Найти в Дзене
Историк-любитель

Бронетехника Великобритании. ОБТ Challenger I, 1978

Оглавление

Танк Challenger 1 (он же FV4030/4) стал результатом дальнейших работ по программе MBT-80, призванной создать универсальную боевую машину, способную противостоять любому противнику. Этот танк прошёл довольно долгий путь, полный различных трудностей, но в окончании встал на вооружение и демонстрировал незаурядные боевые качества.

Одна из последних модификаций ОБТ Challenger I. Фотография в свободном доступе.
Одна из последних модификаций ОБТ Challenger I. Фотография в свободном доступе.

История создания

История создания танков Challenger началась, как ни странно, с глубокой модернизации танков Chieftain, получившей название Sheer-2. Изначально эту модификацию ОБТ второго поколения готовили для Ирана, но грянувшая Исламская революция перечеркнула все возможности поставок танков новому руководству страны. На контакт новое руководство Ирана не шло, и раз уж оплаты за машины не было, то и разговаривать особо не о чем (хотя мы помним, что в отношении одной некогда очень большой страны не помешало и наличие оплаты за непоставленную технику). В общем, танки Sheer-2 было решено поставлять в армию Великобритании – благо они были недорогие, надёжные и достаточно боеспособные. Однако наличие таких проектов как FV4601, а также Vickers Mk.IV Valiant не оставляло умы военного руководства Великобритании. Они предсказуемо хотели быть «сильнее, выше и быстрее», чтобы дать адекватный отпор любому, кто посягнёт на безопасность Королевства.

ОБТ Sheer-2, в некотором роде послуживший основой для ОБТ Challenger I. Фотография в свободном доступе.
ОБТ Sheer-2, в некотором роде послуживший основой для ОБТ Challenger I. Фотография в свободном доступе.

Под этим «соусом» британское военное руководство инициировало проект по созданию ещё одной глубокой модернизации танков Chieftain, в которой должны были применяться все лучшие решения от танков Sheer-2, проекта MBT-80, и прочих вышеназванных боевых машин. «Осчастливили» подобным заказом Военное транспортное и инженерное учреждение (MVEE) – именно эта организация была автором разработки брони Чобхэм, а также управляла разработками многих британских танков. Новый проект получил внутреннее название Cheviot, которое в течении короткого времени было изменено на Challenger (видимо, в память о небезызвестном вам Cruiser A30 Challenger, слегка опоздавшем на войну).

По итогу, в новом проекте конструкторы MVEE сумели объединить практически всё хорошее, что было в упомянутых проектах – надёжную ходовую часть, позаимствованную у Sheer-2, новое орудие от MBT-80, силовую установку от FV4601 и Vickers Mk.IV Valiant. Но самое главное – это была новая композитная броня на основе алюминиевых сплавов и керамических компонентов, которую многие знают как «броня Чобхэм». В дополнение, на бортах корпуса были навешены стальные экраны, которые должны были останавливать кумулятивные снаряды.

Первый контракт на поставку танков Challenger был подписан уже в 1980 году, спустя два года после начала активных разработок новой боевой машины. Заказ был получен на 225 машин, однако его реализация едва не отменила всю программу – дело в том, что военные требовали танк массой до 55 тонн, однако инженеры затребовали изменений в изначальное техническое задание. Причиной того было бронирование – заданные военными параметры по защите не позволяли «всунуть» новый танк в указанные рамки. Рассчитав все параметры заново, инженеры из MVEE продемонстрировали незначительное повышение удельного давления машины на грунт, но при этом значительное усиление защиты танка, что военных убедило. Военные согласились поднять массу танков до 60-62 тонн, но с условием подтверждения параметров, указанных в инженерной документации.

Испытания танков проходили на полигоне, расположенном близ города Бовингтон - семь машин, поставленных военным, «накатали» более 100.000 км. Проверялась их ремонтопригодность и надежность, электромагнитная совместимость радиоаппаратуры, а также выясняли достигнутую степень комфорта для экипажа. Финальная часть испытаний, проходившая в октябре 1982 г. имитировала участие танков в боевых учениях, длившихся более четырёх суток. Результатами испытаний военные были удовлетворены, и в декабре 1982 г. куратор программы разработки танка «Челленджер» со стороны британской армии (полковник Мюррей-Браун) подписал акт о завершении испытаний, фактически определив принятие нового танка на вооружение.

Серийное производство началось в 1983 году, первым новые танки получил Королевский гусарский полк. В ходе производства, длившегося до 1989 года, было построено 420 танков «Challenger 1», которые использовались только в армии Великобритании (без экспорта в иные страны).

Описание конструкции

«Сhallenger 1» на момент начала его серийного производства, можно было считать довольно инновационной боевой машиной. В нём были как новинки инженерно-конструкторской мысли, так и удачно скомпонованные технические решения прошлых лет.

Бронированный корпус и башня

Танк спроектирован по классической схеме – отделение механика-водителя в передней его части, в середине боевое отделение с башней, в корме – моторно-трансмиссионный отсек. Корпус танка собирался из листов композитной алюминиевой брони «Чобхэм» методом сварки деталей между собой. Такая компоновка обеспечивает достаточную прочность конструкции, даже без использования крупных литых деталей корпуса. Днищу корпуса придали V-образную форму, дабы ослабить взрывную волну от противотанковой мины. Бронирование танка в целом - противоснарядное, но точной толщины листов мне найти в источниках не удалось.

Башня танка также производилась из листов композитной алюминиевой брони «Чобхэм», сваренных между собой. Башня собрана с ярко выраженной кормовой нишей, имеет рациональные углы наклона лобовых листов, однако по бортам сохраняет вертикально ориентированное бронирование. В целом, габариты как башни, так и корпуса занижены в нескольких целях – снижения заметности, повышения бронирования (углы наклона лобовых листов), а также для того, чтобы усложнить попадание по танку. В дополнение к этому всему, на «Challenger 1» устанавливались дополнительные бронированные «юбки», представляющие собой противокумулятивные экраны.

Перейдём к компоновке машины – как я уже говорил выше, в носовой части расположено место механика-водителя. И вызывая зависть остальных членов экипажа, он находился в довольно просторных условиях (лишь слева несколько ограничивался перегородкой с расположенной за ней боеукладкой), так ещё и в полулежачем состоянии. Управление машиной осуществляется при помощи педалей и штурвала, а наблюдение за местностью механик-водитель осуществляет через широкоугольный перископический прибор, который можно переключать, в том числе, и в инфракрасный режим для передвижения в тёмное время суток.

В средней части танка расположено боевое отделение, практически полностью построенное вокруг нарезной 120-мм пушки Royal Ordnance L11A5 (аналогичной тем, что устанавливались на танках предыдущего поколения). Справа от орудия находятся рабочие места командира машины и наводчика, а слева – заряжающего. Заряжающий за свой «комфорт» расплачивался ещё одной обязанностью – он был стрелком из спаренного с орудием пулемёта L8A2 (он же штатный для техники НАТО FN MAG). Там же, в башне располагалась «оперативная» часть боекомплекта, в то время как основная, как сказано выше, размещалась слева от механика-водителя.

В кормовой части танка привычно разместилось моторно-трансмиссионное отделение с двигателем, собранным в единый блок из дизельной силовой установки, автоматической трансмиссии и системы охлаждения. Отделение сделано, что говорится, с умом – к двигателю обеспечивается полный доступ, а при необходимости, единый блок силовой установки можно заменить в полевых условиях всего за 45 минут.

Вооружение

«Орудием главного калибра» танка «Challenger» являлась 120-мм нарезная пушка L11A5, аналогичная той, что устанавливалась на ОБТ Chieftain. Однако был один нюанс – ствол на новом танке был немного короче, что было хорошо для стабилизации орудия в движении. Казалось бы, новый ствол снизит боевые характеристики орудия, но есть один секрет – сталь, применяемая для производства ствола, получалась методом электрошлакового переплава и была намного прочнее привычных материалов. Благодаря новой технологии, конструкторы смогли повысить удельное давление в канале ствола до 630мПа (6400 кгс/см2), сохранив при этом начальную скорость полёта снаряда. Также изменениям подвергся затвор – технологию его производства несколько изменили, что привело к лучшей обтюрации, и как следствие, ещё большему приближению орудия к привычным характеристикам. Боекомплект из 64 выстрелов раздельного заряжания размещается в отделении управления и в боевом отделении. Типовым считается вариант из 34 бронебойных подкалиберных, 15 бронебойно-фугасных и пяти дымовых снарядов раздельного заряжания. Боекомплект хранится в бронированных укладках-контейнерах, окруженных так называемой «мокрой боеукладкой», что снижает вероятность возгорания и детонации боеприпасов. Все пороховые заряды находятся ниже погона башни.

То самое знаменитое танковое орудие Royal Ordnance L11A5 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
То самое знаменитое танковое орудие Royal Ordnance L11A5 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

Углы вертикального наведения орудия находятся в пределах от -10° до +20°. Приводы наведения пушки в вертикальной плоскости и разворота башни электрические, есть и аварийные механические приводы, которые активируются при отключении бортовой электросети. Наведение орудия в горизонтальной плоскости производится вращением башни (она вращается на все 360°). Скорость разворота башни изменяется в пределах от 0,01 до 24 град./с, скорость наведения пушки в вертикальной плоскости – в пределах от 0, 01 до 6 град./с. Орудие стабилизировано в двух плоскостях.

Слева от орудия установлен 7,62-мм пулемет L8A2 (британское обозначение FN MAG), спаренный с пушкой. Боекомплект к пулемету составляет 4000 патронов (80 стандартных лент на 50 патронов, используемых для данного пулемёта). На командирской башенке смонтирован ещё один, дистанционно-управляемый 7,62-мм пулемет L37A2 (ещё одна модификация бельгийского FN MAG) с углами наведения в вертикальной плоскости от -10° до +75°. Вести огонь из зенитного пулемета может только командир танка – пункт управления этим пулемётом не дублируется. А вот управлять пушкой может не только наводчик, но и командир. Также у него, как и у наводчика, дублируется пост управления спаренным с пушкой пулемётом.

Challenger I на марше. Хорошо виден "командирский" пулемёт на крыше башни. Фотография в свободном доступе.
Challenger I на марше. Хорошо виден "командирский" пулемёт на крыше башни. Фотография в свободном доступе.

За точность ведения огня, да и вообще за весь комплекс вооружений отвечала система управления огнём, «позаимствованная» с танка Sheer с минимальными изменениями. В неё входили прицел наводчика со встроенным лазерным дальномером, электронный баллистический вычислитель, а также стабилизатор оружия. Баллистический вычислитель облегчает работу наводчика, подбирая оптимальные параметры выстрела (угол возвышения орудия, скорость движения цели и соответственно, упреждение выстрела, а также скорость и направление ветра, температуру воздуха и даже атмосферное давление), дабы ни один снаряд не «ушёл в молоко». В качестве основного прицела наводчику выделен перископический десятикратный прицел Barr&Strud TLS №10 Mk.1, в корпус которого и встроен лазерный дальномер. Также наводчику выделен телескопический прицел Vickers Instruments AFV №80 Mk.I с семикратным увеличением. Для ведения огня ночью наводчику установили прицел-тепловизор от Barr&Struds TOGS (тепловизионный прибор для наблюдения и стрельбы). Всё это служит для надёжного захвата, и как следствие, поражения цели.

У командира, в свою очередь, приборов наблюдения не меньше — в качестве основного прибора обзора и наблюдения за полем боя используются восемь объединённых в один комплекс наблюдательных приборов Helio Mirror AFV №40 Mk.II. Этот приболр наблюдения располагается по периметру командирского люка, давая командиру танка полный обзор. Также у командира установлен перископический прицел Avimo AFV №37 Mark V, имеющим регулируемое увеличение от 1 до 10 единиц, со стабилизированной линией прицела. Также командир имеет доступ к прицелу наводчика и видеоконтрольному устройству системы TOGS, что даёт командиру возможность при необходимости вести огонь.

Не обошли вниманием и заряжающего — ему добавили функцию наблюдателя в боевой обстановке, и для реализации этой функции выдали простейший вращающийся перископический прибор наблюдения. В принципе, заряжающему туда смотреть особо и не приходилось, только для подстраховки командира машины. Зато конструкторы позаботились о системах очистки прицельных и наблюдательных приборов от грязи, а также оснастили их противообледенительными устройствами.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Как я уже говорил, в кормовой части танка расположилось довольно просторное моторно-трансмиссионное отделение, в котором разместили силовой агрегат, разработанный Rolls-Royce — это давняя традиция всех британских конструкторов танковой техники. Он состоит из 12-цилиндрового V-образного турбодизеля Perkins 12V-1200, мощностью как вы уже догадались, в 1200 лошадиных сил. Двигатель соединён с гидромеханической трансмиссией David Brown TN-37 с гидрообъемной передачей в приводе механизма поворота. Трансмиссия включала в себя планетарную коробку передач, обеспечивающую четыре передачи на движение вперёд, а также три — назад. Таким образом, конструкторам удалось повысить маневренность танка в сравнении со своим «предком» - ОБТ Chieftan.

Силовой блок от Rolls-Royce, устанавливаемый на танк. Фотография в свободном доступе.
Силовой блок от Rolls-Royce, устанавливаемый на танк. Фотография в свободном доступе.

Предполагалось, что серийные Challenger 1 будут оснащаться форсированными турбодизельными двигателями мощностью в 1500 лошадиных сил, но тогда масса боевой машины совсем вылезала за установленные военным руководством рамки.

Бортовые системы питаются от вспомогательного двигателя Coventry Klymax H30 мощностью в 37 лошадок, который служит для привода электрогенератора, питания и прогрева аккумуляторных батарей, а также используется и для запуска основного двигателя Perkins. Оба двигателя оснащены системой жидкостного охлаждения, которая справляется с горячим нравом обоих агрегатов при внешней температуре воздуха до 52 градусов Цельсия. Питаются оба агрегата из резиновых топливных баков, расположенных по бортам МТО суммарной мощностью в 1600 литров.

Ходовая часть «Challenger 1» резко отличается от подвески «родоначального» танка. Вместо пружинно- балансирной подвески используется нерегулируемая поршневая гидропневматическая подвеска, разработанная специалистами MVEE и частных фирм Dunlop и Laser Engineering. Подвеска обеспечивает динамический ход катка 340 мм (у танка «Chieftain» – 159 мм, у танка «Sheer-2» – 250 мм). С каждого борта установлено по шесть опорных и четыре поддерживающих катка. Опорные катки обрезиненные, с алюминиевыми дисками и стальными ступицами. Гусеница с открытыми металлическими шарнирами, траки имеют съемные резиновые подушки. Ходовая часть прикрыта четырехсекционными экранами, установленными с каждого борта. Всё это обеспечивает танку довольно мягкий ход, что положительно сказывается на стрельбе в движении (хотя по инструкции, для выстрела всё же требовалось выполнить короткую остановку).

Боевое применение

Первым случаем боевого применения танков Challenger I можно назвать Войну в Персидском заливе — ещё в рамках подготовки кампании «Щит в пустыне» (2 августа 1990 — 28 февраля 1991), на территорию Саудовской Аравии перебросили 221 танк — четыре полка Королевских войск, объединённых в 7 бронетанковую бригаду. Все танки прошли дополнительные модернизации — их оснастили дополнительными плитами навесной брони по бортам, а также блоками динамической защиты в носовой части танка. Всё это было направлено на повышение выживаемости британских машин при встрече с иракскими Т-72М, поставленными Советским Союзом.

При этом у британских военных существовали серьёзные опасения в надёжности танков «Challenger I» - их не тестировали в условиях климата Ближнего Востока, а также к ним «забыли» подвезти запасные части. По итогу, полностью готовыми к боевым действиям на стадии подготовки операции признали всего 22% машин от общего количества.

Challenger в ходе операции "Буря в пустыне". Фотография в свободном доступе.
Challenger в ходе операции "Буря в пустыне". Фотография в свободном доступе.

Чуть позже контингент британских танковых войск будет расширен ещё двумя полками новейших Challenger I, и все эти танки отличились — благодаря совершенным (на тот момент) системам наведения и наблюдения, британцам удалось уничтожить около трёхсот танков армии Ирака, при этом не потеряв ни одного своего. Так это или нет — сейчас проверить уже очень сложно, но источники говорят именно о таком соотношении потерь. После этого в британском военном руководстве «воспряли духом», даже появились заявления о том, что Challenger, дескать, единственный в мире и первый британский танк, созданный для реального боя. Однако, согласно отчётам, войска антииракской коалиции всё же потеряли более 30 танков неустановленных моделей (хотя подозреваю, что на самом деле количество потерянных танков было больше).

Высадка Challenger I в Боснии. Фотография в свободном доступе.
Высадка Challenger I в Боснии. Фотография в свободном доступе.

Следующим пунктом боевого применения танков Challenger в ходе Гражданской войны в Боснии и Герцеговине, а также в ходе «миротворческой» операции в Косово. Там британские машины вновь неплохо показали себя — хотя на вооружении повстанцев были в основном, устаревшие машины, с которыми Challenger не мог не «расправиться». В целом, британские военные получившейся машиной оказались довольны, хоть и не забывали о провалах на соревнованиях CAT, где Challenger серьёзно проиграли американским и немецким боевым машинам.

Заключение

Challenger I стали снимать с вооружения уже в 1998 году — виной тому не только относительная «сырость» конструкции, выявленная позже, но и стоимость боевой машины. Да и в целом, практически сразу после завершения Войны в Персидском заливе, конструкторы «выкатили» улучшенную версию танка — Challenger II, построенного методом проб и ошибок. А внезапно устаревшие машины потихоньку продали в Иорданию…

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!