Его отец происходил из французского рода Боде, а мать - из русского рода Колычевых, давших России митрополита Филиппа, выступавшего против опричнины Ивана Грозного и задушенного по его приказу (канонизирован Русской православной церковью). 200 лет назад – в 1824 году – в Москве родился русский историк и коллекционер, барон Михаил Львович Боде-Колычев.
При выходе из Пажеского корпуса Михаил Львович служил, как и отец, в придворном ведомстве, при коронации Александра II был церемониймейстером и дослужился до самого высокого чина обер-гофмейстера. Был многолетним вице-президентом комиссии для построения в Москве храма Христа Спасителя.
Однако, главным свои делом считал занятия историей - собиранием, изучением письменных источников русской старины, касающихся, главным образом, истории его рода. К эльзасской фамилии отца он присоединил фамилию Колычёвых как последний представитель этого рода, на что получил высочайшее соизволение в 1875 году. Он составил объемный труд «Боярский род Колычёвых», - труд уникальный и не знающий себе равных в отечественной литературе по генеалогии. А главное — решил оставить и архитектурный памятник предкам.
В 1853 году он купил усадьбу Спасское-Лукино на западе от Москвы и начал масштабное строительство. «Главною идею этого своеобразного архитектурного произведения, сложенного из массы отдельных сооружений по всей усадьбе, было чествование предков и в особенности из боярского рода Колычёвых, высшим представителем которых выступает в сиянии мученического венца святитель Филипп, митрополит Московский», — писал друг и учитель барона Федор Буслаев.
В усадьбе Боде-Колычёв построил часовню из соловецких камней — в память о мучительном заключении митрополита. Наконец, в усадьбе располагался и музей древностей. На всю стену комнаты, отведенной под архив, раскинулось генеалогическое древо Колычёвых. А в музее — «вышитые золотом камзолы бояр Колычёвых, разных годов в течение всего XVIII столетия, и костяной очешник с барельефами мифологического содержания, подаренный одному из этих бояр Петром Великим, и миниатюрные серебряные игрушки, тоже подаренные другому из них императрицею Елизаветою; тут и арбалет, и седло, вывезенные из Эльзаса отцом Льва Карловича, бароном Карлом-Августом, когда он спасался от гильотины бегством в Россию», — вспоминал Буслаев.
Настоящим древлехранилищем стала и городская усадьба Боде-Колычевых на Поварской улице, дом 52, в Москве (сейчас здесь находится Союз писателей), который легенда связывает с семейством Ростовых из «Войны и мира».
«Весь его громадный дом на Поварской представлял из себя не что иное, как музей средневековых достопримечательностей», - с почтением отмечал создатель театрального музея Алексей Бахрушин.
Умер в Москве 22 марта 1888 года.
Михаил Львович наследников мужского пола он не оставил. Его имение перешло к дочери, вышедшей замуж за поэта и художника Федора Соллогуба. Семейный архив после революции попал в государственные архивы; судьба большинства раритетов из его коллекции неизвестна. Зато осталась нетронутой Спасо-Преображенская церковь. В 1952 году Лукино передали Русской православной церкви для обустройства там летней резиденции патриарха. В этом статусе усадьба существует и в нынешнее время.
* * *
Спасибо за доброе отношение, лайки, комментарий, подписку. Это помогает работать для вас.
#история #документы #память #резиденция #дом