Найти в Дзене
Артëм Хохолев

Старый аэродром Мурмаши: польские кукурузники, коллектор-убежище и украденный миллиард

«Связь с дроном потеряна» – экран телефона, подключенного к пульту управления, мгновенно загорелся красными предупреждениями, сопровождаемыми пронзительным сигналом. Беспилотник, снимавший своих реликтовых собратьев АН-2, заметался, не зная куда устремится, назад на место взлета, или выбрать помехи из ближайшей исправительной колонии или нового аэродрома. Вдобавок ко всем злоключениям, местные авиамоделисты, активно жестикулируя, указывали на рокот заходящего за пару километров на посадку Ми-8, ультимативно перечеркнувшего разрешение на полеты. Старый аэродром в Мурманской области, прикидывавшийся тленной заброшкой, оказался живее всех живых.

Впервые авиаторы появились в молодом посёлке гидроэнергетиков перед третьей советско-финляндской войной. Зимой 1939-1940 годов со льда замершей реки Тулома на воздушную охоту поднимались бипланы И-153 "Чайка" 147-го истребительного авиационного полка ВВС 14-й Армии Ленинградского военного округа.

Наиболее драматические события Зимней войны проходили намного южнее, на Карельском перешейке, северном Приладожье и проклятой Раатской дороге. Петсамо, Лиинахамари и Луостари были быстро взяты советскими войсками, а заполярным красным авиаторам только оставалось готовиться к штурмовке гипотетического десанта британских, французских и польских частей в Петсамовуоно. Однако по итогам конфликта в Мурмашах стали в срочном порядке реконструировать летное поле, фактически ставшим одним их первых наземных аэродромов в Заполярье.

При расширении лётного поля был закатан в землю Кротовый ручей, оригинально совмещенный с капитальным убежищем. Над входом в портал сохранилась пятиконечная звезда, серп и молот, раньше можно было разглядеть и год создания - "1941". В книге "Мурмаши - воин и труженик" за авторством старшего штурмана авиаотряда Анатолия Стеца упоминается, что ручей был направлен в бетонную трубу, а убежище и командный пункт засыпаны восьмиметровым слоем грунта. Среди местных детей в 70-80 годы ходили байки, что в туннеле длинной в три сотни метров замурованы "секретные" комнаты с оружием, а найденные в ручье патроны воодушевили немало "экспедиций". Увы, сейчас деревянные перекрытия пола убежища окончательно сгнили, а уровень воды затрудняет съёмку.

На начало Великой Отечественной войны реконструкция аэродрома была в самом разгаре и первый же массированный налет Люфтваффе 24 июня 1941 года, смог уничтожить несколько самолетов и склад горючего, появились первые жертвы среди строителей. На фото выше представлена немецкая аэрофотосъемка советских аэродромов вдоль Кольского залива, где под седьмым номером отмечен аэродром Мурмаши.

По впечатлениям от архивных данных военный аэродом Мурмаши остается в тени рядом расположенных летных полей Шонгуй и Ваенга. Но именно отсюда в небо взлетал капитан Алексей Хлобыстов, представленный к званию Героя Советского Союза за редчайший по героизму бой в апреле 1942 года, где он сбил три самолета, два из которых - применив таран. Герой погиб за штурвалом своего Р-40 Киттихоук в декабре 1943 и только в 2009 году его останки были обнаружены поисковым отрядом и захоронены с почестями на воинском кладбище Мурмашей.

Впрочем, на аэродроме случались и почти комические случаи, описанные в дневнике Максима Ивановича Старостина, 1-го секретаря Мурманского обкома ВКП(б): "Сообщили, что вчера на аэродроме Мурмаши произошел редкий в авиации случай. При взлете одного из истребителей «Харрикейн» на хвосте у него остался техник-механик, не успевший соскочить на землю. Летчик на высоте около 200 метров заметил, что на хвосте его самолета, уцепившись за стабилизатор, сидит механик. Он медленно развернулся и осторожно пошел на посадку. Во время приземления истребителя от удара хвоста о землю механик оторвался от самолета и сломал руку. Его отправили в госпиталь, и он остался жив". Вполне заслужено подобным везением не отличались стервятники Геринга, ибо к концу войны поселок был буквально завален останками сбитых самолетов с черными крестами.

К началу мирных 50-х годов военные освободили летное поле Мурмашей для гражданских рейсов в Архангельск, Ленинград и Москву. Но короткая полоса со сложным окружающим рельефом не могла принимать новые советские пассажирские самолеты на реактивной тяге, которые приходилось сажать на военном аэродроме Килпъявр. Мурмаши отдали на откуп лёгкой авиации, а потом и вовсе переписали Мурманскому спортклубу ДОСААФ. На редких черно-белых фотографиях запечатлен быт аэродрома того времен:

Новый аэродром, ставшей очередной ударной стройкой коммунизма, был завершен к 1976 году на расстоянии менее трех километров от прежнего летного поля. Официально его назвали "аэропорт Мурманск", а мурмашинский аэродром получил неформальный статус "старого". Советские строители были бы крайне удивлены, узнав, что в 2019 году мурманскому аэропорту присвоили имя последнего российского императора Николая II.

Старый мурмашинский аэропорт еще раз попал в историю в 2020 году, когда на его территории в срочном порядке возвели ковидный госпиталь за один миллиард рублей из винила. В суровых условиях Заполярья эта поделка предсказуемо ни приняла ни одного пациента, а отдуваться за всех был вынужден замглавы МЧС России, вышедший из колонии с чистой совестью менее чем через два с половиной года. Автор тщетно старался найти следы виниловой постройки с современным медицинским оборудованием на летном поле старого советского аэродрома, разделив судьбу следователей в поиске того самого миллиарда.

Сейчас аэродром производит необычное впечатление: несмотря на формальные запретительные надписи, с задворок местного Магнита можно, поплутав на машине по дорожкам гаражного кооператива, выехать прямиком на летное поле. Жители прилегающих к летному полю многоэтажек выгуливают здесь собак, моделисты закладывают виражи на самолетах и машинках, а администрация вынашивает план благоустройства территории в шаговой доступности от старых кукурузников. Последние кстати доступны за небольшую мзду для фотосессии в апокалиптическом стиле "мир в труху, но я с волыной", нужно найти только "правильное" турагентство и фотографа в соцсети.

По бортовым номерам легко можно проследить судьбу полузабытых Ан-2. Самый старый из них - биплан 1962 года выпуска, еще советского производства, а два других изготовлены в Польше на заводе PZL-Mielec (1975 и 1982 годы). К сожалению, эти самолеты постепенно разрушаются, оставаясь беззащитными перед заполярной стихией и людьми. Ан-2 обладает удивительной ремонтопригодностью - его можно восстановить до рабочего состояния даже из откровенного хлама, но это не оправдывает такого пренебрежительного отношения. Особенно учитывая, что на аэродроме Мурмаши эта техника активно используется десантниками-пожарными авиалесоохраны, пограничниками, любителями экстремальных прыжков с парашютом под руководством ДОСААФ. Отсюда на вертолете начинают свое путешествие на удаленные заповедные территории Кольского полуострова крайне состоятельные туристы и рыбаки.

Однако особых возможностей у ДОСААФ развивать аэродром нет, а у государства интерес к развитию малой авиации практически отсутствует. Аэропорт Мурмаши остается доступным живым заповедником советской малой авиации, которому все же повезло пережить распад большой страны.

5 лучших публикаций канала на летную тематику: