Найти в Дзене
Sputnik Латвия

Удар по бюджету Латвии и туризму: airBaltic отменяет 4670 рейсов

Оглавление

Латвийские политики схватились за голову: национальная авиакомпания airBaltic сообщила об отмене почти 4700 полетов в летнем сезоне

Проблемные Аэробусы airBaltic © Sputnik
Проблемные Аэробусы airBaltic © Sputnik

По информации авиаперевозчика, причина отмены рейсов заключается в том, что производитель самолетных двигателей Pratt & Whitney не соблюдает сроки их техобслуживания. Компания предупредила airBaltic, что задержки продолжатся и в наступившем году, и поэтому часть бортов Airbus A220-300 попросту не сможет выполнять полеты.

В результате авиакомпания вынуждена прекратить полеты по 19 маршрутам и уменьшить число рейсов на 21 маршруте. Это затронет 67 160 пассажиров. airBaltic сообщила, что предложила этим людям либо изменить бронирование, либо получить полный возврат уплаченных средств.

Редкий случай: в небе Airbus A220-300 латвийской airBaltic © airBaltic
Редкий случай: в небе Airbus A220-300 латвийской airBaltic © airBaltic

Министр требует отчета

На заявление авиакомпании практически немедленно отреагировал глава Министерства сообщения Латвии Каспарс Бришкенс.

"Мы поручили наблюдательному совету airBaltic немедленно объяснить обоснованность решения об отмене большого количества рейсов и его влияние на транспортное сообщение в Латвии", - написал министр в соцсетях.

Он выразил недовольство тем, что руководство компании избегает публичного объяснения своих решений.

Министр Бришкенс недоволен © CC BY-SA 2.0 / Saeima / Reinis Inkēns
Министр Бришкенс недоволен © CC BY-SA 2.0 / Saeima / Reinis Inkēns

Бришкенс напомнил, что руководство airBaltic, в том числе председатель правления Мартин Гаусс и председатель совета Клавс Васкс, обязано сделать так, чтобы деятельность airBaltic отвечала интересам латвийского государства и пассажиров.

Защита Линкайтса

Экс-министр сообщения Талис Линкайтс, напротив, вступился за airBaltic. По его мнению, отказ перевозчика выполнять уже назначенные рейсы вызван тем, что руководство предприятия заботится о рентабельности его работы - для достойного выхода на биржу. (О том, что Латвия планирует IPO нацперевозчика, мы писали здесь и здесь.)

"Прискорбно, что Pratt & Whitney не смог выполнить все обещания, которые он дал в прошлом году... Но интересно то, что airBaltic на этот раз выбрала другую стратегию. Если раньше airBaltic нанимала другие авиакомпании, которые летали на ее маршрутах, то сейчас решила просто отменить эти рейсы. Значит, вопрос в рентабельности этих рейсов", - рассуждает Линкайтс.

Он отметил, что видит в этом стремление airBaltic улучшить рентабельность полетов и достойно подготовиться к привлечению стратегического инвестора.

Экс-министр Линкайтс оправдывает airBaltic © Sputnik
Экс-министр Линкайтс оправдывает airBaltic © Sputnik
"Из того, что написал глава совета компании Клавс Васкс, видно, что основная проблема - политическая. Не принимаются те решения, которых ждет стратегический инвестор. И очевидно, что сокращение нерентабельности - одна из предпосылок к тому, чтобы инвестор все-таки смог заключить эту сделку вовремя", - считает бывший министр.

Гаусса - в отставку

Проблемы с обслуживанием двигателей, выбранная стратегия отказа от временной аренды самолетов других авиакомпаний, затянувшееся IPO - все это не идет на пользу репутации airBaltic и ее руководства.

Решения Мартина Гаусса на посту предправления airBaltic неоднозначны © Sputnik
Решения Мартина Гаусса на посту предправления airBaltic неоднозначны © Sputnik

Министр экономики Латвии Викторс Валайнис уверен, что авиакомпании нужно новое руководство.

"Руководитель компании должен взять на себя ответственность за эту ситуацию... Компания сама по себе очень хорошая, но доверие общества к руководству было утрачено уже давно. Единственный способ восстановить доверие - назначить новое руководство", - подчеркнул Валайнис.
Министр Валайнис критикует верхушку airBaltic © CC BY-SA 2.0 / Saeima / Ieva Ābele
Министр Валайнис критикует верхушку airBaltic © CC BY-SA 2.0 / Saeima / Ieva Ābele

Министр напомнил, что в прошлом году ожидалось - airBaltic выйдет на биржу, но этого не произошло.

"Публичное размещение акций постоянно откладывается. Ситуация с отменой рейсов не произошла сама по себе, это принятые правлением решения и бизнес-план правления. У меня возникают вопросы, выполняется ли вообще этот бизнес-план", - высказался Валайнис.

Карточный домик рухнул

Отказ airBaltic от нескольких тысяч полетов в предстоящий высокий сезон вызвал не самую позитивную реакцию в экспертной среде. Так, партнер международной консалтинговой компании SIA Grant Thornton Baltic Райтис Логинс заявил, что публично поддерживаемый "карточный домик" латвийской авиакомпании теперь разрушен.

По его оценке, проблемы с техобслуживанием двигателей приведут к снижению доверия местных клиентов, которые являются основными и самыми лояльными пассажирами. Они начнут отдавать предпочтение другим авиакомпаниям, что приведет к падению продаж билетов.

Привычная картина - Airbus A220-300 airBaltic в аэропорту Рига © Sputnik
Привычная картина - Airbus A220-300 airBaltic в аэропорту Рига © Sputnik
"В обозримом будущем это, вероятнее всего, отразится и на финансовых результатах компании, которые уже не будут столь обнадеживающими для поддержания прежнего "успешного" имиджа для выхода на IPO", - прогнозирует аналитик.

Логинс подчеркнул, что властям Латвии как главному нынешнему акционеру настало время вмешаться в ситуацию: "Необходимы незамедлительные действия для того, чтобы совет и правление компании действовали в интересах государства".

Читайте еще по теме:

Хлебает как может. Самолет airBaltic приземлился у цистерны "Лукойла" >>

Вложенные миллионы уже не вернуть: что не так с планом спасения airBaltic >>

Куда летит airBaltic? 6 бортов на приколе, инвестора так и нет >>