Найти в Дзене
Советская авиация

ЯК-28: САМОЛЁТ-ОРКЕСТР

Як-28 — многоцелевой сверхзвуковой самолёт, созданный на базе опытного Як-26, который, в свою очередь, являлся специальной модификацией Як-25Р, предназначенной для доставки атомной бомбы 8У49 «Наташа».

Первый полёт опытный Як-28 совершил 5 марта 1958 года. Серийное производство велось на Саратовском и Новосибирском авиазаводах, но основная масса самолётов была выпущена на Иркутском авиазаводе в 1960-1971 годах. Всего построено 1180 машин разных модификаций.

-2

Як-28 стал первым в СССР крупносерийным сверхзвуковым фронтовым бомбардировщиком. Также он был носителем тактического ядерного оружия.

-3

Серийный бомбардировщик Як-28Б впервые был продемонстрирован публике на авиационном параде в Тушино в 1961 году.

-4

Як-28 оказался успешен и во многих других применениях. Разведчик Як-28Р превосходил МиГ-21Р в универсальности применения, а самолёт РЭБ Як-28ПП был надёжнее более поздних Су-24МП. А были ещё истребители-перехватчики Як-28П и учебные «спарки» Як-28У.

-5

Як-28 построен по схеме высокоплана со стреловидным крылом и велосипедным шасси и крыльевыми подпорками.

Фюзеляж — полумонокок из алюминиевых сплавов, с герметичными кабинами экипажа и отсеками для оборудования, топлива и вооружения.

Крыло с углом стреловидности 45° включало элероны с компенсацией, закрылки и противофлаттерные грузы.

На крыле дополнительно подвешивались топливные баки объёмом по 1050 л.

Як-28 оснащён двумя ТРДФ Р11АФ-300 в мотогондолах под крылом.

Оперение стреловидное, с переставным стабилизатором.

Фото: Виктор Кабанов
Фото: Виктор Кабанов

Система вооружения включала пушку НР-23 или ГШ-23 и бомбы (до 3 тонн), а на перехватчиках — ракеты Р-8М-1.

Фото: Виктор Кабанов
Фото: Виктор Кабанов

Радиооборудование, системы РЭБ и фоторазведки обеспечивали многоцелевое применение. Самолёты окрашивались в «серебрянку» или камуфляж, а приборные доски были чёрными.

-13

Самолёт имел серьёзные эксплуатационные ограничения, включая сложности с управлением, проблемную работу автоматики и необходимость специальных условий для подвески тяжёлых бомб. Несмотря на это, впечатляющая тяговооружённость и универсальность вызывали уважение у лётчиков. Самолёт использовался в боевых операциях, включая войну в Афганистане, и стал символом героизма экипажей, таких как подвиги Капустина и Янова в 1966 году и Чистеева и Поваренкова в 1987 году. Однако технические сложности и ряд катастроф, включая случаи из-за ненадёжности автоматики, сопровождали его эксплуатацию.

-14

В 1960 году начались испытания модификации Як-28Л с радиокомандной системой наведения «Лотос», позволявшей наводить самолёт на неподвижные цели с помощью наземных станций. Як-28Л был лёгким сверхзвуковым бомбардировщиком с бомбовой нагрузкой до 3 тонн и стрелковым вооружением. Испытания затянулись из-за доработок двигателей, остекления кабины и вооружения. Серийное производство началось в Иркутске, но система «Лотос» оказалась ненадёжной и уязвимой к помехам, что ограничило выпуск 111 самолётами. Испытания показали склонность Як-28Л к самовыключению двигателей на малых скоростях и значительные потери высоты при штопоре, что сделало выполнение подобных манёвров нецелесообразным. Из-за технических ограничений и сложностей эксплуатации Як-28Л так не был принят на вооружение. Однако, это не помешало им много лет нести службу в ВВС СССР.

-15

До наших дней России сохранился ряд Як-28Л, в том числе памятники в Иркутске и Черняховске Калининградской области.

Был ещё один Як-28Л, стоявший возле военкомата Орджоникидзевского и Калининского районов города Уфы.

Фото: piligrim51
Фото: piligrim51

Однако, этот самолёт был неправильно установлен на постамент — с опорой на обшивку мотогондол, поэтому зимой 2017 года завалился на хвост, получив серьёзные повреждения. После этого самолёт сняли с постамента и уничтожили.

Несколько Як-28Л представлены в музеях, в основном ведомственных: на территории 121 АРЗ в Подмосковье, в музее ЛИЦ ГЛИЦ в Ахтубинске, и в Дальневосточном аэрокосмическом музее в селе Ивановка Амурской области.

Но любой желающий может легко полюбоваться на Як-28Л, приехав в Монино, в Центральный музей ВВС.

-20

Данный Як-28Л с серийным номером 2920902 выпущен 30 сентября 1962 года на п/я 411 (Иркутский авиационный завод (ИАЗ) им. 60-летия СССР МАП). Первый испытательный полёт совершил 19 июля 1962 года. В ВВС получил бортовой номер «44 синий». На дату последнего полёта, который 24 января 1966 года совершил лётчик Львов, успел налетать 245 часа 31 минуту, совершив 258 посадок.

-21

В июле 1966 года был передан в Монинскую учебно-авиационную базу ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского в качестве учебного пособия. На этом снимке начала 1970-х годов за МиГ-25 можно разглядеть нос Як-28Л № 44.

Фото: Олег Зотов
Фото: Олег Зотов

В 1975 году самолёт стал бесполезен для обучения слушателей академии, поэтому 24 ноября его отдали в находящийся «под боком» музей ВВС. Сначала самолёт установили между ангарами №№ 7 и 8, где сегодня находится вертолётная площадка музея.

Первым «соседом» Як-28Л стал Су-7БКЛ.

Фото: Николай Якубович
Фото: Николай Якубович

Но уже через пару лет Як-28Л убрали в ангар № 8, где поставили рядом с Як-25М.

В 1988 году ангар освободили от всех послевоенных машин, и Як-28Л временно был установлен между М-50 и Т-4.

В 1989 году самолёт переставили на точку, где сегодня стоит Як-25ПЛ.

Фото: Николай Ганшин
Фото: Николай Ганшин

А когда подготовили площадку — Як-28Л поставили на его нынешнее место на «аллее Яковлева» между Як-27Р и Як-36.

В начале 1990-х самолёт продолжал нести номер «44 синий».

Однако, в 1995 году цвет номера зачем-то сменили на красный.

Фото: book Y. Gordon ''Yakovlev Yak-25/26/27/28''
Фото: book Y. Gordon ''Yakovlev Yak-25/26/27/28''

К началу 2000-х самолёт, как и весь музей, выглядел не очень презентабельно.

К первому авиашоу «Летающие легенды» в 2004 году самолёту подновили бортовой номер.

Фото: Виталий Гуменюк
Фото: Виталий Гуменюк

А ко второму, «Легенды мировой авиации», летом 2005 года, Як-28Л покрасили целиком, по обыкновению «залив» фюзеляж серебрянкой. Самолёт стал похож на безликую модельку, сделанную моделистом-новичком.

В начале октября 2011 года самолёту обновили бортовой номер.

Фото: Катя
Фото: Катя

А летом 2012 года самолёт целиком покрасила бригада маляров ЛИиДБ ОКБ им. А.С. Яковлева. На этом фото запечатлён процесс в промежуточной стадии.

Фото: Мария Лахтинен
Фото: Мария Лахтинен

Волонтёры Як-28Л никогда целенаправленно не занимались, но каждую зиму чистили его от снега.

20 июля 2019 года волонтёры вывесили Як-28Л на подъёмниках и подложили под крыльевые подпорки бетонные плитки, чтобы колёса не уходили в землю.

С тех пор Як-28Л ровно и красиво стоит на своём месте.

Попробуем напоследок заглянуть в кабину лётчика через фонарь. Вот что мы там видим — облезшая краска и коррозия, но зато всё оборудование на месте.

-39

Другие статьи об истории экспонатов музея в Монино:

История экспонатов музея ВВС в Монино | Советская авиация | Дзен

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!