Автор: Bruce Einhorn и Лони Принслу
30 декабря 2024 г. в 22:12 по Гринвичу +3
#Политика
Илон Маск уехал из Южной Африки в возрасте 17 лет, чтобы попытать счастья в Северной Америке. Спустя 35 лет и 468 миллиардов долларов собственного капитала президент ЮАР Сирил Рамафоса обратился к Маску с просьбой об инвестициях в его компании.
Они оба родились в одной стране, но это ещё не всё. Маск перешёл в политическую сферу в качестве ведущего советника избранного президента Дональда Трампа, и он хочет кое-что получить от Рамафосы: смягчение требований к местному чернокожему населению в отношении его спутниковой сети Starlink.
По словам людей, знакомых с их перепиской, Рамафоса и Маск общались, чтобы обсудить, как правительство может изменить правила, чтобы высокоскоростной интернет Starlink мог легально работать в Южной Африке. Взамен компании Маска инвестировали бы в такие сферы, как производство аккумуляторов для Tesla Inc., сообщили эти люди, попросив не называть их имён, поскольку обсуждения были закрытыми. По их словам, эти усилия по заключению сделки активизировались теперь, когда Маск стал играть ещё более заметную роль на стороне Трампа.
Противостояние в Южной Африке — лишь один из примеров того, как глобальная стена сопротивления спутниковому бизнесу Маска рушится. Ещё до того, как Маск потратил более четверти миллиарда долларов, чтобы помочь Трампу вернуть себе пост президента США, Starlink от SpaceX охватывал всё больше стран по всему миру. Теперь опасения по поводу того, что самый богатый человек в мире может подорвать конфиденциальные государственные телекоммуникационные каналы по всему миру, сменяются попытками правительственных чиновников получить экономические стимулы от промышленного комплекса компаний Маска.
Представитель Рамафосы сообщил Bloomberg, что президент и Маск обсуждали Starlink в рамках процесса пересмотра политики в отношении спутниковых технологий. Представитель добавил, что Рамафоса очень заинтересован в привлечении бизнеса Маска для инвестиций в Южную Африку.
Новая роль Маска усложняет задачу некоторых правительств по противодействию Starlink, но в то же время создаёт дополнительную напряжённость для других стран, таких как Тайвань, которые сопротивляются внедрению этой услуги. Поскольку генеральный директор SpaceX уже заявил о своём политическом присутствии наряду с Трампом во время переговоров с иностранными лидерами, власти по всему миру размышляют о том, насколько далеко можно открыть двери для Starlink.
«Теперь Маск имеет доступ к самому могущественному офису в мире — к администрации президента США», — сказал Алекс Капри, старший преподаватель бизнес-школы Национального университета Сингапура и автор книги «Технонационализм: как он меняет торговлю, геополитику и общество». По его словам, для Южной Африки и других правительств «ценность сделки — любого рода quid pro quo — становится гораздо более привлекательной».
SpaceX не ответила на просьбы прокомментировать.
До недавнего времени у многих правительств были явные запреты или другие меры, которые не позволяли Starlink легально работать на их рынках. В некоторых случаях, например в Южной Африке, этому мешали правила, требующие от SpaceX делиться акциями с местными партнёрами. В других странах, например в Индонезии, проблемой была медленная бюрократическая машина.
Теперь многие регулирующие органы и политики, которые боролись с ростом Starlink, устраняют эти препятствия, укрепляя доминирующее положение компании и расширяя глобальное влияние Маска.
Только в этом году SpaceX добавила более 20 стран от Ганы до Аргентины и теперь обслуживает более 4 миллионов человек в более чем 100 странах и территориях, предоставляя услуги широкополосной связи по всему миру, вытесняя традиционных операторов связи и опережая новые вызовы со стороны Amazon.com Inc. и национальных конкурентов, таких как Китай.
Starlink завоевывает мировой рынок благодаря мощному сочетанию технологических прорывов и умелого бизнес-маневрирования, к которым теперь можно добавить растущее политическое влияние.
Компания Маска обеспечила молниеносный доступ к интернету для бизнеса и потребителей — в некоторых случаях даже до того, как получила разрешение правительства на работу. Starlink наводнила рынки простыми в использовании технологиями, зачастую по сопоставимым ценам, что, в свою очередь, вынудило некоторые регулирующие органы и правительственных чиновников изменить или отменить давние законы, разработанные для защиты местных интернет-провайдеров и решения проблем национальной безопасности, сообщил человек, знакомый со стратегией SpaceX.
В привлекательности Starlink мало кто сомневается: в Южной Африке количество случаев несанкционированного использования сервиса выросло настолько, что в ноябре 2023 года регулятор телекоммуникаций Icasa предупредил о штрафах в размере до 5 миллионов рандов (270 000 долларов) за незаконное использование.
Проблема в том, что SpaceX не готова выполнить требование о 30-процентном участии чернокожих в акционерном капитале компаний, поскольку это означало бы ослабление контроля над Starlink для страны, которая до 1991 года страдала от апартеида. Министр связи и цифровых технологий Солли Малаци сейчас обсуждает с регулятором обходной путь, который позволил бы иностранным компаниям, таким как Starlink, получить доступ к южноафриканскому рынку в обмен на инвестиции и рабочие места. По словам осведомлённых источников, остаётся неясным, смогут ли чиновники прийти к консенсусу и заключить такую сделку со Starlink.
«Нам нужно найти как можно больше решений, чтобы обеспечить широкополосную связь в сельских и малообеспеченных районах, — говорится в заявлении министерства, отправленном по электронной почте в Bloomberg News. — Мы ожидаем, что устранение этого нормативного препятствия будет приветствоваться не только Starlink, но и многими инвесторами в сфере ИКТ».
Тем временем Маск извлекает выгоду из ошибок конкурентов SpaceX, которые не смогли угнаться за Starlink.
На данный момент главным конкурентом Starlink является Eutelsat OneWeb, которая сравнительно медленнее строит свою спутниковую сеть на низкой околоземной орбите и привлекает пользователей. По данным S&P Global Ratings, с 2021 года Hughes Communications Inc. потеряла около 35% своих подписчиков. Проект Amazon «Койпер» и китайский проект «Спейсэйс» могут однажды стать серьёзными конкурентами, но они только начинают запускать свои спутники.
Для сравнения: у SpaceX на орбите около 7000 спутников, и каждый месяц запускаются ещё десятки, сообщила президент SpaceX Гвинн Шотвелл банкирам в ноябре, что значительно опережает конкурентов. Несмотря на то, что SpaceX расширяет сеть, популярность Starlink создаёт нагрузку на систему. Согласно сайту компании, Starlink «распродан» в Найроби, Лагосе и некоторых других частях Африки, а также в таких городах, как Лондон, Сан-Диего и Мехико.
В понедельник крупнейший украинский оператор мобильной связи подписал соглашение со Starlink, чтобы разместить телекоммуникационную инфраструктуру в зоне, недоступной для российских атак в охваченной войной стране.
«Космический гигант Маска зарекомендовал себя с самой лучшей стороны», — сказал Габриэль Элефтериу, партнёр-основатель консалтинговой компании AstroAnalytica в Лондоне. По его словам, это, а также отсутствие в настоящее время жизнеспособных альтернатив, даёт ему «веский аргумент» в переговорах по Starlink.
Все еще есть некоторые существенные несогласия.
Тайвань — одна из территорий, которая сомневается в SpaceX и Маске, который в 2022 году заявил Financial Times, что самоуправляемый остров должен стать «особой административной зоной» Китая, как Гонконг. Маск заработал большую часть своего состояния на Tesla, и в прошлом году на Китай приходилась пятая часть продаж автопроизводителя. С тех пор Трамп засомневался в том, что США придут на помощь Тайваню в случае конфликта с Китаем.
Выбранным Тайванем оператором является OneWeb, но министр обороны Веллингтон Ку в октябре заявил законодателям, что нынешних возможностей спутникового интернета в Тайбэе недостаточно для военных. “На данный момент, если мы посмотрим на наши боевые потребности, мы не можем полагаться на OneWeb”, - сказал он. Правительство Тайваня заявило 17 декабря, что ведет переговоры с компанией Amazon Kuiper и другими операторами, не упоминая Starlink.
В прошлом году Филиппины стали первой страной Юго-Восточной Азии, где Starlink получил доступ к интернету после того, как правительство отменило правила местного владения для операторов связи. Однако не обошлось без сопротивления на фоне обостряющегося территориального спора с Китаем. В редакционной статье Manila Times в октябре Маск был назван угрозой национальной безопасности из-за его связей с Пекином. В статье говорилось о «риске того, что ключевые подразделения филиппинской армии и жизненно важные правительственные и финансовые учреждения будут подключены к сети, которая, как известно, собирает данные пользователей и контролируется открытым сторонником китайского правительства».
Эта услуга по-прежнему очень востребована на индонезийском острове Бали.
Деревня Бунгбунганг находится далеко от знаменитых роскошных курортов Бали. Клиника представляет собой скромное помещение, где акушерка и медсестра работают в спартанских условиях за столом, несколькими стульями, весами и почти ничем больше. Однако в ней есть приёмник для подключения к спутникам связи SpaceX после того, как в этом году правительство разрешило Starlink предоставлять эту услугу.
«Дети из соседних домов используют его для выполнения домашних заданий», — говорит акушерка Путу Арини Юлианти. «Зачем ограничивать его использование?»
После успешного завершения переговоров, длившихся около трёх лет, Маск в мае отправился на Бали и встретился с тогдашним президентом Джоко Видодо. По словам представителей правительства, они обсудили просьбу Индонезии о том, чтобы Tesla начала производство аккумуляторов для электромобилей в стране. Переговоры были частью многолетней работы администрации Видодо по привлечению инвестиций Маска и расширению использования запасов никеля, ключевого компонента аккумуляторов, в стране.
Правительство все еще ждет от Маска строительства аккумуляторных заводов Tesla.
Точно так же Аргентина в первые дни правления президента Хавьера Мильеи в декабре прошлого года отказалась от регулирования, чтобы Маск мог предложить Starlink. Мильеи, который является союзником Трампа, встретился с Маском на полях Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке в сентябре, после чего Маск написал в X, что его компании «активно ищут способы инвестировать в Аргентину и поддерживать её».
Однако фотоссесии пока не привели к тем инвестициям, которые нужны Милей, чтобы вывести Аргентину из кризиса.
Хотя способность SpaceX извлекать выгоду из привлекательности других частей империи Маска может помочь преодолеть бюрократические препоны, её тактика вызвала негативную реакцию со стороны конкурентов, которые жалуются, что у неё есть несправедливое преимущество.
Компания Safaricom подала официальную жалобу в регулирующий орган, утверждая, что SpaceX должна соблюдать те же правила, что и местные операторы. Компания также предупредила о рисках для безопасности, поскольку у Starlink нет шлюза, который власти могли бы включать и выключать.
Маск «без колебаний использует власть, которой он обладает через свои компании, чтобы играть политическую роль», — сказала Уна Кальдейра Брант Монтейро де Кастро, директор по институциональному развитию Instituto Nupef, бразильской неправительственной организации, занимающейся цифровым доступом и правами.
В конечном счёте, многие из тех, кто годами пользовался некачественными услугами местных интернет-провайдеров, похоже, готовы оставить в стороне любые опасения по поводу Маска, если он сможет предложить им скорость мирового уровня по разумной цене.
В августе Муранга, горный сельский округ примерно в 50 километрах (30 милях) к северо-востоку от Найроби, воспользовалась распродажей в кенийской сети супермаркетов, чтобы купить оборудование Starlink для трёх десятков медицинских центров. В Кении SpaceX снижает цены и активизирует маркетинг. Теперь потребители могут купить приёмники во время покупки продуктов в гипермаркетах, таких как Carrefour.