Волшебник для Тони
Детский доктор. Звучит благородно. А если это ещё и хирург, травматолог и ортопед в одном лице, то вдвойне или даже втройне. Заместитель главного врача по хирургии липецкой Областной детской больницы Александр Пашинцев возвращает маленьким пациентам возможность двигаться, а значит, развиваться, достигать успехов и просто радоваться жизни. Лучшая награда для него — улыбка здорового ребёнка.
В эти предновогодние дни особенно хочется хороших новостей. Встреча с доктором Пашинцевым подарила мне одну такую историю. На самом деле их гораздо больше. Но эта запомнилась особенно.
Шаг за шагом
Летом в страшной автомобильной аварии под Хлевным пострадала полуторагодовалая малышка Тоня. В Областную детскую больницу её привезли в крайне тяжёлом состоянии. Несколько дней девочка балансировала на грани жизни и смерти. Когда благодаря реаниматологам угроза жизни миновала, за дело взялись хирурги-травматологи под руководством Александра Пашинцева. Им предстояло буквально по крупицам собрать сломанные кости. Операция длилась больше четырёх часов. Медики сделали почти невозможное — соединили мельчайшие осколки, спасли от ампутации и вернули возможность ходить. Через полгода после серии сложнейших многочасовых операций Тоня бегает, играет и уже не вспоминает о больничной палате.
— По снимкам было ощущение, что кость просто разлетелась, — рассказывает доктор. — Один осколок перфорировал кожу, это был вторичный открытый перелом. Надо было как пазл всё собрать и уложить на место, сделать стабильную металлоконструкцию, чтобы всё срослось. На бедро поставили специальные титановые стержни, получилось красиво. По голеностопному суставу никаких прогнозов не было — очень много осколков. Мастерство хирурга-травматолога — только половина успеха. Многое зависит от дальнейшего лечения и организма ребёнка. Возможности регенерации у маленьких детей иногда просто вызывают удивление. Через год делаешь снимок — как будто ничего не было. Настоящие чудеса происходят. Тоня довольно быстро пошла на поправку. Через несколько дней её уже перевели из реанимации.
После выписки всё время были с мамой на связи. Она рассказывала, как Тоня начала приподниматься, раскачиваться, тренировать ножки, а потом ходить и даже бегать. Мы, конечно, удивлялись: как после таких переломов ребёнок смог так быстро восстановиться. И радовались. Вот почему стоит идти в медицину. Одно из самых сильных чувств, когда видишь, что больной после проведённого тобой лечения выздоровел и ходит на своих ногах. Даже не могу подобрать слов, чтобы описать это состояние. В каждого пациента вкладываешь часть души. Ведь врач лечит не только руками, но и поддерживает морально.
Тренировка для хирурга
Какие добрые глаза, подумала я, когда впервые увидела Александра Пашинцева. Таким и должен быть настоящий детский доктор. С ним любому малышу не будет страшно. А ещё он очень простой и лёгкий в общении человек, в котором нет ни капли снобизма и высокомерия.
Он ещё в школе решил, что будет лечить детей, и поступил на педиатрический факультет Воронежской медакадемии. Уже на первом курсе стало понятно, что дальнейший выбор сделает в пользу хирургии. Учиться было трудно. Но Александр признаётся, что за учебниками по анатомии и хирургии просто отдыхал душой, так всё нравилось. С пятого курса участвовал во всероссийских олимпиадах. Его команда впервые в истории вуза заняла первое место в стране в состязании по хирургии.
Учёбу удавалось совмещать со спортом. Это вообще отдельная тема. С самого детства его родители, неравнодушные к спорту, приучали сына к физической активности. Как оказалось, всё делали правильно. Характер, сила воли и стремление к победе — всё оттуда. Александр занимался гимнастикой, волейболом, баскетболом, но самым главным увлечением стал футбол. В Воронеже они вместе с друзьями создали академическую команду по мини-футболу, организовали ежегодный Кубок ректора и вывели спорт в вузе на новый уровень. Теперь сборная медакадемии успешно выступает на воронежской универсиаде.
И сейчас, несмотря на напряжённый график работы, доктор занимается спортом. Играет в любительской футбольной лиге Липецка. Два раза в неделю тренируется в спорткомплексе. Каждый год участвует в чемпионате России по футболу среди врачей. Два года назад его команда, в составе которой были ещё двое липецких докторов, заняла там первое место.
— Футбол помогает перезагрузиться, отбросить всё лишнее в сторону, сосредоточившись на игре, — объясняет Александр. — В целом спорт в жизни очень важен, это все знают. Соревновательный момент никогда не отпускает, помогает развиваться, выполнять трудную работу, не отступать и добиваться целей. В нашей работе это просто необходимо. Я и сына, ему шесть лет, отдал в футбол. Уже есть первые кубки и медали. Хочет обогнать меня.
Герои нашего времени
Изначально Александр планировал заниматься общей хирургией. На четвёртом курсе нашлась подработка в травматологии областной детской больницы Воронежа. Начинающий медик брался за все манипуляции — вправить, зашить, наложить гипс, помочь в операционной. Научился раскатывать гипс, ставить капельницы. Так травматология стала вторым образованием и любимой специальностью на всю жизнь.
После интернатуры приехал в Липецк. В Воронеже звали работать в отделение гнойной хирургии, но ему хотелось помочь родному региону. Начинал с детского травмпункта, которым заведовал легендарный липецкий доктор Владимир Назаров. Вскоре предложили брать дежурства в отделении травматологии. Пашинцев понимал, что это вклад в будущее, и ни от какой работы не отказывался. После ночных дежурств в травмпункте бегал в операционную, ассистировал, что-то доверяли делать самому. Даже в отпуске каждый операционный день ездил в больницу. Хотел получить опыт, который ни в одном учебнике не найдёшь.
Через год его уже пригласили в отделение на постоянную работу. Стал самостоятельно оперировать как травматолог. И работать в детской поликлинике № 6.
— Травматолог-ортопед обязательно должен пройти эту школу, осмотреть не одну тысячу детей, — говорит Александр. — Когда глаз намётан, уже по одному только внешнему виду начинаешь понимать, с чем пришёл ребёнок.
Молодого, целеустремлённого и талантливого доктора вскоре назначили заведующим операционным блоком, а ещё через четыре года повысили до заместителя главного врача по хирургии.
— Стало больше административной работы. Но всё равно беру дежурства, хожу в операционную, потому что это моё любимое дело, — признаётся Александр. — Переживаю за коллектив. Понимаю, какая у детских хирургов тяжёлая работа. Они — герои нашего времени. У нас одна детская больница такого значения на всю область. Всё самое сложное здесь. Летом травмпункт принимает от 130 до 150 пациентов. К хирургам по 50 – 60 обращений ежедневно.
От трагедий до курьёзов
Среди множества сложных случаев некоторые особенно запоминаются. Однажды привезли ребёнка, у которого рука попала в электромясорубку. Операция шла около четырёх часов. Грозила ампутация, но кисть всё же удалось сохранить. Как-то после тяжёлой автоаварии в больницу доставили девочку из Лебедяни. И опять травма руки и риск ампутации. Повреждены магистральные артерии и крупные нервы. Пришлось вызывать сосудистых хирургов из взрослой областной больницы.
— Оперировали шесть часов. Мы собирали косточки, сшивали нервы, а коллеги занимались сосудами. Всё закончилось хорошо. Руку спасли, — вспоминает доктор. — Однажды пришлось выезжать в Грязи. Подросток с серьёзной электротравмой: решил сделать селфи на вагоне. Транспортировать было нельзя, оперировали на выезде.
Много «клиентов» у травматологов и среди спортсменов. Футболисты ломают ноги, тянут связки. Борцов привозят с травмами плечевого пояса, ключиц, вывихами плеча. Бывает, соревнования заканчиваются, а в травмпункте уже выстраивается в очередь делегация из разных команд.
Курьёзов в практике травматолога гораздо меньше, но случаются и они.
— Не забуду один случай, — с улыбкой рассказывает Александр. — Дежурил в травмпункте. Время к полуночи. Вдруг распахивается дверь, вбегает бабушка с внуком лет пяти-семи. У ребёнка в голове рыболовная блесна. Мы аккуратно её вытащили и поинтересовались, откуда посреди зимы взялось это чудо. Оказалось, дед с внуком решили поиграть в рыбалку. От души тогда посмеялись.
Какие бы золотые руки ни были у врача, очень многое зависит от оборудования, убеждён Пашинцев. Доктора Областной детской больницы пристально следят за всеми изменениями в медицине, новыми тенденциями и методиками лечения. В учреждении высокотехнологичное оснащение, позволяющее проводить уникальные малоинвазивные операции. Цифровой рентгеновский аппарат даёт возможность фактически в режиме онлайн наблюдать за передвижением импланта внутри кости.
— А вообще самый лучший хирург — не тот, кто делает крутые операции, а тот, кто до них не доводит, — уверен доктор. — Я застал ещё старую школу, когда практически ничего не оперировали. По несколько раз вправляли переломы, дети долго лежали на вытяжке. Считаю, что должна быть золотая середина. Лишних вмешательств лучше избегать, лечить консервативно. У детей очень большой потенциал и резервы организма. То, что у взрослых срастается за два месяца, у ребёнка заживёт за две недели.
Александр Пашинцев мечтает, чтобы в профессию приходило больше специалистов, которым не страшно брать ответственность за здоровье малышей.
— У нас в больнице всегда рады молодым врачам, — говорит он. — Люблю работать с начинающими докторами, объяснять, подсказывать. Конкуренции не боюсь. Если врач, которого я учил, станет лучше меня, мне будет приятно. Жить надо по принципу: развивайся сам, помогай другим и делайте общее дело. Главное, чтобы дети были здоровы.