Найти в Дзене
Историк-любитель

Бронетехника Великобритании. Проект FV4601, неудачный ОБТ, 1970

FV4601 – это проект основного боевого танка третьего поколения, предназначенный для замены находившегося на вооружении ОБТ Chieftain. Его разработка началась в 1970 году, а испытания боевых машин удалось начать лишь в конце 70-х. Как выяснилось, программа оказалась экономически нецелесообразной, однако она сумела стать косвенным инициатором появления ОБТ Challenger первого поколения. Ключом к началу разработок стало появление советского танка Т-64, который «намнетоварищи» из НАТО очень высоко оценили. Просто приложу комментарий капитана Джеймса Уорфорда, который он дал журналу Armor в 1990 году: Мы до сих пор ощущаем то, как развёртывание Т-64 повлияло на НАТО. Как только стали известны возможности нового танка, западные армии запустили программы ускоренной разработки и развёртывания оружия противодействия Т-64. Эти усилия не просто продолжались несколько лет, но и усилились с появлением в 1984 году Т-64, оснащённых реактивной бронёй … Если бы Т-64 вступил в бой неожиданно [для сил НАТ
Оглавление

FV4601 – это проект основного боевого танка третьего поколения, предназначенный для замены находившегося на вооружении ОБТ Chieftain. Его разработка началась в 1970 году, а испытания боевых машин удалось начать лишь в конце 70-х. Как выяснилось, программа оказалась экономически нецелесообразной, однако она сумела стать косвенным инициатором появления ОБТ Challenger первого поколения.

Герой нашей статьи, вернее второй его прототип собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Герой нашей статьи, вернее второй его прототип собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

История разработки

Ключом к началу разработок стало появление советского танка Т-64, который «намнетоварищи» из НАТО очень высоко оценили. Просто приложу комментарий капитана Джеймса Уорфорда, который он дал журналу Armor в 1990 году:

Мы до сих пор ощущаем то, как развёртывание Т-64 повлияло на НАТО. Как только стали известны возможности нового танка, западные армии запустили программы ускоренной разработки и развёртывания оружия противодействия Т-64. Эти усилия не просто продолжались несколько лет, но и усилились с появлением в 1984 году Т-64, оснащённых реактивной бронёй …
Если бы Т-64 вступил в бой неожиданно [для сил НАТО], — так, как вступили в бой Т-34/76 Второй мировой войны, — экипажам НАТО пришлось бы столкнуться с действительно новаторским, до того неизвестным оружием. Танкисты НАТО доблестно сражались бы на своих, худших, танках — с мрачным для них исходом … Развёртывание Т-34/76 было первым прецедентом, когда Советская Армия застала противника врасплох, выставив на поле боя новый, новаторский танк. Во второй раз это произошло с Т-64. Если бы Т-64 пошёл в бой против танков НАТО 1960-х и 1970-х годов, он бы наверняка захватил превосходство на поле боя. И хотя развёртывание Т-64 было направлено на тогдашних вероятных противников СССР [в мирное, а не военное время], его последствия были несоизмеримо бо́льшими и они ощущаются по сей день. Развёртывание FST-2 может стать третьим таким эпизодом, и Советы вновь ошеломят своих противников техническим превосходством. Мы обязаны изучить эту угрозу, предпринять ответные действия и разбить её до того, как она получит шанс на внезапный разгром её противников на будущих полях будущей войны … FST-2, как и Т-64, может стать танком, который сможет выиграть следующую войну.

Под термином FST-2 можно подразумевать всё, что угодно – так американские военные фантазировали на тему развития советских танков (FST так и расшифровывается – Future Soviet Tank). И такие фантазии были не только в США – советской военной техники опасались и в Великобритании. С одной стороны – всем было понятно, что через море лезть на остров не совсем хорошая затея по ряду причин, с другой – сработала древняя поговорка «Лучше перебдеть, чем недосмотреть». По этому принципу и начались разработки нового ОБТ, который должен был заменить внезапно устаревший Chieftain.

При этом, говоря откровенно, военные долго не могли сформулировать требования к новому танку – им не хватало возможностей, чтобы получить данные о новейшем советском танке Т-64, хотя они в немалом количестве уже были на вооружении Советских баз в странах Варшавского договора. Поэтому к чертежам инженеры смогли приступить лишь во второй половине 70-х годов, когда на вооружение уже начали потихоньку поступать Т-72, поэтому разрабатывать танк пришлось уже с учётом новой советской машины и даже с учётом более перспективных моделей боевой техники вероятного противника.

Тот самый Т-64, которого испугались британские военные. Фотография в свободном доступе.
Тот самый Т-64, которого испугались британские военные. Фотография в свободном доступе.

Инженерам пришлось изрядно попотеть – новый танк должен был поражать любой из существующих танков вероятного противника «с запасом», а также должен был выдерживать попадание советского бронебойного и кумулятивного снарядов калибром в 125 мм на дистанциях прямого выстрела. Плюс ко всему, танки должны были оснащаться множеством вспомогательной электроники – приборы ночного видения, тепловизоры, лазерные дальномеры и множество всякой вычислительной техники.

С учётом всех пожеланий военных, предполагалось поставить несколько (от двух до пяти) танков для проведения военных испытаний уже к 1980 году, при этом уже к концу 70-х терпение ответственных чинов из министерства вооружений уже начало иссякать – денег затратили много, а результата нет. Спасение к экономистам пришло «из ниоткуда» - в Иране в 1979 году произошла Исламская революция, перечеркнувшая все договора о военно-инженерном сотрудничестве Великобритании и Ирана. А это уже означало, что планы поставок в Иран танков Sheer-2 (которые являлись продуктом очень глубокой модернизации ОБТ Chieftain) в одночасье рухнули. Сравнив затраты, военное руководство решило – лучше мы Sheer-2 оставим себе, а новый ОБТ пока разрабатывать прекратим, слишком уж дорого. Сыграли свою роль и некоторые иные сложности, что помешали бы постановке на вооружение нового танка, и с апреля 1980 года в документации по военному ведомству нет ни единого упоминания об MBT-80.

Описание конструкции

MBT-80 планировался как первый британский танк, обеспечивавший полную защиту боевого отделения. Но и помимо этого, в его конструкции было много интересного.

Корпус, башня и системы защиты

Изначально военные затребовали полную защиту от советских 125-мм снарядов, то есть примерно 430 мм по верхней лобовой детали и 480 мм по башне. При этом танк должен был уложиться в 52 тонны по массе, что заставило конструкторов серьёзно поломать головы. Однако решение нашлось в виде композитной брони «Чобхэм», созданной на основе лёгких сплавов. Эта броня была достаточно крепкой чтобы противостоять снарядам советских пушек, но башню предложили делать по старинке, из стали. Правда, уложиться в затребованные параметры не удалось – полностью снаряжённый прототип весил 62 тонны.

Чертёж корпуса MBT-80. Фотография позаимствована из ЖЖ.
Чертёж корпуса MBT-80. Фотография позаимствована из ЖЖ.

Корпус, как и положено танкам тех лет, имел рациональные углы наклона брони, что повышало возможности к рикошету, а следовательно, усиляло защиту экипажа. В дополнение экипаж получил полную защиту от ОМП (в те годы это стало по-настоящему модным), а также кое-какую защиту от электромагнитных импульсов (при этом все жизненно-важные системы танка по проекту были дублированы, и при выходе электроники из строя, MBT-80 мог обслуживаться вручную). Также на танк по проекту требовалось устанавливать системы радиоэлектронной борьбы, способные обманывать управляемые реактивные снаряды.

Также на крыше башни устанавливался инфракрасный детектор, который обнаруживал находящиеся в воздухе радиоактивные частицы, следы биологического и химического оружия, предупреждая об этом экипаж, и существенно повышая шансы на его выживание.

Вооружение

Главным вооружением проектируемого танка была 120-мм нарезная, на тот момент ещё экспериментальная пушка EXP-28M1. Она была продуктом глубокой переработки танковой пушки Royal Ordnance L11A5, разработанной еще в конце 50-х для танка Chieftain. Эта пушка стреляла боеприпасами раздельного заряжания, а также она имела ствол, изготовленный по новой технологии электрошлаковой обработки стали. Такой ствол демонстрировал куда большую живучесть при небольших, в общем-то, дополнительных затратах, что и привело к внедрению этого способа разработки для новых танковых орудий в 1976 году.

В качестве вторичного вооружения использовались сразу два стандартных для британских танков пулемёта L37A1, устанавливаемый на крыше башни и управляемый дистанционно, а также спаренный с орудием. Управление всем установленным на танке оружием происходило через систему управления огнём, дублированную у наводчика и командира машины. Вся эта система была полностью цифровой, включала в себя вычислительный компьютер, оборудование для наводки орудия, а также многорежимный компьютеризированный прицел с лазерной системой наведения. Также на танк устанавливались стабилизированный прицел Сперри (для командира, увеличение до 10х), дублированный для командира и наводчика панорамный прицел тепловизорного типа с лазерным наведением PANTILI, а также двухосевой монокулярный прицел для наводчика с лазерным дальномером. Они нужны были при необходимости ручного наведения орудия на цель и использовались либо как приборы наблюдения, либо в качестве резервных устройств.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Изначально военные требовали, чтобы танк мог двигаться с достаточно высокой скоростью, а для этого нужно создать мощный и в то же время экономичный двигатель. Таких претендентов оказалось два – американский газотурбинный двигатель Avco-Lycoming AGT 1500 мощностью в 1500 лошадиных сил, а также британский дизельный двигатель Rolls-Royce V12 с турбонаддувом, мощностью в те же 1500 лошадей. Американский двигатель, впрочем, был достаточно сырым и требовал существенной доработки, а также потреблял больше топлива. И последним фактором стало то, что к нему не смогли адаптировать трансмиссию David Brown TN28. Поэтому конструкторы решили остановиться на Rolls-Royce CV12 Condor, который был экономичнее, проще в эксплуатации, оптимально подходил к указанной трансмиссии, а самое главное – его производили в Великобритании.

На фотографии неплохо видно ходовую часть и черты будущих ОБТ, которые знакомы практически всем. Фотография в свободном доступе.
На фотографии неплохо видно ходовую часть и черты будущих ОБТ, которые знакомы практически всем. Фотография в свободном доступе.

Ходовая часть представлена, применительно к одному борту, шестью опорными катками, установленными на гидропневматической подвеске. Для своего времени это был прорыв в британском танковом производстве – танк получил действительно мягкий ход, что намного повышало точность ведения огня на ходу (хотя это и не особо разрешается даже сейчас, короткую остановку сделать всё-таки нужно). Сами катки – сдвоенные, обрезиненные, большого размера. Гусеничный движитель мелкозвенчатый, изготавливался из прочных стальных сплавов. В верхней части, гусеница поддерживается тремя опорными катками, натяжное колесо (оно же ленивец) находилось в передней части танка, а приводное, традиционно размещалось в задней части боевой машины.

Программа испытаний и закрытие проекта

Всего было построено два прототипа MBT-80, ATR1 и ATR2. Они отличались между собой строением корпуса, а также применяемыми для их сборки технологиями. Например, первый был построен практически как Shir, модификация танка Chieftain, второй же хоть и строился по образу и подобию, всё же имел серьёзные отличия от серийных моделей. Второй, можно сказать, был ближе к тому, что требовали военные – при этом нет никаких данных о программе проведения каких-либо испытаний. Оба они могли передвигаться своим ходом, отрабатывать наведение на цель, но всё это без возможности ведения огня – до стрельбовых испытаний дело так и не дошло.

В таком примерно состоянии находится прототип ATR2. Фотография в свободном доступе.
В таком примерно состоянии находится прототип ATR2. Фотография в свободном доступе.

При этом первый прототип по неясным причинам «отменили» сразу. И пока он ожидал доработки во вторую версию, программу уже закрыли. А вот второй из построенных прототипов дорабатывали, уделяли ему массу внимания, пытаясь сделать из него настоящую боевую машину. При этом в него «вбухали» массу денег – хватило бы на годовой бюджет небольшой африканской страны (есть такое устойчивое выражение). Экономисты уже начали было хвататься за голову – конструкторы превысили все возможные лимиты, а конца доработкам так и не было видно. Но, как я уже писал, решение денежного вопроса пришло оттуда, где не ждали – Исламская революция в Иране перечеркнула все договорённости с бывшим руководством страны, а не поставленные в Иран модификации танков Shir в некотором количестве встали на вооружение армии Великобритании. А программу MBT-80 свернули, сохранив все наработки (они будут реализованы в более успешном танке Challenger 1). Первый прототип вскоре был выкуплен частным коллекционером, второй – передан танковому музею города Бовингтон.

Заключение

Как многие читатели успели понять, программа MBT-80 оказалась важной ступенью в процессе создания «идеального» ОБТ – по меркам британских военных, разумеется. Ведь в каждой стране свои требования к боевой технике и её возможностям, соответственно, будет меняться и подход к реализации этих требований. Но в целом, героя нашей статьи можно, хоть и с определённой натяжкой, причислить к списку тех боевых машин, которые смогли послужить, даже не пройдя заводских испытаний.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!