Найти в Дзене
Историк-любитель

Бронетехника Великобритании. ОБТ Vickers Mk.IV Valiant, 1977

В августе 1977 года компания Vickers представила новый проект танка сугубо коммерческого назначения – обладая весом до сорока тонн, он мог похвастаться хорошим бронированием, неплохим вооружением, а главное – был достаточно дешевым в производстве. Коммерческое назначение танка заключалось в его назначении – его планировали продавать дружественным Великобритании странам (видимо, себе оставлять такую машину не хотели, по некоторым причинам). Что же это был за проект? Впервые разговоры о необходимости создания подобной машины начались ещё в 1976 году – в те годы экономика Великобритании испытывала серьёзные потрясения, и на военные разработки денег особо не выделялось. Да и уже известные читателям проекты, например, MBT-70, существенно подкосили бюджет Королевства. Потому предлагать новые проекты военному руководству Великобритании было рискованно. Однако и сидеть сложа руки в компании Vickers не собирались – зарабатывать как-то надо… Таким образом, в августе 1977 года, пока на бумаге, бы
Оглавление

В августе 1977 года компания Vickers представила новый проект танка сугубо коммерческого назначения – обладая весом до сорока тонн, он мог похвастаться хорошим бронированием, неплохим вооружением, а главное – был достаточно дешевым в производстве. Коммерческое назначение танка заключалось в его назначении – его планировали продавать дружественным Великобритании странам (видимо, себе оставлять такую машину не хотели, по некоторым причинам). Что же это был за проект?

ОБТ Vickers Mk.IV Valiant в финальной конфигурации. Фотография в свободном доступе.
ОБТ Vickers Mk.IV Valiant в финальной конфигурации. Фотография в свободном доступе.

История разработки и создания

Впервые разговоры о необходимости создания подобной машины начались ещё в 1976 году – в те годы экономика Великобритании испытывала серьёзные потрясения, и на военные разработки денег особо не выделялось. Да и уже известные читателям проекты, например, MBT-70, существенно подкосили бюджет Королевства. Потому предлагать новые проекты военному руководству Великобритании было рискованно. Однако и сидеть сложа руки в компании Vickers не собирались – зарабатывать как-то надо…

Таким образом, в августе 1977 года, пока на бумаге, был создан образец перспективного ОБТ Vickers Mk.IV Valiant. Его разработали «по образу и подобию» уже имевшихся к тому моменту проектов различных ОБТ, а к 1978 году его создали в металле и даже прогнали по испытательному полигону. Удовлетворившись результатами испытаний, в компании Vickers решили показать новый танк на выставке – а вдруг и родным военным машина понравится, что приведёт к заказу? По итогу, на выставке вооружений для британской армии танк всё-таки выставили в 1980 году. Военных он не особо впечатлил, но уже спустя два года, когда конструкторы Vickers переоснастили свой проект новой башней, доработали саму боевую машину, а также провели всесторонние испытания, военных удалось заинтересовать. Примерно тогда же и было решение дать проекту название Valiant («Доблестный») – возможно, в честь провального одноимённого проекта компании образца 1943 года, а возможно, в компании решили, что это название «откроет путь» новому танку.

Vickers Mk.IV Valiant на ходовых испытаниях. Фотография в свободном доступе.
Vickers Mk.IV Valiant на ходовых испытаниях. Фотография в свободном доступе.

Так или иначе, военные заинтересовались машиной, и начиная с 1983 года танк начинает путешествовать вначале по полигонам Великобритании, а затем – по Ближнему Востоку. На полигонах в Объединённых Арабских Эмиратах он участвовал в учениях, равно как и ещё один проект боевой машины – FV4030/4 Challenger 1. Однако эти испытания и выявили массу недостатков прототипа танка, особенно в его ходовой части – именно они и не позволили ему продвигаться дальше. В последний раз Valiant попал на испытания тепловизорных систем в 1989 году, после чего следы боевой машины теряются.

Ближе к концу своего развития, Valiant получал всё более угловатые формы. Фотография в свободном доступе.
Ближе к концу своего развития, Valiant получал всё более угловатые формы. Фотография в свободном доступе.

В общем, ни на вооружении армии Великобритании, ни в других странах танк не оказался – неверные расчёты конструкции, а также некоторые недостатки конструкции помешали «Доблестному» стать настоящей боевой машиной. В частности, критиковалась подвижность машины – если по прямой он ещё демонстрировал нормальные результаты, то в движении по пересечённой местности ему откровенно не хватало маневренности. Исправить этот недостаток оказалось невозможно, посему проект ушёл на полку, а единственный работоспособный прототип – в танковый музей города Бовингтон.

Описание конструкции

Танк «Valiant» не обладал инновациями, которыми не могли бы похвастать остальные проекты, разработанные не только в Великобритании, но и за её пределами. Однако удачная компоновка того, что было, стала определяющим фактором, вызвавшим интерес британских военных.

Бронированный корпус и башня

Основой для корпуса нового танка стал цинк-алюминиевый сплав 7039, на который навешивались листы композитной алюминиевой брони Чобхэм. Такая схема была выбрана для противостояния различного рода кумулятивным боеприпасам калибра 122, 127 и 105 мм. При этом корпус, согласно отчётам испытателей, демонстрировал даже большую устойчивость к поражению, даже в сравнении с танком Chieftain. Акцент на бронировании был смещён, по британской традиции, к лобовой части машины – расположенная под углом в 60° к нормали попадания, верхняя лобовая плита выдерживала попадание практически всех противотанковых ракет, использовавшихся в армии Великобритании. По бортам были расположены «баллистические юбки» - съёмные экраны из брони Чобхэм, которые могли успешно противостоять кумулятивным снарядам из гранатомётов «Карл Густав» и РПГ-7.

Помимо «продвинутой» противоснарядной защиты, конструкторы включили в прототипы защиту от ОМП разного вида – бактериологического, химического и даже ядерного производства Westair Dynamics Ltd. Также в танке расположили систему автоматического пожаротушения Graviner Firewire F.D.S.

А вот броня башни была основана на стальных плитах, которые в лобовой части и по бортам прикрывались навесными плитами брони Чобхэм. Также, как и в случае с корпусом, по бортам башни были расположены «баллистические юбки» - съёмные экраны из брони Чобхэм, которые могли успешно противостоять кумулятивным снарядам из гранатомётов «Карл Густав» и РПГ-7.

Точных данных о толщине бронелистов мне найти не удалось, но благодаря использованию композитной алюминиевой брони, конструкторам удалось достичь общей массы в 47 тонн – со всеми доработками, модернизациями и прочими улучшениями.

Вооружение

Изначальный прототип был вооружён 105-мм нарезной пушкой Royal Ordnance L7, которая устанавливалась на танки «Centurion». К концу 70-х годов ХХ века она считалась ограниченно приемлемой для борьбы с танками вероятного противника (сами знаете, о каких танках речь). К пушке полагался боекомплект из 60 снарядов, половина из которых находилась в боеукладке, расположенной слева от механика-водителя. В «оперативной» боеукладке, располагавшейся по стенкам боевого отделения, размещалась остальная половина снарядов.

105-мм нарезная пушка, устанавливаемая на танк Centurion Mk.V. Фотография в свободном доступе.
105-мм нарезная пушка, устанавливаемая на танк Centurion Mk.V. Фотография в свободном доступе.

В 1982 году конструкторы, наконец, осознали и вместе с новой башней, переоборудовали танк новым орудием – Royal Ordnance L11А5, нарезной 120-мм противотанковой пушкой, что в тот момент устанавливалась на ОБТ Chieftain. Её возможности были куда выше в сравнении с 105-мм пушкой L7, но из-за габаритов снарядов, в танк помещался несколько меньший боекомплект (до 52 снарядов). Главным отличием пушки, установленной на танке Valiant, был «терморукав» Fibrelam, предназначенный для охлаждения ствола в жарком климате (вы ведь помните, что танк изначально предлагалось производить на продажу?). При необходимости Valiant можно было перевооружить гладкоствольной 120-мм пушкой Rheinmetall Rh-120, которая устанавливалась на немецких ОБТ Leopard 2 и американских M1A1 Abrams.

120-мм нарезная танковая пушка Royal Ordnance L11A5. Фотография в свободном доступе.
120-мм нарезная танковая пушка Royal Ordnance L11A5. Фотография в свободном доступе.

В качестве вспомогательного вооружения изначально планировалась танковая версия пулемёта FN MAG с дистанционным спуском, однако из-за некоторых ограничений конструкции приборов наблюдения, от этой идеи довольно быстро отказались. На варианте Valiant устанавливался уже цепной пулемёт Hughes EX-34, больше отвечавший требованиям военных по надёжности и безопасности для экипажа.

Танковый пулемёт Hughes EX-34. Фотография в свободном доступе.
Танковый пулемёт Hughes EX-34. Фотография в свободном доступе.

Система управления огнем и стабилизации орудия представляла собой полностью электронную систему, разработанную компанией Marconi. СУО включала в себя высококачественный лазерный дальномер и совершенно новый баллистический вычислитель, существенно повышающий шансы на попадание по цели с первого выстрела (не важно, статичная или движущаяся цель), а также для улучшения результатов стрельбы в движении. В качестве баллистического вычислителя в СУО танка Valiant использовался компьютер Marconi Radar SFCS 600, считавшийся к тому моменту одним из лучших компьютеров узкого спектра действий.

Приборы наблюдения и связи

Командир танка имел сразу шесть неподвижных перископов, расположенных по кругу командирской башенки для полноценного обзора на поле битвы. Оценивать боевую ситуацию, а также помогать наводчику в выборе цели командир мог через оптический прицел французского производства SFIM VS580-10, с двумя фиксированными степенями приближения (х3 и х10). Прицел командира оснащался лазерным дальномером от Neodimium-YAG, а также командиру полагался гиростабилизированный панорамный тепловизионный прицел Philips-USFA UA 9090 для ориентирования в ситуации в тёмное время суток.

Наводчик имел в своём распоряжении регулируемый монокулярный прицел Vickers Instruments L30, сопряжённый с лазерным дальномером Barr and Striud LF-11 Neodimium-YAG, а также системой ввода данных в компьютер для вычисления необходимых параметров положения орудия при выстреле. Прицел имел степень приближения до х10 и оснащался довольно качественной оптикой. Также в распоряжении наводчика был перископический прибор наблюдения Vickers Instruments GS10 для обзора ситуации на поле битвы.

Заряжающему достался лишь один вращающийся перископический прибор наблюдения монокулярного типа No.10 Mk.I, предназначенный только для обзора местности. Такая же участь постигла механика-водителя – чтобы не двигать машину вслепую, ему установили широкоугольный перископический прибор наблюдения No.44 Mark II, которого оказалось недостаточно. В 1982 году, в ходе одной из модификаций, механику-водителю заметно усилили обзор, добавив ещё два перископа для обозревания местности по бортам танка.

По поводу радиостанции точных данных у меня нет, но я предполагаю установку радиостанции типа Larkspur или сменивших эти приборы связи Clansman (которые в те годы только-только развивались).

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Изначально танки Valiant планировалось оснащать американскими дизельными двигателями GM Detroit 12V-71T, однако взыгравшее чувство патриотизма и желание использовать более надёжный двигатель, привело конструкторов к британскому дизелю Rolls-Royce CV12 TCA Condor, развивавшему 1000 лошадиных сил. Это могло положительно сказаться на динамике боевой машины, её надёжности и ремонтопригодности. Вернее – могло бы, если бы не трансмиссия и отсутствие турбонаддува.

Танковый двигатель Rolls-Royce CV12 TCA Condor. Фотография в свободном доступе.
Танковый двигатель Rolls-Royce CV12 TCA Condor. Фотография в свободном доступе.

В качестве трансмиссии конструкторы решили использовать не новомодные гидромеханические агрегаты, а проверенный неоднократно «автомат» David Brown TN-12-1000, оснащённый электронной системой управления. Эта трансмиссия выдерживала больший в сравнении с предыдущей (TN-12 Mk.III) версией крутящий момент – 3660 Нм, и в теории позволял бы «раскрыться» двигателю полностью. Однако на практике это не дало заметного прироста в динамике – танк имел максимальную скорость по шоссе в 61 км/ч, а по пересечённой местности не мог выдавать более 40…

Подвеска Mk. 4 — это почти единственная особенность, перенесенная с небольшими изменениями из предыдущих проектов Vickers Mark 1 и Mark 3 MBT (расскажу о них чуть позже, когда соберу больше информации). Ход стержня составляет 303 мм от отбоя до отбоя – то есть, он может просесть на 202 мм при прыжке машины или же преодолении препятствий, либо выдвинуться на 101 мм для улучшения опоры на пересечённой местности. Технически подвеска представляет собой привычные торсионы, но применительно к борту, на 1,2 и 6 опорных катках она оснащалась дополнительными торсионами, чтобы эффективно гасить собой все неровности на местности. Также именно эти опорные катки имели гидравлические амортизаторы, дающие ещё больше комфорта при езде.

Однако модифицированная версия, получившая название Valiant (оснащалась потяжелевшей башней) получила гидравлическую амортизацию, а также дополнительные торсионы всех опорных катков (их было по шесть на борт). Всё это позволяло танку преодолевать вертикальные препятствия до 92 см высотой, карабкаться вверх по склону до 30°, «перепрыгивать» траншеи шириной до трёх метров, а также преодолевать броды глубиной до 110 см.

Почему не был принят на вооружение?

Как я уже говорил, основной причиной, почему новый Valiant не был принят на вооружение, стала низкая манёвренность боевой машины. Однако этому сопутствовал ещё целый ряд факторов, которые не могли считаться незаметными в 80-х – «сырость» бортовой системы управления огнём, недостаточная надёжность трансмиссионного агрегата, откровенная опасность для экипажа в виде практически беззащитной боеукладки в носовой части танка (напомню, 120-мм пушка 2А46 уже в те годы могла бить до 200-220 мм брони, расположенной под углом 60° к нормали попадания) и прочие мелкие факторы.

Vickers сумели выкрутиться из положения - они продали корпус в Бразилию, где на его основе будет разработан танк ЕЕ-Т1. Фотография в свободном доступе.
Vickers сумели выкрутиться из положения - они продали корпус в Бразилию, где на его основе будет разработан танк ЕЕ-Т1. Фотография в свободном доступе.

Но самым главным фактором, почему Valiant вновь оказался никому не нужен, стало переориентирование политики вооружений целевых стран – ОАЭ отказалось от этой авантюрной машины ещё во время испытаний на Ближнем Востоке в начале-середине 1984 года (переключились на французские и итальянские машины), Индия переориентировалась на советские танки…

Заключение

Очередной провал Vickers не был фатальным для компании – всё-таки было построено всего две машины, что укладывается в рамки допустимых потерь для любой подобной организации. Однако репутационные риски были куда больше – Vickers из некогда гегемонов британской танковой промышленности потихоньку начал катиться на дно. Будет ещё несколько попыток выровнять ситуацию, но тщетных…

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!