В прошлой статье я рассказывал про самолёт Як-25. Нынешняя статья посвящена его самой интересной и радикальной модификации — Як-25РВ. Самолёт был разработан в конце 1950-х годов как высотный разведчик на базе Як-25Р.
Понимание о необходимости создания подобного самолёта появилась после первых нарушений воздушного пространства СССР американскими самолётами Lockheed U-2 в 1957 году.
Як-25РВ предназначался для перехвата разведчиков с дозвуковыми скоростями, борьбы с аэростатами и в качестве радиоуправляемого самолёта-мишени. 16 апреля 1958 года было выпущено постановление о создании самолёта, а в марте летчик-испытатель В.П. Смирнов начал лётные испытания. В июле он же установил два мировых рекорда: грузы массой 1 и 2 тонны были подняты на высоты больше 20,000 м. На государственные испытания самолёт вышел лишь спустя три года.
По сравнению с Як-25Р, двухместную кабину переделали в одноместную, перекомпоновали оборудование. В состав оборудования входили, в частности, радиостанция РСИУ-ЗМ или РСИУ-4М, автоматический радиокомпас АРК-54М, ответчики СРО-2 и СОД-57М. Вместо стреловидного механизированного крыла установили прямое с удлинением 10, без закрылков. Двигатели АМ-9 заменили на высотные Р-11В-300.
Крыльевые опоры шасси стали убираться против направления полёта. Стабилизатор сделали переставным, систему управления элеронами, стабилизатором и разворотом передней стойкой шасси - гидравлической. В правом борту осталась пушка НР-23 с уменьшенным боезапасом в 50 патронов. Вместо аэрофотоаппаратов АФА-ЗЗМ и АФА-39М поставили один АФА-40. Полёты на Як-25РВ выполнялись исключительно в скафандрах СИ-ЗМ.
Самолёт обладал рядом недостатков, главные из которых связаны с отсутствием воздушных тормозов и закрылков. Если высота превышала 16000 метров, возникали трудности со снижением. Спуск был довольно продолжительный и, например, с высоты 19,000 м занимал около 30 минут. По дальности Як-25РВ в немного уступал Lockheed U-2A образца 1955 года.
Як-25РВ активно использовался для испытаний вооружений и разведки. В 1961-1966 годах было построено 155 машин, которые дислоцировались на аэродромах вдоль южной и западной границ СССР. Но до наших дней дожил лишь один такой самолёт. Находится он, что не удивительно, в Центральном музее ВВС в Монино.
Самолёт с зав.н. 259920-04 выпущен на Улан-Удэнском авиационном заводе. Первый полёт совершил 4 ноября 1965 года под управлением заводского лётчика-испытателя Л.А. Смирнова. 21 декабря передан в п/я В-8759, то есть в ЛИИ им. М.М. Громова. За время эксплуатации налетал 294 часов 16 минут, совершил 204 посадки. 15 июня 1973 года знаменитый (впоследствии) лётчик-испытатель Игорь Петрович Волк совершил на Як-25РВ последний перелёт в Монино.
Самолёт сразу был выставлен на открытой площадке музея примерно в том месте, где он стоит сейчас.
Правда, первые годы он стоял там в одиночестве, между М-50 и Ту-114, в одиночку олицетворяя будущую «аллею Яковлева» в Монино.
Но уже в 1976 году по другую сторону от Ту-114 встал Як-27Р.
В 1986 году Як-25РВ откатили в дальнюю часть музея, к забору, чтобы не мешал переставлять большие самолёты.
Его соседями на тот момент стали Су-7Б, Бе-32 и Ту-124.
Сегодня на этом месте стоят МиГи.
Есть уникальная фотография 1988 года, на которой Як-25РВ запечатлён в промежуточном положении, двигаясь к месту будущей стоянки.
В 1989 году самолёт занял своё нынешнее место на «аллее Яковлева», между Як-25М и Як-27Р.
20 февраля 2000 года Экспертный Совет при Политехническом музее присвоил Як-25РВ статус «Памятника науки и техники».
Так как самолёт не был покрашен целиком серебрянкой, даже спустя 30 лет стоянки на открытом воздухе он выглядел хорошо. Только антибликовая полоса перед кабиной облупилась и выцвела.
Летом 2012 года в музее проходила массовая покраска экспонатов на средства «Рособоронэкспорта», приуроченная к 100-летию ВВС. Был покрашен и Як-25РВ. К счастью, покраска коснулась только носового обтекателя. Также на самолёт был нанесён номер «11 красный».
Волонтёры никогда не занимались реставрацией Як-25РВ, но каждый год очищали его от снега.
Обеими фюзеляжными ногами шасси Як-25РВ стоял на одной плите.
Однако, в 2015 году самолёт самопроизвольно откатился назад и основной стойкой шасси слетел с плиты, начав утопать в грунте.
28 мая 2016 года волонтёры вернули самолёт на плиту, подложив под переднюю ногу шасси дополнительную маленькую плиту, иначе самолёт не помещался.
10 сентября того же года самолёт помыли.
А 8 июня 2019 года подложили маленькие бетонные плитки и под колёса боковых подпорок, которые тоже начали уходить под землю.
27 мая 2017 года курсанты Московской областной общеобразовательной школы-интерната с первоначальной лётной подготовкой имени трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина вымыли многие самолёты на «аллее Яковлева», в том числе Як-25М.
К 2018 году краска на носовом обтекателе наполовину облезла — оказывается, её положили прямо на голый металл.
Поэтому в 2023 году сотрудники музея заново его покрасили.
Однако, уже к лету 2024 года краска снова облупилась — снова не загрунтовали поверхность перед покраской.
Напоследок предлагаю заглянуть в кабину Як-25РВ. Она сохранилась очень неплохо, несмотря на то, что никогда не была защищена от солнца и не проветривалась. На удивление качественно и надёжно был сделан этот самолёт.
Другие статьи об истории экспонатов музея в Монино:
Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!
Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!