Найти в Дзене
Краснодарские Известия

«Бывало, пятаки давали, но, в основном, сладости». Как праздновали Старый Новый год на Кубани 80 лет назад

Изображение сгенерировано ИИ
Изображение сгенерировано ИИ

Старый Новый год отмечается в ночь с 13 на 14 января и называется Васильев вечер, щедрый вечер. С ним связано понятие изобилия. Недаром говаривали на Руси: «Свинку да боровка для Васильева вечерка». Варили хозяйки к этому вечеру всего, ровно на Маланьину свадьбу (13 января – день святой Маланьи).

В этот вечер, как и на рождественский, ходили девушки по дворам «мыланкували», а парни «посыпали», то есть поздравляли людей со Старым Новым годом. Некоторые молодые люди, особенно жители кубанских станиц, 7-го (на Рождество) и 14 января (на Старый Новый год) ходят по дворам с колядкою и «мыланкою».

Да разве же они поют так, как мы раньше пели, - рассказывала Валентина Захаровна Паленая, жительница станицы Роговской. – Я со своими подружками Галей Дзюба, Раей и Клавой Василенко с 6 лет стала колядовать, щедровать и «мыланкувать». Как стала постарше – началась война. Я бросила школу и пошла пасти скотинку, чтобы хоть как-то помочь своим родителям.

Но на Рождество и Старый Новый год Валя всегда старалась пригнать коровок домой пораньше: ведь щедровать сегодня надо! И частенько бывало так, что нетерпеливые подружки ждали ее уже возле дома.

Да что же вы так рано идёте, - возмущались родители. – Еще даже не стемнело.
Но мы старались выйти пораньше, чтобы успеть оббежать с колядкою как можно больше домов, - смеется Валентина Захаровна.

С этой целью обходили почти пол станицы. Заходили ко всем подряд: знакомым и незнакомым людям. Благо, заборов в то время было очень мало. Поэтому «перли пёхом» в каждый дом подряд, а уж если дверь была заперта, подходили прям под самые окна и пели гимны.

«Мыланка ходыла, Высыльку водыла.

Васыль ты мий тату, пусты мэнэ в хату.

Я жито нажала, златый крэст дэржала.

Кадитыся люды, до вас Господь Бог будэ.

Столы накрывайтэ, а нам калач дайтэ».

А вот еще:

«Ой, сив Христос та вэчэряты.

Щедрый вэчэр, добрый вэчэр.

Добрым людям та на здоровьечко».

Многие люди слушали «гимны» девчат с удовольствием и старались кто чем может одарить детвору.

Бывало, даже пятаки давали, но, в основном, сладости, ради которых мы и бегали с колядкою и щедровкою, - говорит Валентина Захаровна. - Если кто даст магазинные конфеты, аж сердечко от радости сжималось. Это в военные и послевоенные годы была такая диковинка! А, в оcновном, одаривали паточными пряниками, которые варили из сиропа сахарного тростника.

Однажды пошла Валентина со своими подружками щедровать до бабушки Череваньки. У бедной женщины погиб на фронте сын, она жила в скособоченной хатенке из одной комнаты и была такая бедная, что «не было у нее даже исподнего». Ходила в кожухе, сшитом из мешков. Бабулька и рада была бы принять «славильщиков», да отблагодарить их ей было абсолютно нечем. Но девчата не унимались:

Бабушка, а вон у вас на подоконнике лежат тыквенные семечки, - улыбается Валентина Захаровна. – Разделили их каждому по горстке и пошли, довольны, дальше.
Фото: "Краснодарские известия"
Фото: "Краснодарские известия"

Детвора венной и послевоенной поры была рада любому гостинцу. Их Валентина складывала в огромные, до колена, карманы кожуха, сшитого ее мамой из военной плащ-палатки. Приходила домой и выворачивала из них все сладости, которые во время хождения слипались в один комок. Но это никого ничуть не смущало. Садилась мама с младшей сестрою за стол и «сортировали» этот сладкий комок: паточные пряники – в одну сторону, семечки подсолнечника – в другую.

Но деньги во время колядки в карман не ложили. Их складывала Валя «в узольчик» и носила его «запазухой», постоянно на ходу прощупывая: на месте ли? Все собранные пятаки отдавала маме, которая обязательно впоследствии покупала на них что-нибудь для Валентины: либо «обувку» какую, либо рубашку.

Но однажды не удержалась и купила себе куклу. Это меня соблазнила подружка Нинка со своим братом, - качает головой Валентина Захаровна.

Отдала она им заветный «узольчик» с деньгами, а взамен получила вожделенную куклу. Но когда пришла домой, радость от «покупки» значительно поутихла. Кукла-то оказалась самодельной, из тряпья скрученной. И, - эх! – в слезы. Тут и мама «подступила» с расспросами. Когда выяснила, по какому поводу плачет ее старшенькая, за руку ее – и к «обидчикам». Те по началу отнекивались, но потом деньги отдали. Правда, не все. Но и на том спасибо...

...Удивительно, с какой радостью и теплотой вспоминает Валентина Захаровна время рождественских и святочных праздников. По ее словам, несмотря на все трудности военного и послевоенного времени, которое выпало на годы ее детства, Рождества и Старого Нового года кубанцы ждали с большим трепетом и готовились к ним с особой тщательностью, минуя все запреты советской власти, которая нетерпимо относилась к подобным праздникам, обрядам и запрещала их.

Мои родители старались к тому времени купить хотя бы немного конфет, - продолжает Валентина Захаровна. – И это была настоящая пытка для меня.

Как только ее мама уходила из дому, она начинала искать припрятанные конфеты.

Они были длинненькие и такие "пахучие"! Сейчас таких конфет нет... А, может, не голодные мы уже...

Вытащит Валя из коробки одну конфетку: столько было – столько же как-будто и осталось. На следующий день еще одну... И опять коробочка полная! Но когда родители ее открыли и увидели, что чуть ли не половина конфет исчезла... Ох, и порку они задали Валентине.

Автор: Инна Денисенко