Красноярский край – воистину необъятный субъект Российской Федерации. Он настолько огромен, что на его территории с успехом можно разместить несколько европейских стран (например – 4 Франции). Но край – неоднороден. И если ближе к своей столице он поражает своей развитостью и современностью, то ближе к Таймыру (кстати – 400 тысяч квадратных километров, между прочим) только редкие города и сёла, построенные в советскую эпоху, до недавнего времени напоминали редкому путнику о том, что он находится не в полном одиночестве вне цивилизации.
Ещё Карл Маркс говорил, что развивать бизнес в северных регионах невыгодно. Здесь всё стоит намного дороже – логистика, материалы, оплата труда. И на этом фоне (весьма ошибочно) кажется неверным решение Правительства Российской Федерации построить самый северный порт в столь отдалённых и суровых местах.
Но то бизнес, а у нас – государственное планирование. И сегодня мы посмотрим на то, как и для чего строится «Бухта Северная» - будущая часть великого Северного морского пути.
Цена проекта
О строительстве было заявлено, если не ошибусь, в 2022 году, хотя проект появился намного раньше. И в 2023 году на первый этап строительства было выделено 2,09 миллиардов рублей (в этом году – 1,63 миллиарда рублей).
Строительством занимается «Роснефть» - именно она несёт ответственность за возведение инфраструктуры самого северного порта, который раскинется своими причалами, кранами и зданиями возле Енисейского залива.
Если вы считаете, что вложенные 3,7 миллиарда рублей – это крупная сумма для столь большого инженерно-технического сооружения, то горько ошибаетесь. Этого хватило только на самое-самое начало работ. На данный момент общая сумма реализации проекта оценивается в 117,11 миллиардов рублей – именно столько нужно для того, чтобы довести проект до завершающей точки.
Цель проекта
Но «овчинка стоит выделки». Просто потому, что «Бухта Север» станет ко всему прочему ещё и самым крупным нефтеналивным терминалом Российской Федерации. Главное предназначение – обслуживание Пайяхских месторождений на самой окраине Красноярского края. И окупаемость просматривается уже сейчас – количество нефти, сосредоточенное в этом северном регионе, во много раз превышает вложенные деньги.
Так что даже в том случае, если бы новый порт стоил условный триллион, он бы всё равно окупился в долгосрочной перспективе, ибо при природных богатствах Российской Федерации ломается даже логика Маркса – даже «тройной ценник» строительства будет всё равно с лихвой «отбит» в текущих экономических реалиях.
Предполагаемые объёмы нефти
«Роснефть» в июле этого года заявила о том, что начала эксплуатационное бурение на Пайяхском месторождении. А это значит, что нефть уже добывается на Таймырском полуострове и скапливается в нефтехранилищах.
Ко всему прочему «Бухта Северная» - будущая часть Северного морского пути и опорная точка на этом стратегическо-важном маршруте Российской Федерации. Поэтому он связан не только с трафиком нефти, но и со всем товарооборотом северных портов.
Поток грузов через Северный морской путь колоссален – примерно 40 миллионов тонн по состоянию на 2024 год. Но здесь важно сделать важное отступление, так как к указанному моменту планировалось пропускать через эту важнейшую морскую транспортную артерию ровно в два раза больше – 80 миллионов тонн.
Впрочем, огрехи в расчётах случаются. И на данный момент ожидается, что заявленный показатель товарооборота будет достигнут в сезон навигации 2025-2026 года.
Реализация Бухты Северной на данный момент
На данный момент строители хорошо продвинулись вперёд – углубили и укрепили берега, начали вбивать 400 свай, необходимых для первого причала (совокупный вес – больше 100 тысяч тонн). И чтобы доставить эти массивные сваи на место строительства не только были проложены сотни километров грунтовых дорог, но и задействован колоссальный парк техники.
Нужно отметить, что при столь северном строительстве, с вечной мерзлотой и прочими негативными факторами, используется очень большое количество нововведений. В частности те же самые сваи устанавливаются на свои места при помощи специализированных и специфических кранов, которые работают с моря и с суши одновременно.
Перспективы реализации
Я поднял эту тему ровно потому, что также интересуюсь инженерией. И для меня очень-очень важно, чтобы «Бухта Северная» начала функционировать в полном объёме.
Для меня это строительство как лакмусовая бумажка – сдюжат или не сдюжат «государственные люди» с поставленными задачами. С учётом того, в СССР ,например, повсеместно возводились ГЭС и достраивался такой инфраструктурный гигант, как БАМ, мне невольно кажется, что сила государства проявляется в глобальных и сложных стройках. И если всё пройдёт гладко и объект будет-таки сдан в эксплуатацию, для меня это будет первой ласточкой того, что мы наконец-то окончательно вышли из глубокого кризиса «девяностых» и уверенно движемся к светлому будущему.
Не к социализму, к сожалению или счастью, но к какой-то своей, уникальной и самобытной модели устройства общества.