Найти в Дзене
Петр Власов

2МВ. Двухмоторные бомбардировщики японской армии

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Японская бомбардировочная авиация периода Второй мировой войны подразделялась на армейскую и морскую берегового базирования, имевшие разное подчинение: первая – командованию сухопутных войск, вторая – командованию флота. Армейская бомбардировочная авиация в свою очередь состояла из авиачастей двухмоторных бомбардировщиков со значительной дальностью полета, и подразделений легких одномоторных самолетов, действовавших лишь в ближних фронтовых зонах. Двухмоторные бомбардировщики Японии, о которых и пойдет речь в этой статье, считались у японцев тяжелыми, хотя по своим характеристикам фактически соответствовали лишь средним (а то и легким) бомбардировщикам Европы. Реально тяжелой дальней авиации (четырехмоторных бомбардировщиков с большой бомбовой нагрузкой) Япония не имела - несколько экспериментальных «четырехмоторников» так и не пошли в серию.

Mitsubishi Ki-21 («Sally»)

-2

Конструкция, производство:

Цельнометаллический двухмоторный моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Серийное производство: март 1938 – сентябрь 1944 гг.; построено 2.064 самолета. В Японии Ki-21 названия не имел; американцы называли его «Sally».

ТТХ модификации Ki-21-IIb:

Двигатели: 2 Mitsubishi На-101 (по 1.500 л.с.). Скорость - 486 км/ч. Потолок - 10.000 м; дальность - 2.700 км. Вес пустого - 6.070 кг, вес взлетный - 10.610 кг. Вооружение: 1х12,7-мм, 4-5х7,7-мм пулеметов. Бомбы: 1.000 кг. Экипаж от 5 до 7 человек.

Боевые качества:

Самолет создавался для борьбы с Советским Союзом, и потому проектировался с расчетом наносить удары по отдаленным объектам в Сибири с японских баз в Маньчжурии. Первый вариант Ki-21-I имел моторы мощностью 950 л.с. и скорость в 400 км/ч на высоте 3000 м, защитное вооружение из 3х7,7-мм пулеметов и бомбовую нагрузку в 750 кг (экипаж 4 человека).

-3

Этот самолет, разрабатывавшийся с 1936 г., стал первым японским бомбардировщиком, сравнявшимся по качествам с современными ему самолетами такого класса ВВС ведущих западных стран. Он обладал превосходной аэродинамикой и конструкцией, однако имел и недостатки, общие с такими же бомбардировщиками других стран того времени. Это были: слабость оборонительного вооружения, отсутствие бронирования экипажа, протектирования баков. Hо зато Ki-21 был быстрее любого другого бомбардировщика такого же класса, и имел большую дальность полета.

-4

Опыт первых боев заставил японцев создать в 1940 г. версии Ki-21-Ib и Ki-21-Iс с постепенно усиливавшимся оборонительным вооружением, частичным протектированием бензобаков и бронированием мест экипажа (всего было построено 774 Ki-21-I всех вариантов). А в начале 1941 японцы запустили в серийное производство значительно улучшенную модификацию Ki-21-IIа с моторами мощностью 1.500 л.с., значительно улучшившими летные характеристики и бомбовую нагрузку; эту версию вооружили 6х7,7-мм пулеметами. В 1942 по опыту борьбы с американской и британской авиацией углы обстрела верхнего пулемета увеличили, заменив характерную для этих самолетов верхнюю удлиненную беседку на большую сферическую башню с одним 12,7-мм пулеметом (версия Ki-21-IIb). И на этой модификации еще больше усилили бронезащиту пилота.

-5

Боевое применение:

Впервые Ki-21-I был применен в Северном Китае в декабре 1938 г., где показал себя лучше бомбардировщиков «Фиат» BR.20, купленных японцами в Италии. Затем Ki-21 участвовали в боях против СССР на Халхин-Голе. К моменту вступления Японии во Вторую мировую войну (декабрь 1941) не менее двух японских бомбардировочных дивизий успели перевооружиться на новую улучшенную модель Ki-21-II. Они воевали в Малайе и Бирме.

Однако уже к началу 1943 в связи с увеличением численности на этом театре боевых действий более современных самолетов противника качества Ki-21-II перестали соответствовать ставившимся перед ним задачам. Тем не менее, японцы продолжали использовать устаревший Ki-21, так как предполагавшийся ему на замену Ki-49 фирмы «Hакадзима» оказался сложным в управлении, и нес небольшую боевую нагрузку. Лишь после запуска в серию в начале 1944 г. бомбардировщика Ki-67 «Хирю» начался вывод Ki-21 из боевых частей; однако 58-й сентай сохранял Ki-21-II до конца войны.

-6

Hо несмотря на прекращение применения Ki-21 в качестве бомбардировщика, самолет продолжал использоваться в качестве транспортного, и самолета для специальных заданий. 3-е докурицу хикотаи (специальное подразделение) использовало самолеты этого типа до конца войны. Так, 24 мая 1945 г. это подразделение провело на Ki-21 боевую операцию против базировавшегося на Окинаве соединения американских тяжелых бомбардировщиков В-29. Девять невооруженных Ki-21-II с группой специально подготовленных десантников вылетели с базы в Южном Кюсю, и на малой высоте долетели до Окинавы, где были перехвачены американскими истребителями. Лишь один Ki-21 смог прорваться сквозь заслон, и сумел совершить посадку на взлетной полосе аэродрома Ентан. И 12 прилетевших на нем десантников прежде, чем американские морские пехотинцы сумели их обезвредить, успели уничтожить семь В-29, сжечь 2.600 бочек с горючим и уничтожить склад боезапасов. Авиабаза была выведена из строя на 10 часов.

Kawasaki Ki-48 («Lily»)

-7

Конструкция, производство:

Цельнометаллический двухмоторный моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Серийное производство: декабрь 1939 – октябрь 1944 гг.; построено 1.977 самолетов. В Японии Ki-48 собственного названия не имел; американцы называли его «Lily».

ТТХ модификации Ki-48-II:

Двигатели: 2 Nakajima На-115 (по 1.150 л.с.). Скорость - 505 км/ч. Потолок - 10.100 м; дальность - 2.400 км. Вес пустого - 4.550 кг, вес взлетный - 6.750 кг. Вооружение: 3х7,7-мм пулемета (носовой, верхний и нижний). Бомбы: 800 кг. Экипаж 4 человека.

Боевые качества:

Качества Ki-48-I (бомбовая нагрузка всего 400 кг) против китайской авиации являлись вполне удовлетворительными, однако со вступлением Японии во Вторую мировую войну самолету пришлось противодействовать более совершенной авиации европейцев и американцев; первые же бои показали недостаточную скорость Ki-48-I и его высокую уязвимость. Для повышения боеспособности весной 1942 г. была создана новая версия Ki-48-II с более мощными моторами, протектированными баками, бронезащитой экипажа, и вдвое увеличенной бомбовой нагрузкой. Этот самолет выпускался в версиях горизонтального бомбардировщика Ki-48-IIа, и пикировщика Ki-48-IIb (с решетчатыми тормозами под крылом). Однако остался неизменным основной недостаток самолета – слишком слабое оборонительное вооружение. Замена в 1943 г. верхнего 7,7-мм пулемета крупнокалиберным 12,7-мм особо положения не улучшила.

-8

Боевое применение:

На вооружение самолет принят в июне 1940; первое боевое применение – в Северном Китае. К началу войны на Тихом океане Ki-48-I оказался самым распространенным легким бомбардировщиком за пределами китайского фронта: он состоял на вооружении четырех сентай, действовавших в Бирме и Малайе против англичан, на Филиппинах против американцев, а позже против голландцев в Ост-Индии. В боях с более совершенной авиацией союзников не имевшие бронезащиты экипажа и протектированных баков Ki-48-I стали нести высокие потери, и эти самолеты были перенацелены на ночные налеты, что снизило эффективность их действия.

-9

С лета 1942 в войсковые части стали поступать улучшенные модификации Ki-48-IIа и Ki-48-IIb (пикировочная версия). Однако, несмотря на более мощные моторы и несколько улучшившиеся характеристики, новый самолет все равно уступал бомбардировщикам противника в скорости, бомбовой нагрузке, мощи защитного вооружения, и продолжал нести в боях большие потери. Несмотря на это, Ki-48-II активно использовались на Филиппинах и ночью над Окинавой; однако в конце войны большинство этих самолетов как безнадежно устаревшие применялись лишь в качестве камикадзе. Для этого 80 машин переделали в «Специальный штурмовой самолет» для летчиков-смертников Ki-48-II КАI со встроенной 800-кг бомбой, длинные штанги взрывателя которой выступала перед фюзеляжем.

Nakajima Ki-49 «Donryu» («Helen»)

-10

Конструкция, производство:

Цельнометаллический двухмоторный моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Серийное производство: август 1940 – декабрь 1944 гг.; построено 754 (по другим сведениям 819) самолетов. В Японии Ki-49 назывался «Donryu» («Штормовой дракон»); американцы называли его «Helen».

ТТХ модификации Ki-49-IIа:

Двигатели: 2 Nakajima На-109 (по 1.520 л.с.). Скорость - 492 км/ч. Потолок - 9.300 м; дальность - 2.950 км. Вес пустого - 6.530 кг, вес взлетный - 11.400 кг. Вооружение: 1х20-мм пушка, 5х7,7-мм пулеметов (или 1х20-мм + 3х12,7-мм и 2х7,7-мм пулемета). Бомбы: 1.000 кг. Экипаж 8 человек.

Боевые качества:

Разработка Ki-49 была заказана в 1938 г. как будущая замена только что поступившего на вооружение Ki-21. Планировалось, что новый самолет сможет действовать без истребительного прикрытия благодаря мощному оборонительному вооружению: 20-мм пушки в левой части верхней башни, четырех 7,7-мм пулеметов в носовой, нижней и бортовых установках, и одного 7,7-мм пулемета в хвостовой башне - первой установке такого рода в японской армейской авиации. Для хорошей управляемости и маневренности на средних и малых высотах крыло сделали необычно малого удлинения. Еще на стадии постройки опытных экземпляров самолеты оснастили бронезащитой экипажа и протектированными бензобаками.

-11

Однако участие Ki-49 в боях с американской авиацией показало, что его скорости все равно не хватает, чтобы уйти от истребителей противника; к тому же бомбовая нагрузка Ki-49-I оказалась даже ниже, чем у Ki-21. Пилоты положительно отзывались только о бронезащите и мощном оборонительном вооружении с практическим отсутствием непростреливаемых секторов. Поэтому на самолет установили более мощные моторы по 1.520 л.с., и в августе 1942 в войска стал поступать Ki-49-IIа с улучшенными летными характеристиками и увеличенной бомбовой нагрузкой. Но вскоре японцы пришли к выводу, что пулеметы винтовочного калибра практически бессильны против истребителей союзников. И приступили к выпуску Ki-49-IIb, отличавшегося от IIа только частичной или полной (по возможности) заменой малокалиберного оружия на крупнокалиберные 12,7-мм пулеметы.

-12

Боевое применение:

Первый испытательный полет новой машины - в августе 1939, но поставки серийных Ki-49 в части начались только через два года, в августе 1941-го. Из-за низких темпов поставок к началу войны на Тихом океане на Ki-49-I перевооружился только один полк (61-й сентай, ранее летавший на Ki-21). Он сначала воевал в Китае, а с февраля 1942 участвовал в боях над Новой Гвинеей и в налетах на северное побережье Австралии.

Ki-49так полностью и не сменил Ki-21; в основном он использовался на Hовой Гвинее и в Китае. С высадкой союзников на Филиппинах «Донрю» активно применялись в боях, неся при этом тяжелые потери. Они использовались как дневные и ночные бомбардировщики, дальние разведчики, транспортные и патрульно-противолодочные самолеты. В конце войны немногие уцелевшие бомбардировщики применялись пилотами-смертниками против кораблей союзников. В качестве самолета-камикадзе с Ki-49 снималось все вооружение, экипаж сокращался до двух человек, а бомбовая нагрузка увеличивалась до 1.600 кг.

Mitsubishi Ki-67 «Hiryu» («Peggy»)

-13

Конструкция, производство:

Цельнометаллический двухмоторный моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Серийное производство: апрель 1944 – сентябрь 1945 гг.; построено 698 самолетов (по другим сведениям 767); из них 420 в версии торпедоносца. В Японии Ki-67 имел имя «Hiryu» («Летящий дракон»); американцы же называли его «Peggy».

ТТХ модификации Ki-67-I:

Двигатели: 2 Mitsubishi На-104 (по 1.900 л.с.). Скорость - 537 км/ч. Потолок - 9.470 м; дальность - 3.800 км. Вес пустого - 8.649 кг, вес взлетный - 13.765 кг. Вооружение: 1х20-мм пушка, 3-4х12,7-мм пулемета. Бомбы: 800 кг или торпеда 800 кг. Экипаж 6-8 человек.

Боевые качества:

«Хирю» - лучший бомбардировщик японской армейской авиации, который появился слишком поздно, чтобы изменить ход воздушных боев на Тихом океане. Из-за больших потерь летного состава в предыдущие годы войны этот самолет эксплуатировали уже только неопытные пилоты, которым приходилось совершать практически самоубийственные атаки в условиях господства в воздухе истребителей союзников.

-14

Ki-67 разрабатывался с февраля 1941 г. как тяжелый дальний бомбардировщик с прицелом на будущую войну против Советского Союза. Ради обеспечения живучести самолета все топливные и маслобаки Ki-67 были изначально протектированы, а экипаж получил бронезащиту. Первый полет опытного экземпляра состоялся в декабре 1942 г.; однако хотя на испытаниях «Хирю» легко управлялся и показал отличную маневренность (самолет без бомб крутил петли и восходящие бочки), его серийное производство началось только в апреле 1944-го. Это было связано с внезапным предложением сделать Ki-67 армейским торпедоносцем. Такая идея вызвала длительные споры в руководстве ВВС (до этого армия не имела своих торпедоносцев, являвшихся прерогативой флотской авиации берегового базирования). Метания генералитета во мнении для чего использовать Ki-67 поставило под угрозу его производство, так как долго не определялся состав стандартного оборудования.

-15

Правда, эта длительная задержка благотворно сказалась на оборонительном вооружении самолета: высокие потери в боях других бомбардировщиков надоумили конструкторов еще до начала производства заменить проектные 3х7,7-мм пулемета Ki-67 на 4х12,7-мм пулемета и 20-мм пушку. В конце концов, было принято «соломоново решение»: выпускать самолет примерно пополам в вариантах и бомбардировщика, и торпедоносца. А некоторую часть торпедоносцев Ki-67 армейский штаб ВВС даже передал флоту, где они получили другое название: «Ясукуни».

Производство Ki-67 имело наивысший приоритет; изменения в серийную модель почти не вносились (разве что начиная с 451-го самолета одиночный хвостовой 12,7-мм пулемет заменили на спарку). Однако на замедлении темпов производства сказалось землетрясение декабря 1944 г., и частые налеты американской бомбардировочной авиации.

-16

Боевое применение:

Первые боевые вылеты Ki-67 состоялись в октябре 1944 г.: два армейских сентая и один флотский кокутай на Ki-67-I во время сражения у Тайваня провели ряд торпедных атак на американские корабли. Особенно активно армейские и флотские торпедоносцы Ki-67 действовали в районе Окинавы. Как бомбардировщики «Хирю» применялись в Китае; а с баз в Хамамацу, используя аэродромом подскока Иводзиму, «Хирю» постоянно совершали налеты на аэродромы В-29 на Марианских островах.

-17

С февраля 1945 г. Ki-67 стали применяться отрядами камикадзе; для летчиков-смертников стандартные бомбардировщики переделывались в вариант Ki-67-I КАI. На них все башни сняли, экипаж сократили до трех человек, в самолеты устанавливали две обычные 800 кг бомбы со взрывателем на длинной штанге, вынесенной вперед. Кроме того заводом было выпущено 9 или 10 самолетов Ki-167, оснащенных специальным 2.900-килограммовым зарядом направленного действия «Сакурадан», размещенным в фюзеляже за кабиной экипажа. Форма заряда направляла взрывную волну вперёд, создавая струю с радиусом взрыва до 300 м. Размещение такого большого и мощного заряда потребовало внесения в конструкцию изменений — у самолёта появился «горб» массивного обтекателя, скрывающего «Сакурадан», который для улучшения детонации пришлось специальным образом расположить внутри корпуса под определённым наклоном.

Малочисленные Ki-167 появились поздно, и использовались в атаках всего два раза: 17 апреля и 25 мая 1945 г. (потеряно 3 самолета, результаты атак неизвестны).

ПРОДОЛЖЕНИЕ: 2МВ. Японская морская авиация берегового базирования

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.