Як-27 — барражирующий истребитель-перехватчик, созданный на основе Як-25М с улучшенной аэродинамикой и более тонким крылом. Опытный образец построили в декабре 1955 года, испытания подтвердили высокие характеристики, включая скорость до М=1,32 и потолок 15,800 м. Однако, оба варианта Як-27 в роли перехватчика не пришлись по душе военным. Оснащённый тремя пушками Як-27В явно уступал самолётам, вооружённым ракетами. А вооружённый ракетами Як-27К значительно проигрывал самолёту Су-9 в скорости и продолжительности полёта.
Единственной удачной модификацией Як-27 стал первый отечественный сверхзвуковой тактический разведчик Як-27Р. Его производство началось в 1958 году на заводе № 292 в Саратове и завершилось в 1962 году выпуском 165 самолётов. Як-27Р использовался более десяти лет, став переходной машиной к Як-28Р и помогая накопить опыт эксплуатации сверхзвуковой техники.
Як-27Р представляет собой цельнометаллический моноплан со средним расположением стреловидного крыла, двухместный: в составе экипажа лётчик и штурман. Фюзеляж стрингерный, с гермокабинами экипажа и фотоотсеком. В кабинах установлены остеклённые фонари, лётчик имеет бронированное лобовое стекло с электрообогревом.
Крыло двухлонжеронное, с щитками-закрылками и элеронами.
Хвостовое оперение с управляемым стабилизатором, киль с антенной радиостанции.
Шасси велосипедного типа с убираемыми крыльевыми опорами.
Силовая установка — два турбореактивных двигателя РД-9Ф, топливо в пяти мягких баках.
Вооружение — пушка 23 мм с боезапасом 50 патронов.
Як-27Р оснащён четырьмя фотоаппаратами, позволяющими вести фотографирование как на дозвуковых, так и на сверхзвуковых скоростях полёта днём при хорошей видимости.
До наших дней сохранилось всего четыре самолёта Як-27Р. Самый старый находится в техническом музее Шпайера в Германии.
Когда-то этот самолёт с зав.н. 0214 служил памятником на авиабазе в Вернойхене, позже хранился в аэропарке Дипензее около Берлин-Шёнефельд и в музее Абри во Франции.
Другой Як-27Р есть в экспозиции технического музея Хуго Юнкерса в Дессау.
В России тоже сохранилось всего два Як-27Р. Один в Монино, а второй — на открытой площадке Паркового комплекса истории техники им. К.Г. Сахарова, более известного под названием «Музей АвтоВАЗа». Самолёт покрашен в камуфляжную схему, в которой такие самолёты никогда не летали, и подходящую разве что МиГ-23МЛД или Як-28ПП.
Только два Як-27Р в Германии и два в России? А могло ли быть по-другому? Могло. И тем более обидно, что уничтожение нескольких Як-27Р произошло на наших глазах, и не где-то «во глубине сибирских руд», а в центре Москвы — на Ходынском поле.
В экспозиции выставки авиационной техники на бывшем Центральном аэродроме имелось сразу три Як-27Р, с бортовыми номерами 06-красный:
07-красный:
И 08-красный:
К 1999 году самолёты разбили и разграбили.
А с наступлением нового тысячелетия из трёх самолётов остался один, с номером 06. Но вскоре дирекция выставки сдала на металлолом и его.
Так получилось, что в России в более-менее приличном состоянии сохранился лишь один Як-27 — в монинском музее ВВС.
Этот разведчик Як-27Р с зав.н. 0703 построен на саратовском заводе № 292. Первый полёт совершил 23 ноября 1959 года, в декабре принят в состав ВВС. Получил номер «14 красный».
До своего последнего полёта 24 мая 1963 года налетал 420 часов 13 минут, совершив 497 посадок. Затем был передан в НИИ ВВС имени Чкалова (в/ч 75360) в Люберцах, откуда 30 июля 1972 года по земле доставлен в монинский музей ВВС. Установлен примерно на своём нынешнем месте, напротив ангара № 7, между Ту-114 и Ту-95ЛЛ.
Рядом с самолётом и даже прямо на нём любили фотографироваться солдаты и офицеры.
В 1986 или 1987 году самолёт временно закатили в ангар № 7 для покраски.
А затем, в 1988 году временно поставили рядом с М-50.
В 1989 году Як-27Р прикатили на новое место стоянки, где начинала формироваться «аллея Яковлева».
В итоге Як-27Р занял своё нынешнее место между Як-25РВ и Як-28Л.
В начале 1990-х остекление самолёта в основном ещё сохраняло прозрачность.
В 2004 году самолёт покрасили к празднику «Легенды авиации». Прежде голый металл залили сплошным слоем серебрянки.
Однако, качество краски говорит само за себя: уже к следующему лету номер выгорел на солнце.
Волонтёры Як-27Р никогда не восстанавливали, только чистили снег зимой.
Например, зимой 2010-2011 годов слой снега достиг уровня крыла Як-27.
Осенью 2011 года и в июле 2018 обновляли бортовой номер и звёзды.
В 2018 году номер снова обновили.
Но летом 2019 года волонтёрам пришлось серьёзно заняться Як-27Р. Самолёт, как и его сосед Як-25РВ, скатился назад и соскочил с плиты основной стойкой шасси.
22 июня 2019 года выкопали и установили крыльевые стойки на «американки» и бетонные плитки.
Пневматики с боковых опор пришлось заменить на новые, поскольку оригинальные оказались неремонтопригодны.
13 июля с помощью трактора Т-40 и мускульной силы закатили самолёт обратно на плиту.
Переднюю ногу шасси установили на подпорки, чтобы снять нагрузку с резины.
С тех пор самолёт прекрасно и ровно стоит на бетоне.
О состоянии кабины Як-27Р мы ничего не знаем. Но оно вряд ли хорошее, судя по сгнившей солнцезащитной шторке. Видно, как пожелтело от времени остекление.
Через остекление кабины штурмана тоже мало что удаётся разглядеть.
К 2023 году бортовой номер, покрашенный самой дешёвой краской ПФ-115, в очередной раз выцвел.
В 2024 году сотрудники музея вновь его обновили, скорее всего, такой же дрянной краской. Эта музыка будет вечной...
Другие статьи об истории экспонатов музея в Монино:
Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!
Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!
Понравилась статья? Поддержите выход новых статей донатом автору!