Правительство в спешке и условиях строжайшей секретности решило, что Латвия может расстаться с контрольным пакетом акций национальной авиакомпании. За 26 лет в airBaltic из госбюджета было вложено 500 млн евро, но теперь министры сочли, что авиакомпанию можно отправить в свободное плавание: в распоряжении государства останется только 25% акций.
Латвия сбрасывает балласт: кому достанется airBaltic?
Решение в отношении национальной авиакомпании airBaltic было принято на экстренном закрытом заседании кабмина в конце прошлой недели. Работа по привлечению неизвестного общественности стратегического инвестора и по подготовке к первичному размещению акций (IPO) продолжается.
"Условия, которые согласовал кабинет министров, заключаются в том, что государство должно сохранить как минимум 25% плюс одну акцию после IPO, то есть это "блокирующее меньшинство", - сообщил министр транспорта Каспарс Бришкенс.
На вопрос журналистов, означает ли это, что страна готова отказаться от контрольного пакета акций airBaltic, Бришкенс ответил утвердительно.
"Если мы сможем таким образом обеспечить и приход стратегического инвестора, и привлечение достаточно крупного капитала для IPO, то да, сегодняшнее решение это предусматривает", - сказал министр.
Что подозревают эксперты
Экономический эксперт, бывший вице-президент Латвийской железной дороги Айварс Стракшас заявил, что его удивили большие убытки airBaltic в первом полугодии - 88,8 млн евро.
"Похоже, кто-то постарался сделать их как можно больше. Однако результаты полугодия не проверяются никем из аудиторов, и есть более простые варианты интерпретации. Но если рядом с национальной авиакомпанией ходит инвестор, случиться может что угодно", - рассуждает Стракшас.
По его словам, главе airBaltic Мартину Гауссу вряд ли можно доверять.
"Когда кто-то хочет захватить управление, купить компанию, то обычная практика договариваться о хорошем "бонусе" с существующим управлением, которое работает на снижение стоимости компании - вопреки интересам акционеров (государства). Хотя Гаусс, я думаю, делает это постоянно", - сказал эксперт.
Он назвал складывающуюся вокруг авиакомпании ситуацию "подозрительной".
При этом в экспертной среде есть мнение, что с помощью средств инвестора и вырученных на IPO латвийские власти хотят подпереть чахлый госбюджет и, в частности, заткнуть дыры в финансировании проекта панбалтийской ж/д магистрали Rail Baltica. Такая версия педалируется в основном в кулуарах, а "на камеру" никто из экспертов огласить ее не захотел.
В свою очередь, экс-министр транспорта Анрийс Матисс указал, что информация о привлечении инвестора - это хорошая новость, потому что государство получит обратно часть вложенных в перевозчика денег.
"Но плохая новость в том, что государство сохранит за собой лишь 25% акций. Это означает, что airBaltic потеряет статус национального перевозчика и контракты, заключенные за пределами Евросоюза как с национальным перевозчиком, перестанут быть действительными - возникнут сложности и ограничения", - прогнозирует Матисс.
Эксперт объяснил, что государство больше не сможет контролировать работу авиакомпании, поскольку с 25% станет миноритарным акционером.
"airBaltic сможет перенести свою базу в любую другую страну или увеличить свой уставный капитал, разбавив государственные акции. И тогда возможность вернуть вложенные в нее огромные инвестиции может быть потеряна", - предостерег Матисс.
При этом специалист сомневается, что латвийское государство сохранит даже 25% компании.
"Это не имеет смысла, ведь государство теряет контроль над компанией как стратегически, так и оперативно. Статус нацперевозчика предоставляется компании, если государство контролирует более 50% ее акций. Тогда уже могли бы продать авиакомпанию целиком", - добавил эксперт.
Еще по теме:
Главная латвийская гордость на мели: грозит ли airBaltic полный крах >>
Национальная сиротинушка: почему облигации airBaltic не дошли до народа >>