В конце XIX столетия, Суоми переживала период национального самосознания. Театр, литература и опера переживали бурный расцвет, привлекая внимание всего мира.
В то время как Ян Сибелиус отвечал за оперную музыку, а Аксель Галлен-Каллела был главным художником, трое молодых выпускников Высшей технической школы Гельсингфорса стали настоящими звёздами архитектурной мысли нового времени для финнов. Они объединились в коллектив ещё во время учёбы, а в 1896 году открыли своё архитектурное бюро.
Их стиль — модерн, который набирал популярность в то время. Но именно Линдгрен, Сааринен и Геззелиус разработали уникальное национальное ответвление модерна, которое впоследствии стали называть северным или «финским национальным романтизмом».
Это было время, когда архитектура Финляндии обретала свой неповторимый облик, отражающий национальный характер и культуру страны.
Всемирная выставка в Париже стала для них началом пути к славе. Павильон Финляндии, созданный «гельсинфорским трио», принёс им всемирную известность.
После такого успеха архитекторы построили себе усадьбу Виттреск недалеко от Хельсинки. В этом доме-студии они продолжили создавать новый облик финской архитектуры.
Дом-студия Виттреск — это воплощение принципов органической эстетики и «тотального дизайна». Здесь все виды искусств и ремёсел сливаются в единое целое. Каждая деталь продумана до мелочей и занимает своё место не просто так. Всё здесь гармонично сочетается друг с другом.
Комплекс прекрасно вписывается в природный ландшафт. Архитекторы стирают границы между интерьером и экстерьером, используя террасы и балконы. Это создаёт ощущение единства природы и рукотворного мира.
Усадьба Виттреск — это воплощение мечты о красоте и гармонии, которые так ценились в рамках Движения искусств и ремёсел. Здесь всё продумано до мелочей: от архитектуры до прилегающего сада.
Сааринену и его единомышленникам удалось создать уникальное пространство, где архитектура, природа и искусство сливаются в единое целое. Это место стало настоящим раем для финской творческой интеллигенции.
Здесь, в усадьбе Виттреск, собирался весь цвет финского искусства. И даже Максим Горький, который однажды посетил это удивительное место, был в восторге от его красоты и атмосферы. В 1905 году, скрываясь от царской охранки, он приехал погостить на виллу к знаменитому финскому художнику Акселю Галлену-Каллела, а затем решил заглянуть и в Виттреск.
По воспоминаниям Сааринена, ночью, стоя на балконе в башне усадьбы «Виттреск» и любуясь окружающим пейзажем, Алексей Максимович простер свои знаменитые длинные руки к небу и воскликнул: «И ещё находятся люди, которые утверждают, что Бога нет!».
В доме, где всё дышит историей и элегантностью, есть одна комната, которая хранит в себе множество тайн и загадок. Это Большая гостиная с камином, о которой ходят самые разные слухи и легенды.
Один из таких слухов связан со странным обычаем, который существовал на вечеринках архитекторов. Говорят, что каждого новоприбывшего гостя поили до потери сознания, а затем проверяли его трезвость с помощью колец на опоре камина. Композитор Ян Сибелиус, бывавший в этом доме, утверждает, что хозяева могли стоять на одной ноге и держаться за чугунное кольцо после двух бутылок водки, чтобы проверить свою степень трезвости. Возможно, это всего лишь байка, но кто знает?
Наши герои жили в этой усадьбе весело и беззаботно. Они планировали жить здесь вместе со своими семьями и творить в просторных помещениях. Архитектурное бюро знаменитой троицы процветало: финский павильон на Всемирной выставке в Париже 1900 года прославил их, а строительство роскошных зданий банков, доходных домов, вилл и особняков — обогатило.
Творческий успех Сааринена, Гезеллиуса и Линдгрена сопровождался насыщенной личной жизнью. Их жизнь была полна ярких событий и впечатлений, которые они воплощали в своих проектах. Ещё до переезда в новую усадьбу жена Сааринена ушла от него к Гезеллиусу. Вскоре после этого Сааринен женился на сестре Гезеллиуса.
Густав Маллер, который тоже неоднократно бывал в этом месте, писал:
«После трёхчасовой морской прогулки мы наконец прибыли к месту назначения, где нас радушно встретили хозяева дома-замка, который был создан словно по мотивам произведений Гофмана. Этот архитектор живёт здесь со своим партнёром (его имя я запомнил — Гезеллиус).
Дом стоит на берегу озера, и отсюда открывается чудесный вид на море. Комнаты в нём очаровательны, хотя и оформлены в финском стиле. Оба архитектора — очень симпатичные молодые люди, женатые на юных девушках. Они живут в атмосфере веселья и гармонии. Правда, примерно год назад они заскучали и решили поменяться жёнами, но с тех пор их жизнь продолжается в том же ритме».
В те времена, когда в воздухе витал дух творчества и вдохновения, близкие друзья-архитекторы, связанные с «Миром искусства» Дягилева, принимали у себя в усадьбе цвет русской творческой интеллигенции. Сааринен прекрасно говорил по-русски, ведь часть его детства прошла в Гатчине, где он посещал прогимназию. Его отец был пастором в местном лютеранском приходе.
Внутри усадьбы царило настоящее пиршество «северного модерна». Большинство интерьеров сохранилось в первозданном виде или было тщательно восстановлено. После распада творческого союза трёх архитекторов, когда Линдгрен уехал преподавать в Хельсинки, а Гезеллиус, страдавший от слабости лёгких, ушёл из жизни в 1916 году в возрасте 42 лет, усадьба перешла в единоличное владение Сааринена.
Позже его сын Ээро, которому суждено было превзойти отца и стать одним из самых известных архитекторов середины ХХ века, всегда вспоминал Виттреск с особым теплом, как самое счастливое время в своей жизни.
Екатерина Серёжина