкла Данфорда и басиста/вокалиста Джона Кэмпа, Renaissance все еще сохраняли следы своего некогда любимого классического звучания («Flight», «Distant Horizons»). Однако большая часть «Time-Line» отказывается от этой ДНК в пользу стерильного продакшена и поверхностного материала, который мог бы смутить Renaissance прошлых лет («Missing Persons», «Electric Avenue», «Auto-Tech»). Даже обложка альбома выглядит как бездушная попытка оставаться актуальными за счет прежней страсти.
Неудивительно, что им потребовалось почти 20 лет, чтобы прийти в себя и вернуться с альбомом «Tuscany» в 2001 году.
Gandalf's Fist, «The Clockwork Fable» (2016)
Следует признать, что прогрессивный рок и метал – это всегда про излишества, поэтому длинные композиции и альбомы, требующие внимательного прослушивания, – обычное дело. Тем не менее, удивительно, что английский коллектив Gandalf's Fist (чьи предыдущие пять студийных работ никогда не превышали часа) решил сделать «The Clockwork Fable» 2016 года трехчасовой стимпанк-рок-оперой, растянутой на три диска и три акта («The Day the Great Cog Failed», «Of Men and Worms» и «From Burrows We Came»).
Очевидно, что ожидать от слушателей участия в таком обширном путешествии (будь то за один присест или за несколько попыток) довольно самонадеянно, если не нереально, и можно представить, что продвижение такого тяжеловесного проекта было непростой задачей. В целом, это похвальное усилие – не поймите нас неправильно – но это также и то, что, как ни странно, они сочли хорошей идеей представить и выпустить. (Тот факт, что Gandalf's Fist выпустили после этого почти двухчасовой «The Clockwork Prologue» в 2019 году, только добавляет недоумения).
Ayreon, «Transitus» (2020)
Основной проект Арьена Лукассена, Ayreon, выпустил несколько поистине исключительных концептуальных альбомов, включая «The Human Equation» 2004 года и «The Source» 2017 года. Каждый из них был полон восхитительной театральности, выдающихся выступлений приглашенных звезд жанра, захватывающих мелодий и увлекательных историй. «Transitus» 2020 года тоже такой, но он гораздо менее успешен из-за своей нарочитой театральности (которая во многом является результатом, мягко говоря, спорного добавления рассказчика: Тома Бейкера из «Доктора Кто»).
Бейкер делает именно то, что должен, но он появляется слишком часто, разрушая возвышенный настрой, который обычно присущ альбомам Ayreon, ненужными и неловко драматичными пояснениями и реакциями («She is Innocent», «Inferno», «Old Friend»). Удвоив свою склонность к бродвейской гиперболизации, Лукассен, по иронии судьбы, сделал «Transitus» вдвое менее приятным и впечатляющим, чем его предшественники.
Avenged Sevenfold, «Life Is But a Dream...» (2023)
Вплоть до «The Stage» 2016 года, не считая ранних металкор-дней, Avenged Sevenfold в основном придерживались своего хэви-метал стиля. И, несмотря на прогрессив-метал элементы «The Stage» («The Stage», «Higher»), он обычно оставался достаточно близким к фирменной эстетике группы, чтобы радовать слушателей. Того же нельзя сказать о его преемнике 2023 года, «Life Is But a Dream...», который оказался спорно авангардным.
Раскрытие карт: я один из многих, кто считает этот альбом абсолютно блестящим; тем не менее, рискованное решение Avenged Sevenfold быть настолько откровенно экспериментальными («Game Over», «We Love You», «(D)eath») означало, что бесчисленные преданные поклонники были по понятным причинам озадачены их выбором пойти по этому пути, вместо того чтобы вернуться к своей уже выигрышной формуле.
Другими словами, «Life Is But a Dream...» заставил поклонников A7X спросить: «Что это было?!»
Yes, «Tales From Topographic Oceans» (1973)
Более 50 лет спустя после своего выхода «Tales from Topographic Oceans» остается одним из самых недооцененных альбомов в каталоге Yes (а также во всей истории жанра). Тем не менее, Yes должны были догадаться, что он оставит большую часть своей аудитории неудовлетворенной и озадаченной своим относительно мистическим, спокойным и самолюбованием направлением. На самом деле, клавишник Рик Уэйкман был настолько разочарован и ошеломлен его «авангардным джаз-роком», что ушел вскоре после соответствующего тура.
Более ранняя длинная композиция Yes (19-минутный заглавный трек к «Close to the Edge» 1972 года) была в целом энергичной, теплой, цепляющей, связной и понятной. Напротив, четыре длинные композиции, составляющие этот альбом, были слишком тихими, холодными, неинтересными, фрагментированными и абстрактно-духовными. Таким образом, Уэйкман был прав, когда он тоже задавался вопросом, насколько «Tales from Topographic Oceans» отличается от своего эпического предшественника и других доступных рок-боевиков, таких как «Roundabout» и «Yours is No Disgrace».
Pain of Salvation, «BE» (2004)
Первые студийные альбомы Pain of Salvation, безусловно, затрагивали сложные темы и социальные комментарии – экологию, войну, идентичность, любовь, молодость и т.д. – которые побуждали к глубоким размышлениям. Однако они всегда подавались в рамках гостеприимно эксцентричных и запоминающихся прогрессив-метал альбомов, которые не слишком отклонялись от устоявшихся структур.
С другой стороны, как и «Tales from Topographic Oceans» группы Yes, «BE» 2004 года – это театральное и теологическое путешествие, исследующее существование Бога. Следовательно, в нем приоритет отдается фигуральным названиям песен, по-видимому, производным от латыни или других языков («Iter Impius», «Deus Nova», «Latericius Valete»), а также вопрошающим закадровым голосам («Animae Partus I», «Vocari Dei») и кинематографическим фрагментам («Pluvius Aestivus», «Omni»).
Конечно, можно утверждать, что «BE» – величайшая работа Pain of Salvation, не говоря уже о настоящем произведении гения, но есть также вероятность, что они сознательно исключили часть своей фанбазы таким музыкально и интеллектуально загадочным заявлением.
Genesis, «...Calling All Stations...» (1997)
Примерно с 1971 по 1991 год Genesis царили как невероятно успешная прог-рок (а затем поп/рок) группа. Естественно, фронтмены Питер Гэбриэл и Фил Коллинз, соответственно, сыграли важную роль в широко популярных периодах группы; поэтому, когда Коллинз ушел в 1996 году (через пять лет после их последнего альбома «We Can’t Dance»), оставшимся участникам Майку Резерфорду и Тони Бэнксу было бы правильно тоже сдаться и признать, что у Genesis был хороший забег, но пришло время отпустить.
Вместо этого они отчаянно хватались за соломинку, наняв Рэя Уилсона для исполнения вокальных партий на новом альбоме 1997 года «...Calling All Stations...». Да, Уилсон был очень способным певцом, и альбом был достойной попыткой вернуть былую славу хард-рока и прог-рока Genesis («Calling All Stations», «One Man’s Fool»). Но это было слишком мало и слишком поздно, выглядя как ненужное возрождение, которое не удалось ни критикам, ни коммерчески. Хуже всего то, что это выглядело как откровенная пощечина наследию группы и легиону поклонников Genesis, которые были с ними с самого начала.
Dream Theater, «The Astonishing» (2016)
Это был лишь вопрос времени, когда Dream Theater попытаются воссоздать магию «Metropolis Pt. 2: Scenes from a Memory» 1999 года с еще одним захватывающим повествованием. К сожалению, «The Astonishing» 2016 года не понравился многим поклонникам по нескольким причинам.
Его раздутое время звучания (130 минут) было серьезным препятствием, как и его чрезмерно слащавый характер («The Answer», «Losing Faythe», «Chosen»). Кроме того, у него был неоригинальный сюжет (слишком напоминающий «Игру престолов» и «2112» Rush); слабая проработка персонажей (мы смотрим на вас, принцесса Фейт и лорд Нафариус); и обилие скучных и повторяющихся композиций и интерлюдий («Digital Discord», «Begin Again»).
Был также сопутствующий веб-сайт, видеоигра и новеллизация, чтобы закрепить тот факт, что «The Astonishing» был слишком амбициозным и нетрадиционным для своего же блага. Даже люди, которые защищают его – включая меня – тоже довольно озадачены им.
Triumvirat, «Russian Roulette» (1980)
Никто не скажет, что Triumvirat были крупной прог-рок группой в свой расцвет (ну, по крайней мере, за пределами Германии). Тем не менее, такие песни, как «Mister Ten Percent» 1974 года и «The Rich Man and the Carpenter» 1977 года, продемонстрировали, насколько близко они подошли к прославленным высотам таких коллег, как ELP, Nektar, Curved Air и Van der Graaf Generator (и это лишь некоторые из них).
Почему же тогда они решили почти полностью утратить все эти особенности на своем лебединой песне, «Russian Roulette» 1980 года? Конечно, предшественник «À la Carte» предвещал переход к диско-подобному блестящему попу и коммерческому року, но это не было так ярко выражено или вопиюще. «Russian Roulette», однако, в основном ужасен на протяжении всего альбома (особенно заглавный трек, «Party Life» и «Roxy»), а немногие проблески их прошлого прог-рока («You Can’t Catch Me», «Games») далеко не стоят внимания.
Серьезно, Triumvirat, о чем вы думали?