Брюс Дикинсон смотрит на 300 000 бразильских лиц, и 300 000 бразильских лиц смотрят на него в ответ. 11 января 1985 года. Iron Maiden открывают грандиозный фестиваль Rock In Rio. Это их самый большой концерт, который должен стать триумфом. Но что-то идет не так.
Звукорежиссер портит звук, и Брюс выходит из себя. Во время исполнения Revelations он срывается. В ярости разбивает гитару о лоб, кровь заливает лицо.
"Наладьте, блин, звук! Не стойте как рыба!" – кричит он несчастному звукоинженеру и добивает гитару об микшерный пульт.
За кулисами менеджер Род Смоллвуд советует Брюсу сильнее давить на рану, чтобы было больше крови. На следующий день фото окровавленного Дикинсона появляется на первых полосах газет. Rock In Rio – победа Iron Maiden и символ их растущей славы. Этот успех пришел после выхода альбома Powerslave.
Powerslave, выпущенный в сентябре 1984 года, – один из самых амбициозных альбомов Iron Maiden. Тексты песен переносят слушателя в Древний Египет, наполеоновскую Европу, эпоху Второй мировой войны и в мир романтической поэзии. Длинные, сложные композиции, особенно 13-минутная Rime Of The Ancient Mariner, предвосхитили развитие прог-метала.
Powerslave сделал Iron Maiden суперзвездами. Альбом и последовавший за ним мировой тур World Slavery Tour подняли группу на вершину музыкального Олимпа.
80-е были десятилетием расцвета металла, и Maiden шли в ногу со временем. Дебютный альбом 1980 года и Killers (1981) сделали их звездами в Великобритании, The Number Of The Beast (1982) и Piece Of Mind (1983) – в США. Это был тяжелый труд: альбом, тур, альбом, тур…
В январе 1984 года Maiden отправились на остров Джерси, чтобы начать работу над новым альбомом. Они поселились в отеле Le Chalet на берегу моря.
"Окна прогибались на полдюйма от атлантического ветра", – вспоминал Брюс.
Первую неделю музыканты "входили в рабочий ритм", в основном, выпивая в круглосуточном баре отеля.
Но вскоре работа закипела. Брюс привёз набросок песни, которая станет заглавным треком Powerslave. Он размышлял над темой жизни и смерти, сильно представленной в египетской мифологии.
Брюс и гитарист Адриан Смит, успешно сотрудничавшие на Piece Of Mind, написали один из главных хитов Powerslave – 2 Minutes To Midnight. Песня родилась всего за 20 минут.
Стив Харрис начал работу над эпической Rime Of The Ancient Mariner, основанной на поэме Сэмюэля Тейлора Кольриджа.
Через шесть недель Maiden покинули Джерси с почти готовым материалом для нового альбома. Оставалось довести его до совершенства на Багамах.
Весной 1984 года Iron Maiden прибыли на студию Compass Point Studios на Багамах, где AC/DC записали свой Back In Black. Продюсером снова стал Мартин Бёрч, известный своим эксцентричным характером и любовью к карате.
Однажды вечером Бёрч и Брюс Дикинсон, увлекавшийся фехтованием, устроили поединок, чтобы выяснить, какой вид боя эффективнее (спойлер: фехтование). Расслабленная атмосфера Джерси сохранилась и на Багамах. Музыканты проводили время в баре Waterloo Club, попивая дайкири и играя в настольные игры.
Бёрч не возражал против такого времяпрепровождения, а иногда и сам присоединялся к веселью. После нескольких дринков он превращался в своего альтер-эго – Марвина.
Однажды утром Мартин разбудил Адриана, чтобы записать соло для Powerslave. Гитарист, проведя ночь в баре, был не в лучшей форме. В студии его ждал сюрприз: Роберт Палмер в пижаме и галстуке. Оказалось, что Бёрч и Палмер продолжили веселиться после того, как остальные участники Maiden ушли спать. Несмотря на похмелье, Адриан блестяще записал соло.
Помимо выпивки и карате, Maiden нашли время для записи альбома. Брюс закончил текст 2 Minutes To Midnight о "Часах Судного дня" – символическом отсчёте времени до глобальной катастрофы. Песня пропитана презрительным отношением к тем, кто развязывает войны.
Aces High, открывающий альбом, – энергичный гимн пилотам Королевских ВВС, участвовавшим в битве за Британию. Flash Of The Blade и The Duellists посвящены фехтованию. Back In The Village – своеобразное продолжение The Prisoner с альбома The Number Of The Beast. Losfer Words (Big ’Orra) – небольшая инструментальная композиция.
Powerslave – монументальный трек об египетском фараоне, обременённом властью. Эта песня – также размышление о цене славы и успеха.
Rime Of The Ancient Mariner стала самой длинной песней в дискографии Maiden на тот момент – почти 14 минут. Стив Харрис адаптировал 625 строк поэмы Кольриджа до 82, которые Брюсу пришлось выучить. Песня стала первым настоящим прог-метал эпосом в творчестве группы.
Powerslave вышел 3 сентября 1984 года с великолепной обложкой от Дерека Риггса, на которой Эдди изображен в виде фараона.
К моменту выхода альбома группа уже месяц гастролировала с World Slavery Tour. Эпические декорации, пиротехника, саркофаги и маска птицы, которую Брюс надевал во время исполнения заглавной песни, создавали незабываемое шоу. Эдди появлялся на сцене в виде мумии и гигантского торса.
World Slavery Tour изменил всё для Iron Maiden. Они стали первой крупной метал-группой, выступившей за железным занавесом (в Польше) и в Южной Америке, открыв эти рынки для других метал-групп.
Тур был изнурительным: 187 концертов за 322 дня в 24 странах. Брюс впервые задумался об уходе из музыки.
Powerslave стал поворотным моментом для Iron Maiden. Они достигли вершины и были готовы к новым победам.