Найти тему
Sputnik Латвия

Латвия лишится национального перевозчика: зачем сливают airBaltic?

Головной убор стюардессы AirBaltic © CC BY 2.0 / Kārlis Dambrāns
Головной убор стюардессы AirBaltic © CC BY 2.0 / Kārlis Dambrāns

Правительство в спешке и условиях строжайшей секретности решило, что Латвия может расстаться с контрольным пакетом акций национальной авиакомпании. За 26 лет в airBaltic из госбюджета было вложено 500 млн евро, но теперь министры сочли, что авиакомпанию можно отправить в свободное плавание: в распоряжении государства останется только 25% акций.

Латвия сбрасывает балласт: кому достанется airBaltic?

Решение в отношении национальной авиакомпании airBaltic было принято на экстренном закрытом заседании кабмина в конце прошлой недели. Работа по привлечению неизвестного общественности стратегического инвестора и по подготовке к первичному размещению акций (IPO) продолжается.

"Условия, которые согласовал кабинет министров, заключаются в том, что государство должно сохранить как минимум 25% плюс одну акцию после IPO, то есть это "блокирующее меньшинство", - сообщил министр транспорта Каспарс Бришкенс.

На вопрос журналистов, означает ли это, что страна готова отказаться от контрольного пакета акций airBaltic, Бришкенс ответил утвердительно.

"Если мы сможем таким образом обеспечить и приход стратегического инвестора, и привлечение достаточно крупного капитала для IPO, то да, сегодняшнее решение это предусматривает", - сказал министр.

Самолет аirBaltic у северного терминала аэропорта Риги © Sputnik
Самолет аirBaltic у северного терминала аэропорта Риги © Sputnik

Что подозревают эксперты

Экономический эксперт, бывший вице-президент Латвийской железной дороги Айварс Стракшас заявил, что его удивили большие убытки airBaltic в первом полугодии - 88,8 млн евро.

"Похоже, кто-то постарался сделать их как можно больше. Однако результаты полугодия не проверяются никем из аудиторов, и есть более простые варианты интерпретации. Но если рядом с национальной авиакомпанией ходит инвестор, случиться может что угодно", - рассуждает Стракшас.
Стракшаса насторожили убытки airBaltic © grani.lv
Стракшаса насторожили убытки airBaltic © grani.lv

По его словам, главе airBaltic Мартину Гауссу вряд ли можно доверять.

"Когда кто-то хочет захватить управление, купить компанию, то обычная практика договариваться о хорошем "бонусе" с существующим управлением, которое работает на снижение стоимости компании - вопреки интересам акционеров (государства). Хотя Гаусс, я думаю, делает это постоянно", - сказал эксперт.

Он назвал складывающуюся вокруг авиакомпании ситуацию "подозрительной".

При этом в экспертной среде есть мнение, что с помощью средств инвестора и вырученных на IPO латвийские власти хотят подпереть чахлый госбюджет и, в частности, заткнуть дыры в финансировании проекта панбалтийской ж/д магистрали Rail Baltica. Такая версия педалируется в основном в кулуарах, а "на камеру" никто из экспертов огласить ее не захотел.

В свою очередь, экс-министр транспорта Анрийс Матисс указал, что информация о привлечении инвестора - это хорошая новость, потому что государство получит обратно часть вложенных в перевозчика денег.

Матисс предрекает airBaltic трудности в новом статусе © CC BY-SA 2.0 / Saeima / Juris Vīgulis
Матисс предрекает airBaltic трудности в новом статусе © CC BY-SA 2.0 / Saeima / Juris Vīgulis

"Но плохая новость в том, что государство сохранит за собой лишь 25% акций. Это означает, что airBaltic потеряет статус национального перевозчика и контракты, заключенные за пределами Евросоюза как с национальным перевозчиком, перестанут быть действительными - возникнут сложности и ограничения", - прогнозирует Матисс.

Эксперт объяснил, что государство больше не сможет контролировать работу авиакомпании, поскольку с 25% станет миноритарным акционером.

"airBaltic сможет перенести свою базу в любую другую страну или увеличить свой уставный капитал, разбавив государственные акции. И тогда возможность вернуть вложенные в нее огромные инвестиции может быть потеряна", - предостерег Матисс.

При этом специалист сомневается, что латвийское государство сохранит даже 25% компании.

"Это не имеет смысла, ведь государство теряет контроль над компанией как стратегически, так и оперативно. Статус нацперевозчика предоставляется компании, если государство контролирует более 50% ее акций. Тогда уже могли бы продать авиакомпанию целиком", - добавил эксперт.

Еще по теме:

Главная латвийская гордость на мели: грозит ли airBaltic полный крах >>

Национальная сиротинушка: почему облигации airBaltic не дошли до народа >>

Почему на биржу может выйти только airBaltic >>