Добрый день, уважаемые читатели!
Сегодня Вашему вниманию - свет и тени, реальность и отражения, соединившиеся в гармоничное целое в картине Иоганна Хуммеля «Партия в шахматы во дворце Фосс в Берлине», написанной в 1818-1819 годах. На ней запечатлен цвет немецкой интеллектуальной элиты, привычно собравшийся для дружеских бесед за шахматным столом.
Иоганн Эрдман Хуммель (1769 - 1852) - немецкий художник, портретист, мастер романтического пейзана и картин на мифологические сюжеты, профессор перспективы, архитектуры и оптики Академии художеств, представитель политической и культурной элиты берлинского общества.
Детали
Причуды разума
Хуммелю удалось не только изобразить момент дружеских посиделок, но и воссоздать особую атмосферу. Сцена написана в стиле уютной жанровой живописи «малых голландцев» с их привычкой к многозначительным красноречивым деталям, которые так любит разгадывать зритель. Дань классицизму отдают грозно хмурящиеся античные бюсты на консолях.
А от бидермейера - немецкого, «комнатного», варианта романтизма - здесь присутствует мистическое сияние полной луны, заглядывающей в приоткрытое окно сквозь просвет в облаках.
Реальность и отражения
Холодному свету луны, как символу жестокости внешнего мира, противостоит жаркое пламя стройных свечей. Их всего две, но благодаря игре отражений зритель может насчитать пять трепещущих язычков пламени. Свеча на столе, повторяясь в настенном зеркале, создает ощущение мистической глубины за спиной отразившегося рядом с ней мужчины. Такой же светильник на другом краю стола бросает луч света за окно, в темную зелень сада.
Возможно, он послужит кому-то из друзей, задержавшемуся в дороге, путеводной звездой, знаком того, что здесь его ждут и помнят.
Первый шахматный клуб Германии
Картина Хуммеля являет сцену вечернего заседания первого шахматного клуба Германии, который более 40 лет собирался во дворце Фосс в Берлине. Увлеченные беседой члены клуба - представители аристократии и культурной элиты Германии, среди которых находится и сам художник (фигура у окна).
Не принимая участия в разговоре, он задумчиво подмечает позы и жесты друзей, любуется игрой света на лицах и предметах. Среди других героев слева направо показаны:
- берлинский архитектор Ганс Кристиан Дженелли (1763-1823, у зеркала с глиняной трубкой в руке)
- археолог Алоис Людвиг Хирт (1759-1837, сидит за доской и держит в руке чёрную фигуру)
- Густав Адольф Вильгельм фон Ингенгейм (1789-1855, сын прусского короля Фридриха Вильгельма II)
- у окна на заднем плане находится автор картины - сам художник Хуммель
- немецкий художник-портретист Фридрих Бури (1763-1823)
- граф Фридрих Вильгельм фон Бранденбург (1792-1850, тоже сын прусского короля Фридриха Вильгельма II)
Не до шахмат
К удивлению зрителя, на шахматной доске изображена только одна фигура. Ее касаются руки персонажей, к ней устремлены все взоры. Остальные фигуры с доски убрали. Похоже, что темой обсуждения стал не занятный шахматный ход. Очевидно, беседа касалась более важных вопросов. Кто знает, какие всходы дали зерна размышлений, посеянные в эту пронизанную светом и тенями, страхами и откровениями лунную ночь?
Все здесь
Есть на полотне один полумистический элемент - прием под названием «картина в картине». Это настенный портрет пейзажиста Януса Дженелли, одного из участников клуба, ушедшего из жизни, но не из памяти и сердец его друзей. Отметим, что это единственный персонаж, который смотрит прямо на зрителя, но и на его лицо наползает мрачная тень.
Перспективный Хуммель
Образы героев полотна складываются из деталей: это и способ повязывания шейного шарфа, и глиняная трубка на длинном мундштуке. А еще в картине есть игры с перспективой. Пространство создает и перечеркивает и рисунок натертого паркета, и причудливая, немного таинственная игра теней по стенам, и, конечно, вдруг, неожиданно для зрителя, появляющаяся из-за спинки стула обаятельная морда крупного пса. Эти забавы стали поводом для возникновения прозвища художника - Перспективный Хуммель.
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: