Найти в Дзене
Люди в окнах

Как вернуться к учебе после праздников. Без боя и без боли

Оглавление

Ольга Малинкина — сказочный нейропсихолог и логопед не только потому, что она относится к детям и родителям как добрая фея: с принятием и любовью. Не только потому, что щедро делится «заклинаниями» и снадобьями, которые превращают детско-родительские отношения в гармоничные и здоровые. Но и еще потому, что ведет колонку в форме сказок, где все становится так понятно, что не применить ее советы невозможно. В этот раз вас ждет сказка о том, как совершить, казалось бы, невозможное — сделать так, чтобы ребенок спокойно влился в учебный процесс после каникул. Слово Ольге.

Ленивый ребенок или неправильная нагрузка?

Сегодня расскажу про двух соседей. Жили-были в одном доме два одноклассника. Не то чтобы друзья, скорее товарищи. И мамы их общались иногда между собой. Закончились новогодние каникулы, пора собираться в школу. Один из мальчишек уже готов, а второй скандалит, говорит, что не хочет ни в школу, ни на занятия. Даже любимые тренировки не радуют. Уже в декабре ничего не хотел. Родители надеялись, что за каникулы отдохнет, но чуда не случилось. Встретились их мамы, разговорились. Спрашивает мама, как удалось заставить сына собраться в школу? Чем угрожала, пугала, шантажировала? Вторая мама лишь руками разводит. В результате один из мальчиков учится легко, а второго приходится заставлять каждое утро. И от всех кружков отказались, и от любимого спорта.

«Что же за ленивый сын у меня, как же мне не повезло», — вздыхает мама, с завистью глядя на других детей.

В январе начинается второе полугодие. Каникулы, хоть и короткие, всегда показывают, где родители недоглядели/перегнули палку/перестарались/увлеклись и прочее в первом полугодии.

Сейчас это, конечно, не исправить, но можно сделать выводы на будущий год.

Давайте поговорим о методах, которые позволят ребенку заниматься с удовольствием, родителям сохранят нервные клетки, а в семье — мир. Звучит как волшебная таблетка, согласны?

Что может стоять за протестом учиться?

Пожалуй, я начну с начала учебного года. У каждого ребенка должна быть «обязательная программа» и «вольные дисциплины». В чем отличие? От обязательной программы ребенок отказаться не может, но в неё можно вносить коррективы. Всё остальное — то, чем ребенок хочет заниматься сам. Если случится перегруз, именно от вольных дисциплин придется отказаться в первую очередь.

Скажу сразу: избежать перегрузов практически невозможно. Поэтому важно научиться ими управлять.

-2

Я знаю, что каждый ребенок по-разному реагирует на избыток занятий: один начнет чаще скандалить, другой — болеть. Задача родителей — научиться замечать изменения в ребенке, чтобы предотвращать катастрофы: кому-то достаточно прогулять один день занятий, другому полезно провести выходные, играя с родителями. Здесь нет готового ответа.

Мой старший сын болел каждый раз, когда у него начинался возрастной кризис. Это продолжалось до тех пор, пока я не поняла, что как только начинался новый скачок развития, я пыталась сбежать. Во время болезни мы разрабатывали новые правила, и дальше всё было хорошо. Когда я это поняла и взяла ответственность на себя, сын практически перестал болеть.

Мой младший сын болеет от эмоциональных перегрузок, поэтому с ним я использую другие приёмы. Когда у меня случается аврал на работе, связанный, например, с предстоящей поездкой или сезонностью, я стараюсь всё свободное время проводить с сыном. Объясняю, почему я задерживаюсь, мы обсуждаем, где и как смогу скомпенсировать своё отсутствие. С возрастом сын стал легче переносить эмоциональные перегрузы. Этой осенью он ни разу не заболел, хотя я переживала, что первый класс может оказаться эмоционально сложным.

Как выбирать кружки для детей?

Важно понимать, с какой целью мы это делаем. У меня для каждого ребенка есть маршрут развития, и все занятия детей — это детали пазла, которые помогают им приблизиться к цели. Каждый новый кружок я добавляю только тогда, когда вижу, что ребенок адаптировался к нагрузке. Для баланса к умственной деятельности добавляю физическую активность и прогулки — к занятиям в помещении.

-3

Есть родители, которые уверены: чтобы ребенок был готов учиться после каникул, надо продолжать заниматься вместо отдыха.

На самом деле нервной системе необходимо переключаться, чтобы избежать выгорания. Поэтому вместо уроков можно научиться играть в новую настольную игру, посетить интересную выставку или устроить совместную поездку. Это не даст ребенку врасти в диван или кресло, подарит новые эмоции и отвлечет от учебы.

А теперь вернемся к нашим героям. Неужели в январе уже ничего не исправить, и остается только ждать начала следующего учебного года?

Все не так плохо, выход есть.

Как скорректировать нагрузку в середине года?

  • Самое первое, что мы делаем — останавливаемся и составляем список всего, чем занят ребенок.
  • Второе — честно признаемся ему, что перестарались. Берем ответственность на себя. Это снимет с ребенка чувство вины за то, что он не справился.
  • Третье — отделяем «обязательную программу» от «вольных дисциплин». Честно объясняем, что обязательную программу придется выполнить. Показываем готовность найти компромисс, пробуем договориться с ребенком.

Будет полезно вместе определить, когда у ребенка будет время для отдыха и как он его будет проводить. Можно показать, что вы цените его усилия и какими бонусами готовы мотивировать и радовать.

Следуйте важным правилам

Правило первое. Путь уговоров, угроз и шантажа — ошибочный. Ребенок чувствует, что занятия — это не его решение. Поэтому в ответ родители получают порцию капризов, истерик и манипуляций.

  • «Если ты будешь плохо учиться, я лишу тебя танцев, которые ты так любишь». Это путь в никуда. Такая мотивация будет слишком давить на нервную систему.
  • «Если ты будешь хорошо учиться, я куплю тебе новые туфли для танцев, которые ты хотела, и оплачу индивидуальные занятия». Так мы показываем, что ценим усилия ребенка и нет угрозы его любимому увлечению.
-4

Правило второе. Есть родители, которым кажется, что можно просто продлить каникулы ребенку, и это решит проблему перегруза. Почему это не работает? Потому что такие действия показывают, что можно решить проблему с помощью «тактики избегания неудач». Поэтому в любой непонятной ситуации ребенок будет пытаться отказаться от той деятельности, которая не получается. И, вместо поиска решения, будет искать повод сбежать.

  • «Буду прогуливать физику, потому что физичка ко мне придирается»

вместо

  • «У меня проблемы с физикой, поможете мне? Или попробуем найти репетитора?»

Правило третье. Оно работает в любое время года и в любой ситуации. Если ребенок говорит о том, что ему не нравится кружок, секция, учитель, занятия — мы ему верим. Это не значит, что мы сразу отказываемся от этой деятельности. Это значит, что мы относимся к словам с уважением и помогаем разобраться в причинах.

В случае, когда мы не слышим, ребенку приходится «кричать» громче — скандалить, прогуливать, саботировать занятия, портить отношения с преподавателем.

Любите детей и будьте счастливы! А я всегда готова помочь вам разобраться в причинах проблем и договориться с детьми.

-6

Большое спасибо Ольге за такой подробный «сказ», а главное — за «инструкции по применению» к детям, которые в конце следующей недели заявят словами или действиями, что в школу завтра не пойдут!