Вообще, белый мрамор не сильно присущ для наших территорий в древности и в Средневековье. Крупнейшие сооружения наши предки предпочитали строить из белого известняка. В свою очередь мрамор наиболее присущ античной римской и греческой культуре – вот уж где этот благородный камень ценился превыше прочих материалов!
Мрамор – дорогущий материал и по древним меркам. А потому использовался чаще всего только для облицовки поверхностей, скрывая вполне себе обычную суть многих зданий и сооружений. Но то, что после облицовки то либо иное строение становилось намного красивее и благороднее – непреложный факт. А потому обнаружить на своей территории мраморный карьер – это большая удача для любой страны и, одновременно, прекрасный повод обогатиться местным предприимчивым людям, если таковые имеются.
Как уже сказано выше, в России мрамор издревле ценился не так, как в ведущих античных государствах. Однако современная Российская Федерация – действительно необъятная и очень большая страна, а в Крыму было столько греческих колоний и даже полноценных государств, что свои многовековые разработанные карьеры есть и у нас. Вот только что примечательно - Коелгинский карьер находится вовсе не в Крыму, а в предгорьях Урала.
И выглядит он настолько необычно, что со всей точностью заслуживает отдельной статьи на моём канале.
«Белый Урал»
Коелгинский карьер расположен на территории Челябинской области, в предгорьях могучего и древнего Урала.
Дата начала промышленной добычи белейшего и качественного мрамора – 1924 год. Именно тогда первые советские предприятия пришли сюда, пытаясь предоставить государству ещё один природный ресурс для пополнения практически нулевого бюджета.
Сегодня этот мраморный карьер находится в частных руках. Им заведует компания «Коелгамрамор» - крупнейшая в Российской Федерации и одна из самых больших во всём мире.
Коелгинский карьер – одно из самых богатых месторождений. Согласно открытым источникам информации именно здесь добывается больше 45% мрамора со всего Урала. И увеличение темпов производства очень быстро доведёт эту внушительную цифру до 50% и более.
Куда уходит мрамор из Коелгинского карьера
В современной России мрамор становится всё более востребованным для отделки важных зданий и государственных сооружений. Да – отечественный мрамор не входит в число «элитных» из-за ряда вкраплений и особенностей формирования. Однако в соотношении цена/качество ему нет равных на всей планете. А потому и заказчиков пруд-пруди – благородный камень расходится во все уголки света принося «Коелгамрамор» весьма солидные средства.
Есть заказчики и на территории России. Да – поменьше, чем за рубежом. Но свой покупатель находится и на внутреннем рынке.
Впрочем, грустить о том, что большая часть мрамора уходит на экспорт тоже не стоит, ибо по самым скромным оценкам нынешние и ещё неосвоенные запасы карьера равняются 19 миллионам кубометров, которые залегают на глубину до 130 метров.
Как происходит добыча мрамора
Ещё на старых советских фотографиях можно обнаружить довольно интересные машины, которые «по ступенькам» нарезают бесконечные каменные склоны. Именно эти специальные устройства – основа местной добычи. Всё остальное – краны, грузовые автомобили и многое другое, носит только вспомогательный характер и используется в обычном режиме. Но специфические машинки медленно и неотвратимо едут по специальным рельсам по склону, отпиливая кусок за кусом. И так – год за годом.
Да, меняется внешний вид этих «ступенчатых машин», повышается комфорт и защищённость операторов. Но суть остаётся той же. И благо, что добыча началась в XX веке, ибо в прошлом все те же операции проводились вручную, при использовании специальных специфических пил.
Ежегодно здесь добывается от 45 до 50 тысячи кубометров белокаменных блоков. И чуть ниже я расскажу, где можно увидеть уральский мрамор в современном мире.
Мрамор из Коелгинского карьера в российских зданиях
Сегодня, мрамор из Коелгинского карьера можно встретить во многих российских зданиях. Перечень, естественно, неполный, но «зацеплю» самые основные.
Так, мрамор присутствует в здании Академии наук Министерства обороны РФ, что изумительно подчёркивает его монументальность и красоту.Так же известно, что материал из Коелгинского карьера использовался в облицовке мемориального комплекса на Поклонной горе и для отделки Театра драмы в Уфе.
Театр драмы в Челябинске тоже оформлен благодаря благородному белому камню, добываемому неподалёку. И даже две мечети - Ляля-Тюльпан в Уфе и Кул-Шариф в Казани привлекают внимание паломников и туристов благодаря своим ровным и абсолютно белым стенам.
Метрополитен Екатеринбурга, Петербурга и Москвы – постоянные потребители коелгинского мрамора. И всё это благодаря компании «КоелгаМрамор», которая имеет своё предприятие в городе Коелга и там дорабатывает заготовки до идеала.
Туристический объект
Коелгинский мраморный карьер является точкой притяжения для многих туристов.
Об этом говорит смотровая площадка, расположенная в самой выгодной точке. Место действительно примечательное – только здесь можно видеть зимнюю белоснежность в любое время года. Да и некоторые виды техники настолько поражают своими размерами и монструозностью, что приковывают к себе взоры ничуть не меньше, чем окружающие красоты.
Почему-то после посещения этого места создаётся стойкое впечатление – знали бы о Коелгинском карьере во времена Античности – и сюда бы всенепременно провели всю необходимую инфраструктуру, прокопав каналы и организовав какой-нибудь порт неподалёку…
… Естественно – всё это фантазия. И технологические ограничения того времени в купе с архисложной логистикой не позволили бы прикоснуться к местным залежам мрамора из-за полной бесперспективности сохранить его ценность на столь протяжённом пути.
А потому добыча мрамора на Урале началась тогда, когда это стало возможным – в первой четверти XX века. И только будет наращивать обороты, ибо потребность в этом материале постоянно держится на самом высоком уровне.