Найти в Дзене
Архивариус Кот

И ещё несколько слов…

Иллюстрация А.В.Кузьмина
Иллюстрация А.В.Кузьмина

Честно сказать, написав статью об Оксане, собиралась поставить точку в разговоре о «Ночи перед Рождеством», но поняла, что нужно остановиться ещё на нескольких моментах.

В самом начале хочу ответить на вопрос одной из читательниц – «Солоха была вдовой? Или солдаткой? Кто отец Вакулы?» Отец Вакулы умер - единственное упоминание: «Ты ж когда-то братался с покойным батьком, вместе хлеб-соль ели и магарыч пили»; это обращение кузнеца к Чубу показывает, что покойный батько был достаточно известным и уважаемым на селе человеком. Но и без этого совершенно ясно, что Солоха – вдова: иначе она не могла бы строить никаких планов в отношении Чуба. Кроме того, если бы муж существовал (хоть и где-нибудь далеко), это не осталось бы без внимания деревенских кумушек и, конечно, было бы помянуто автором. И не могу не привести пояснение, данное в либретто оперы Н.А.Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» (она известна меньше, чем «Черевички» П.И.Чайковского, хотя, по-моему, не менее интересна): «Солоха, вдова, по слухам – ведьма».

И, кстати, ответ ещё на один вопрос: был ли бы возможен брак Вакулы с Оксаной в случае женитьбы Чуба на Солохе. Нет, совершенно невозможен: в Законе Моисея (и это правило полностью воспринято христианской, а особенно православной церковью) воспрещался брак «с сестрой родной и сводной» (а именно сводными братом и сестрой стали бы Оксана с Вакулой в случае брака их родителей). Известно, к примеру, что сыну Пушкина Александру удалось жениться на племяннице отчима Соне Ланской лишь после личного ходатайства Натальи Николаевны перед Александром II. Именно поэтому Солоха ссорит Чуба с кузнецом и, думаю, именно поэтому Оксана дразнит Вакулу возможным браком родителей. И именно «вспомнив о вероломной Солохе», даёт Чуб своё согласие на сватовство кузнеца.

Ещё одна деталь, на которую прошу обратить внимание. Время в повести Гоголя несколько не совпадает с тем, которое мы можем наблюдать в великолепной экранизации. Вспомним показанное в ней ясное зимнее утро, на фоне которого бабы спорят, утопился или повесился кузнец.

-2

У Гоголя же всё это происходит вечером: «"Кузнец повесился? вот тебе на!" — сказал голова, выходивший от Чуба, остановился и протеснился ближе к разговаривавшим». А выходит он, напомню, освободившись из мешка, чуть позднее, чем сам Чуб, на время «освобождения» которого Гоголь даёт чёткое указание: «Но оставим Чуба изливать на досуге свою досаду и возвратимся к кузнецу, потому что уже на дворе, верно, есть час девятый».

И Вакула прилетит в Петербург, когда город ещё и не думает спать: «Стук, гром, блеск;.. стук копыт коня, звук колеса отзывались громом и отдавались с четырёх сторон; домы росли и будто подымались из земли на каждом шагу; мосты дрожали; кареты летали; извозчики, форейторы кричали; снег свистел под тысячью летящих со всех сторон саней; пешеходы жались и теснились под домами, унизанными плошками, и огромные тени их мелькали по стенам, досягая головой труб и крыш». Да и трудно себе представить, чтобы приём запорожцев у императрицы проходил под утро.

Автора иллюстрации, увы, не знаю
Автора иллюстрации, увы, не знаю

Кстати, на этом приёме появляется не названный по имени, но легко узнаваемый читателями знаменитый писатель:

«— Право, мне очень нравится это простодушие! Вот вам, — продолжала государыня, устремив глаза на стоявшего подалее от других средних лет человека с полным, но несколько бледным лицом, которого скромный кафтан с большими перламутровыми пуговицами показывал, что он не принадлежал к числу придворных, — предмет, достойный остроумного пера вашего!

— Вы, ваше императорское величество, слишком милостивы. Сюда нужно, по крайней мере, Лафонтена! — отвечал, поклонясь, человек с перламутровыми пуговицами.

— По чести скажу вам: я до сих пор без памяти от вашего "Бригадира". Вы удивительно хорошо читаете!»

Комедия «Бригадир», как, думаю, известно всем, написана Д.И.Фонвизиным, которого мы и видим подле императрицы.

Д.И.Фонвизин
Д.И.Фонвизин

И благодаря сцене у императрицы мы можем точно датировать время действия: в декабре 1774 года к Екатерине ІІ действительно приезжала делегация запорожских козаков с просьбой уберечь Запорожскую Сечь от ликвидации (однако 3 августа 1775 года императрица подписала манифест «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии»).

Но вернёмся к повести. Прилетев из Петербурга, «очутился Вакула около своей хаты» в тот момент, когда «пропел петух». По пению петухов в те годы часто определяли время. Считалось, что первые петухи начинают петь в первом часу ночи, - вот вам и время прилёта. А после, расправившись с чёртом, «Вакула вошёл в сени, зарылся в сено и проспал до обеда», - и после будет ужасаться: «Я проспал заутреню и обедню!» (Рождественская заутреня служилась – и теперь служится – ночью).

****************

И, наверное, ещё совсем немного. Разговор о «Вечерах на хуторе» я начала с рассказа Гоголя о встрече его с типографскими наборщиками. Мне кажется, что слова фактора (напомню, в те годы так называли управляющего технической частью типографии), что «штучки, которые изволили прислать из Павловска для печатания, оченно до чрезвычайности забавны и наборщикам принесли большую забаву», в полной мере относятся и к «Ночи перед Рождеством», хотя набиралась тогда только первая часть сборника.

Мы от души смеёмся над незадачливыми поклонниками Солохи. Я прочитала в комментариях немало цитат, характеризующих того или иного героя повести, привести их все попросту не могу – пришлось бы, наверное, повесть целиком переписывать.

Но вспомним, например, пояснение одного из запорожцев: «Куда тебе царь! это сам Потёмкин». Ведь изумительно сказано! Или – совершенно иное, но не менее выразительное «Разве я лгунья какая? разве я у кого-нибудь корову украла? разве я сглазила кого, что ко мне не имеют веры?» А ведь такими прелестями повесть просто переполнена! И радует читателей вот уже почти два века.

****************

А в следующей статье я, с вашего разрешения, ненадолго отойду от Николая Васильевича (у нас ещё остались неразобранными несколько его произведений той же тематики, и я к ним непременно скоро вернусь), потому что, как говорится, сам Бог велит в дни Святок обратиться к другому автору, изображавшему нечистую силу, - Василию Андреевичу Жуковскому.

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Уведомления о новых публикациях, вы можете получать, если активизируете "колокольчик" на моём канале

"Оглавление" по циклу здесь

Навигатор по всему каналу здесь