Это зависит не только от возраста и количества уроков
Когда мой сын учился в начальной школе, его учебный день был сравнительно коротким. В среднем около четырех часов. Занятия начинались в 8 утра и заканчивались ближе к 12. В программе были чтение, письмо, математика, иностранный язык, физкультура/ритмика, основы познания окружающего мира. Из начальной школы сын возвращался домой рано, так что у нас оставалось много времени для игр, прогулок и общения с друзьями. Домашние задания были минимальными, не требовавшими долгого выполнения. Поэтому мы записались в кружки, много гуляли, а в первом классе сын даже мог спать днём.
С переходом в среднюю школу, когда началось обучение в пятом классе, нагрузка значительно возросла. Учебный день стал длиннее, теперь мальчик проводит в школе около шести часов. К тому же занятия начинаются во вторую смену — в 13:20 и продолжаются до 19:30. Увеличение учебного времени связано с расширением программы. Сейчас в неё включены история, биология, физика и компьютерные науки. Каждый предмет требует времени не только на изучение теории, но и на выполнение домашних заданий, подготовку проектов и участие в проектной работе.
Кроме того, школьная нагрузка в шестом классе сопровождается серьёзными требованиями к самостоятельности и ответственности. Сын должен сам планировать время, чтобы успевать выполнять задания и готовиться к контрольным и тестам. В среднем на выполнение домашней работы уходит от двух до трёх часов ежедневно. К тому же каждый учитель считает свой предмет единственным и неповторимым, задавая массу дополнительных заданий и проводя внеклассные мероприятия. А если на один день выпадает подготовка к контрольной работе по математике и сочинению по литературе, то домашка занимает часов пять.
Однако школьная нагрузка — это далеко не всё. Около восьми часов в неделю сын посвящает занятиям в спортивной секции по лёгкой атлетике.
В школе каждый ребёнок обязан участвовать в каких-то кружках по собственному выбору. Помимо спорта, сын увлечён музыкой. Он поёт в школьном хоре, который регулярно выступает на концертах. Репетиции хора проходят два раза в неделю и занимают в общей сложности около трёх часов. Перед крупными мероприятиями (например, школьным концертом или городским фестивалем) количество репетиций увеличивается, а подготовка может занимать до пяти часов в неделю. Каждый такой концерт требует времени на репетиции (разучить новую песню) и дополнительную подготовку (скажем, разработку сценического костюма).
Если сложить всё время, затрачиваемое ребёнком на учёбу, кружки и репетиции, то становится очевидным, что его день заполнен до предела. В среднем он занят около десяти часов ежедневно, включая школу, домашние задания, кружки и репетиции. Конечно, у него остаётся время для отдыха и общения с семьёй, но этот баланс поддерживать всё сложнее. Особенно когда на горизонте подготовка к важным мероприятиям или соревнованиям.
Интересно, как изменится нагрузка, когда сын перейдёт в старшие классы? Скорее всего, учебный день станет ещё насыщеннее. Во многих школах старшеклассники учатся с 8 утра до 15 или 16 часов, а некоторые дополнительные занятия проводятся после основных уроков. Например, подготовка к выпускным экзаменам и олимпиадам потребует значительного времени. Многие старшеклассники начинают посещать курсы подготовки к выпускным/вступительным экзаменам или индивидуальные занятия с репетиторами по математике, физике или иностранным языкам.
Также смотрите бесплатный видеокурс “5 шагов к альтернативному образованию”.
Вместе с тем учёба в старших классах подразумевает участие в различных проектах и исследованиях, что также увеличивает нагрузку. Например, если ребёнок выберет профильное направление, связанное с науками, ему потребуется дополнительное время на лабораторные работы. Если же интересы выпускника будут связаны с творчеством, то он станет участвовать в подготовке выставок, постановок или культурных мероприятий.
А если ребёнок спортсмен, то в старших классах подобные нагрузки возрастают пропорционально возрасту. Подготовка к соревнованиям, регулярные тренировки тоже занимают много времени.
Вот и получается, что при переходе из класса в класс свободного времени у ученика всё меньше и меньше, а нагрузка всё больше.
Автор статьи: Нина Ярочкина
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Подписывайтесь на канал. Будьте в курсе семейного образования.
Читайте другие статьи автора: