Об Алексее Федоровиче Орлове обычно вспоминают как о любимце императора Николая I, готовым на все ради благосклонности своего благодетеля. О нем говорят как о душителе свобод, участвовавшем в разгроме декабристов. И это верно. Как верно и то, что он был не только блестящим царедворцем, но и удачливым политиком и выдающимся дипломатом своего времени.
Незаконнорожденный дворянин
Алексей был сыном Федора Орлова, четвертого по старшинству из пяти братьев Орловых, возглавивших заговор, в результате которого на русский престол взошла Екатерина II. Алексей родился 8 (19) октября 1786 года в Москве и был вторым сыном графа Орлова. Правда, Алексей, как и все дети Федора Григорьевича, был незаконнорожденным, но отец выхлопотал у императрицы для своих детей разрешение носить фамилию Орловы, сохранить дворянство, правда, без графского титула, а также пользоваться фамильным гербом.
То, что Алексей был внебрачным сыном, на его карьере и положении в обществе не отразилось. Он получил отличное образование – сначала домашнее, а затем поступил в престижный пансионат аббата Николя. Карьера его на военном поприще двигалась достаточно быстро. Он был участником Аустерлицкого и Бородинского сражений, причем, в последнем он получил семь ран, затем участвовал в зарубежных походах русской армии. В 31 год он стал генерал-майором, что соответствовало IV классу «Табели о рангах», а через три года, в 1820 году стал генерал-адъютантом в свите императора Александра I.
В отличие от многих молодых офицеров, Алексей Орлов не разделял либеральных взглядов, не участвовал в тайных обществах как его брат Михаил и неоднократно доказывал преданность престолу. Свою верность он доказал во время восстания Семеновского полка и, особенно, в период, связанный с событиями 14 декабря 1825 года, когда он, возглавив конногвардейцев, подавлял бунт присоединившихся к восстанию полков.
Николай I оценил и преданность Алексея, и его заслуги в подавлении восстания, и уже на следующий день Алексей Федорович Орлов был удостоен графского титула и приближен императором.
Клятва верности за брата
Императору хоть и не положено по чину иметь друзей, только подданных, но он тоже человек, и расположение Николая I к Алексею быстро переросло в дружеские отношения. И Алексей Орлов этой дружбой воспользовался. Но не в корыстных целях.
Младший брат Михаил, в отличие от него, был активным участником тайных обществ и участником подготовки восстания. Как и другие декабристы, он был арестован. Но Алексей обратился к императору с просьбой о помиловании брата. Это было непросто – Николай I отказывал в подобных просьбах родственникам других арестованных, а ведь среди них было много высокопоставленных лиц. Но все их просьбы молодой император игнорировал. Отказал он и Алексею, тем более, что считал Михаила одним из главных зачинщиков бунта и, судя по предъявленным ему обвинениям, тот мог быть шестым казненным декабристом.
Но Алексей был настойчив и умолял императора о прощении брата. За это он дал клятвенное обещание всю свою жизнь посвятить государю. Тот простил – Михаила помиловали (о нем в следующей статье), а Алексей свою клятву выполнил. Его преданность Николаю I была безграничной. Всю свою жизнь он посвятил служению императору, тот ему полностью доверял и Орлов был посвящен во все тайны внешней и внутренней политики государства.
На государственной службе
Николай I высоко ценил не только преданность графа Алексея Орлова, но и его ум. Дочь императора Ольга Николаевна так вспоминала об Алексее Орлове:
«…если дело шло о каком-нибудь поручении, которое давалось ему, - его старание и умение тонко вести самые сложные переговоры не знали себе равных. Во всех ситуациях он сохранял свободу своего ума, мужество и твердость, при этом не был ни дипломатом, ни солдатом. Он обладал тем, что отличает русского человека, - «готов ко всему, что потребует царь».
Поэтому император поручал ему самые важные политические дела. Первым заданием, которое было выполнено Орловым очень успешно, было подписание Адрианопольского договора. В 1829 году закончилась очередная русско-турецкая война. Но несмотря на то, что победу в войне одержала Россия, Османская империя не желала подписывать мирный договор на условиях, предлагаемых русскими.
Переговоры шли очень сложно, то прекращались, то возобновлялись. В том, что договор был подписан на условиях, устраивающих Россию, большая заслуга принадлежит именно Орлову, его уму и остроумию, которые произвели впечатление на турок. Присутствующий на переговорах Михайловский так описывает один из эпизодов переговоров, касающийся передачи России Турцией островов в устье Дуная, против чего возражали турки по причине того, что
«…острова сии, поросшие камышом, в котором гнездились змеи, никакой политической важности в себе не заключали».
Орлов на это ответил им, что
«…острова сии так ничтожны, что ежели бы Порта их уступила лично ему, то он бы их не взял».
Это его возражение вызвало смех у турецких представителей, и далее они не возражали. А эти «ничтожные» острова позволяли России контролировать судоходство по Дунаю.
Мирный договор был подписан на устраивающих Россию условиях, а Орлов снискал себе «особое расположение султана». Это помогло ему при выполнении следующего задания. В 1833 году Орловым был подписан Ункяр-Искелесийский договор, согласно которому Российская империя брала обязательства в случае нападения на Турцию прийти ей на помощь, а Османская империя в случае вооружённого конфликта обязалась закрыть проливы для прохода военных судов иностранных государств.
Потом Алексей Орлов с успехом выполнял поручения царя в Берлине и Вене, а в 1837 году сопровождал императора в путешествиях по России и за границу. В 1844 году граф Орлов получает новое назначение – он становится шефом жандармов и главным начальником III Отделения. Его участие в государственных делах России было столь активным, что, казалось, не было такой комиссии или комитета, на которых не председательствовал бы граф Алексей Федорович Орлов.
На службе у Александра II
Государственная служба при Александре II у Алексея Орлова также началась с дипломатической миссии. Именно ему было доверено подписание мирного договора в Париже после поражения России в Крымской войне в 1856 году. Задание было нелегким – проиграв войну подписать договор так, чтобы не выглядеть проигравшим. Алексей Орлов с заданием справился успешно.
И хотя в договоре было зафиксировано поражение России, но благодаря графу Алексею Орлову договор приобрел столь достойный вид, что даже французский посол в Вене заяви:
«Никак нельзя сообразить, ознакомившись с этим документом, кто же тут победитель, а кто побежденный».
После подписания мирного договора Алексей Орлов принял активное участие в подготовке Парижской декларации по морскому праву. Этот важный международный акт регулировал пункты морского права.
За успехи при подписании Парижского мирного договора 1856 года в день коронации Александр II возвел графа Алексея Федоровича Орлова в княжеское достоинство.
Орлову уже 70 лет, но он по-прежнему бравый красавец с выправкой военного и улыбкой на лице. И служба его на государевом поприще еще не закончилась. Александр II доверил ему пост председателя Государственного совета, а также пост председателя Комитета министров. Он по-прежнему участвует в работе наиболее важных комитетов, в том числе, и в комитете по подготовке крестьянской реформы. Правда, в работе этого комитета он участвовал без особого желания, так как был против освобождения крестьян от крепостной зависимости.
Семейная жизнь Алексея Орлова
В 1826 году 40-летний граф Алексей Орлов женился на 20-летней Ольге Александровне Жеребцовой. Ее отец Александр Александрович был действительный камергер двора, а мать Александра Петровна, урожденная княжна Лопухина, была младшей сестрой последней фаворитки императора Павла I Анны Лопухиной.
Через год Ольга родила сына Николая (1827 - 1885), крестным которого был император Николай I. Как и отец, он стал генерал-лейтенантом и дипломатом. Ещё через год родилась дочь Анна, которая вскоре умерла. Больше у супругов детей не было.
В 1833 году Орловы начали строить в Стрельне под Петербургом загородный дворец в неоготическом стиле. Современники отмечали чудесный интерьер дома, особенно эффектны были потолки с рельефами в мавританском стиле из белого гипса, массивные резные двери из красного дерева вровень с потолком, а также стрельчатые окна и зеркала в искусно выполненных деревянных рамах.
В Стрельне графиня Орлова принимала двор, а также избранную часть общества. В свете Орлову считали женщиной умной и острой на слово, даже побаивались, так как своим высказыванием она могла испортить человеку репутацию. Муж ценил ум своей супруги, доверял ей, и она была посвящена во многие государственные дела. Но все тайны она свято хранила, за что ее уважал Николай I.
К удивлению многих, очень скоро Ольга Александровна оставила свет и стала затворницей. Свою жизнь она посвятила двум вещам. Она была увлечена редким для русских аристократок занятием – нумизматикой (собирание монет). И второе, чему она себя посвятила, это воспитание сына. Она его от себя почти не отпускала – отказывала даже императорской семье, когда те приглашали Николая приезжать, чтобы поиграть с великими князьями. Она говорила, что не желает
«делать из своего сына ни лакея, ни шута».
Последние годы и последняя любовь
В 1859 году силы резко покинули князя Алексея Федоровича Орлова. Причиной явилось то, что умерла его последняя любовь, которую он просто боготворил - итальянская певица Анджолина Бозио. Алексей Федорович стал дряхлеть на глазах и терять рассудок. Последний год он тяжело болел.
Князь Алексей Федорович Орлов умер 9 (21) мая 1861 года в Петербурге в возрасте 74 лет. Похоронен в Благовещенской церкви в Петербурге, которая была снесена в 1929 году. Могила Алексея Орлова не сохранилась.
О последней любви князя Алексея Федоровича Орлова в следующей публикации.
Другие статьи, близкие по теме: