Найти в Дзене
Мысли писателя

Странные свидетельства строителей БАМа. Что вымысел, а что правда

Оглавление

Если вы заметили, то любому грандиозному строительству человечества сопутствуют какие-то паранормальные явления и загадочные происшествия. Так было во времена строительства Великих Пирамид и Стоунхенджа. Так продолжалось во времена возведения Великой Китайской стены и московского Кремля. Так происходит и сейчас, когда в ранее дикие и неосвоенные места приходит человеческая техника и начинает переворачивать какие-то древние могильники и заповедные места.

Величайшая советская стройка в истории – это прокладка Байкало-Амурской магистрали – важнейшей транспортной артерии всей страны. Никогда доселе современное строительство не привлекало такого количества людей, техники и ресурсов.

-2

Естественно, что протяжённая железнодорожная линия начатая руками осуждённых ГУЛАГа в 1938 году (официально – в 1946 году) и законченная руками комсомольцев (некоторые работы ведутся по настоящий день) просто не могла завершиться без своих необъяснимых происшествий и явлений, никак не объяснимых рациональным человеческим мышлением.

Второй этап стройки – 8 июля 1974 года

Как уже сказано выше, первые пути БАМа прокладывались ещё во времена ГУЛАГа, когда в Тайшет приехали первые теплушки с осуждёнными. Да, Великая Отечественная Война первой остановила эту грандиозную стройку. Но в 1946 году ситуация повторилась, а местный «спецконтингент» пополнился целой армией японских военнопленных, которые приложили свою руку к прокладке железнодорожных путей и возведению окружающей инфраструктуры.

-3

Иосифа Виссарионовича Сталина не стало в 1953 году. И вплоть до 1956 году начатая линия упрямо прокладывалась в сторону Усть-Илимска, пока стройка не замера в виду элементарного отсутствия рабочей силы – осуждённых массово реабилитировали и освобождали из лагерей. И только постановление Правительства СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» от 8 июля 1974 года вдохнуло новую жизнь в замершую стройку. В том числе путём привлечения к работе комсомола – огромной армии юношей и девушек, которые снова отправились «в неизведанные дали за рассветами и запахом тайги».

-4

От истории к легендам

Историю строительства БАМа невозможно уложить в пару абзацев. Она чересчур сложна, многогранна и содержит немало интереснейших подробностей и личных свидетельств, которые нужно всенепременно приводить в тексте для того, чтобы материал получился целостным и завершённым. А потому я вынужден остановить начатое повествование и перейти непосредственно к сути материала.

Итак, первая и самая главная легенда, передаваемая из уст в уста – это история о паровозе-призраке, который был угнан в 1940 году осуждёнными БАМлага.

-5

Не стоит воспринимать БАМ как одну относительно-ровную линию, перекинувшуюся через тайгу, болота и горы. К этому инфраструктурному гиганту с самого начала строительства подводились многокилометровые железнодорожные линии – «узкоколейки», по которым туда-сюда сновали маленькие паровозики, нагруженные лесом.

-6

Угон паровоза произошёл между посёлками Янчукан и Кичера. Осуждённые, решив сбежать, просто старались «выиграть себе фору» в пару десятков километров, отчего в сторону Якутии по одной из узкоколеек побежал небольшой состав, увозя «ЗК» к свободе. Не получилось – Правительство подняло самолёты, которые постоянно находились на боевом дежурстве подле столь стратегически-важного строительства, после чего паровоз был уничтожен несколькими точными попаданиями ещё до завершения маршрута.

Комсомольская молодёжь любила рассказывать эту легенду у летних и зимних костров. Якобы с тех самых пор призрачный паровоз всё едет и едет к свободе по несуществующим рельсам и заросшей просеке и всегда заканчивает свой путь в точке невозврата. Ровно для того, чтобы при неких обстоятельствах и в нужное время повторить свой так и не завершённый маршрут…

-7

… Интересно, что у легенды есть материальное подтверждение, ибо в 1973 году Дмитрий Заречнев вместе со своей бригадой действительно обнаружил узкоколейку, которая вела в сторону Якутии и обрывалась серией разломов и ям. По этой ли лесной дорожке курсирует призрачный паровоз? Неизвестно. Но тогда обнаружение узкоколейки, ведущей «в никуда» посчитали главным доказательством этой легенды.

Белый Шаман

Белый Шаман, согласно местным легендам – это добрый призрак сибирских широт, который защищал комсомольцев от несчастных случаев. В частности появление белой призрачной фигуры фиксировалось во время строительства самого высокогорного Кодарского тоннеля на БАМе – прямо перед очередным оползнем призрак призывал строителей покинуть опасный участок.

-8

С момента начала фиксации этих необъяснимых случаев «проявления» потусторонней силы, практически все строители БАМа были извещены о том, что при контакте с белым призраком нужно предельно обострить внимание, ибо он предупреждает о какой-то неприятности и опасности.

-9

Сколько строителей спас Белый Шаман (да и спас ли?) – неведомо. Но этот призрак стал одной из самых красивых легенд грандиозной стройки.

Прочие мистические явления

Байкало-Амурская магистраль перекинулась через 4 тысячи километров самых жёстких и труднопроходимых участков. Чего только не встречали строители на своём пути!

Сообщений о летающих шарах и о прочих НЛО – хоть отбавляй. Вскрытые могильники – вот они, прямо под ногами. Мёртвые осуждённые БАМлага, по ночам подходящие к путям в виде призрачных фигур с кладбищ, которые повсеместно «жались к путям» - таких историй хоть отбавляй.

Но мне, прежде всего, запомнилась ещё одна «житейская» легенда, которая так же необъяснима, как и всё представленное выше.

Дело в том, что иногда железнодорожные пути «прикасались» к «диким» посёлкам и «глухим» деревням, которые до прихода сюда строителей не имели даже электрического света. И комсомольская бригада как раз прокладывала пути по окраине одного такого неназванного населённого пункта.

К бригадиру подошёл старичок – неказистый, худенький, бородатый. И попросил одну «рельсу» себе в хозяйство. Бригадир, посмеиваясь над местным жителем, при всей бригаде объявил, что если он сам унесёт свою «рельсу», то так тому и быть – он поделится частью коммунистического имущества.

-10

Естественно, бригадир и не думал делиться. Дело в том, что 1 метр рельса Р-75 весит почти 75 килограмм. Длина рельса – минимум 12,5 метра. Выходит, что даже самое короткое изделие весит никак не меньше 937 килограмм. И поднять рельс физически не может ни один человек – даже самый-самый подготовленный стронгмэн.

-11

Старичок кивнул, подошёл к краю рельса, крякнул и оторвал металлического колосса от земли с одной из сторон. Следом ловко подставил одно плечо и начал постепенно, «вприсядку», подбираться под центр изделия. За всем за этим в глубоком изумлении наблюдала бригада, которая просто не могла объяснить себе то, что прямо сейчас разворачивалось у них перед глазами.

Между тем старичок нашёл баланс, с видимым усилием оторвал рельс от земли и с другого края и слегка пошатываясь пошагал к утлым домикам вдалеке. Только тогда бригадир пришёл в себя и догнал местного жителя, объяснив ему то, что отдать рельс он просто не может, а изначальный уговор – только шутка.

-12

Несмотря ни на что старику всей бригадой подыскали какую-то альтернативу. И он, довольный, так же покряхтывая и пошатываясь, унёс какую-то железную балку к себе в хозяйство…

Может быть и среди Вас будет строитель БАМа ? Какие еще легенды Вы слышали ?