Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Усадьба Виттреск: необыкновенная легкость бытия "гельсинфорского трио"

В конце XIX столетия, Суоми переживала период национального самосознания. Театр, литература и опера переживали бурный расцвет, привлекая внимание всего мира.

В то время как Ян Сибелиус отвечал за оперную музыку, а Аксель Галлен-Каллела был главным художником, трое молодых выпускников Высшей технической школы Гельсингфорса стали настоящими звёздами архитектурной мысли нового времени для финнов. Они объединились в коллектив ещё во время учёбы, а в 1896 году открыли своё архитектурное бюро.

Гельсингфорсское трио: Армас Линдгрен (1874–1929), Герман Гезеллиус (1874–1916), Элиэль Сааринен (1873–1950)
Гельсингфорсское трио: Армас Линдгрен (1874–1929), Герман Гезеллиус (1874–1916), Элиэль Сааринен (1873–1950)

Их стиль — модерн, который набирал популярность в то время. Но именно Линдгрен, Сааринен и Геззелиус разработали уникальное национальное ответвление модерна, которое впоследствии стали называть северным или «финским национальным романтизмом».

Это было время, когда архитектура Финляндии обретала свой неповторимый облик, отражающий национальный характер и культуру страны.

Всемирная выставка в Париже стала для них началом пути к славе. Павильон Финляндии, созданный «гельсинфорским трио», принёс им всемирную известность.

Павильон Финляндии для всемирной выставки в Париже в 1900 году
Павильон Финляндии для всемирной выставки в Париже в 1900 году

После такого успеха архитекторы построили себе усадьбу Виттреск недалеко от Хельсинки. В этом доме-студии они продолжили создавать новый облик финской архитектуры.

Усадьба Виттрескв Киркконуми (1901), Южное крыло Элиэль Сааранен
Усадьба Виттрескв Киркконуми (1901), Южное крыло Элиэль Сааранен

Усадьба Виттрескв Киркконуми (1901), Черный дом Герман Гезеллиус
Усадьба Виттрескв Киркконуми (1901), Черный дом Герман Гезеллиус

Дом-студия Виттреск — это воплощение принципов органической эстетики и «тотального дизайна». Здесь все виды искусств и ремёсел сливаются в единое целое. Каждая деталь продумана до мелочей и занимает своё место не просто так. Всё здесь гармонично сочетается друг с другом.

Комплекс прекрасно вписывается в природный ландшафт. Архитекторы стирают границы между интерьером и экстерьером, используя террасы и балконы. Это создаёт ощущение единства природы и рукотворного мира.

Виттреск. Мастерская архитекторов
Виттреск. Мастерская архитекторов

Усадьба Виттреск — это воплощение мечты о красоте и гармонии, которые так ценились в рамках Движения искусств и ремёсел. Здесь всё продумано до мелочей: от архитектуры до прилегающего сада.

Сааринену и его единомышленникам удалось создать уникальное пространство, где архитектура, природа и искусство сливаются в единое целое. Это место стало настоящим раем для финской творческой интеллигенции.

Здесь, в усадьбе Виттреск, собирался весь цвет финского искусства. И даже Максим Горький, который однажды посетил это удивительное место, был в восторге от его красоты и атмосферы. В 1905 году, скрываясь от царской охранки, он приехал погостить на виллу к знаменитому финскому художнику Акселю Галлену-Каллела, а затем решил заглянуть и в Виттреск.

По воспоминаниям Сааринена, ночью, стоя на балконе в башне усадьбы «Виттреск» и любуясь окружающим пейзажем, Алексей Максимович простер свои знаменитые длинные руки к небу и воскликнул: «И ещё находятся люди, которые утверждают, что Бога нет!».

В доме, где всё дышит историей и элегантностью, есть одна комната, которая хранит в себе множество тайн и загадок. Это Большая гостиная с камином, о которой ходят самые разные слухи и легенды.

Один из таких слухов связан со странным обычаем, который существовал на вечеринках архитекторов. Говорят, что каждого новоприбывшего гостя поили до потери сознания, а затем проверяли его трезвость с помощью колец на опоре камина. Композитор Ян Сибелиус, бывавший в этом доме, утверждает, что хозяева могли стоять на одной ноге и держаться за чугунное кольцо после двух бутылок водки, чтобы проверить свою степень трезвости. Возможно, это всего лишь байка, но кто знает?

Легендарное кольцо
Легендарное кольцо

Наши герои жили в этой усадьбе весело и беззаботно. Они планировали жить здесь вместе со своими семьями и творить в просторных помещениях. Архитектурное бюро знаменитой троицы процветало: финский павильон на Всемирной выставке в Париже 1900 года прославил их, а строительство роскошных зданий банков, доходных домов, вилл и особняков — обогатило.

Творческий успех Сааринена, Гезеллиуса и Линдгрена сопровождался насыщенной личной жизнью. Их жизнь была полна ярких событий и впечатлений, которые они воплощали в своих проектах. Ещё до переезда в новую усадьбу жена Сааринена ушла от него к Гезеллиусу. Вскоре после этого Сааринен женился на сестре Гезеллиуса.

Тони Шарлотта Гезеллиус (в девичестве Гульден). Это та самая — первая жена Сааринена, которая ушла от него к архитектору Гезеллиусу.
Тони Шарлотта Гезеллиус (в девичестве Гульден). Это та самая — первая жена Сааринена, которая ушла от него к архитектору Гезеллиусу.

Густав Маллер, который тоже неоднократно бывал в этом месте, писал:

«После трёхчасовой морской прогулки мы наконец прибыли к месту назначения, где нас радушно встретили хозяева дома-замка, который был создан словно по мотивам произведений Гофмана. Этот архитектор живёт здесь со своим партнёром (его имя я запомнил — Гезеллиус).

Дом стоит на берегу озера, и отсюда открывается чудесный вид на море. Комнаты в нём очаровательны, хотя и оформлены в финском стиле. Оба архитектора — очень симпатичные молодые люди, женатые на юных девушках. Они живут в атмосфере веселья и гармонии. Правда, примерно год назад они заскучали и решили поменяться жёнами, но с тех пор их жизнь продолжается в том же ритме».

Лойя Сааринен, сестра архитектора Гезеллиуса и вторая жена архитектора Сааринена, мать его детей — дочки Пипсан и сына Ээро.
Лойя Сааринен, сестра архитектора Гезеллиуса и вторая жена архитектора Сааринена, мать его детей — дочки Пипсан и сына Ээро.

В те времена, когда в воздухе витал дух творчества и вдохновения, близкие друзья-архитекторы, связанные с «Миром искусства» Дягилева, принимали у себя в усадьбе цвет русской творческой интеллигенции. Сааринен прекрасно говорил по-русски, ведь часть его детства прошла в Гатчине, где он посещал прогимназию. Его отец был пастором в местном лютеранском приходе.

Внутри усадьбы царило настоящее пиршество «северного модерна». Большинство интерьеров сохранилось в первозданном виде или было тщательно восстановлено. После распада творческого союза трёх архитекторов, когда Линдгрен уехал преподавать в Хельсинки, а Гезеллиус, страдавший от слабости лёгких, ушёл из жизни в 1916 году в возрасте 42 лет, усадьба перешла в единоличное владение Сааринена.

Ээро Сааринен
Ээро Сааринен

Позже его сын Ээро, которому суждено было превзойти отца и стать одним из самых известных архитекторов середины ХХ века, всегда вспоминал Виттреск с особым теплом, как самое счастливое время в своей жизни.

Екатерина Серёжина

Эстетика Эпох

Музеи
137 тыс интересуются