Есть несколько причин, по которым в 1960-х и 70-х родители в Америке не слишком-то горели желанием отпускать своих чад на шоу Фрэнка Заппы
По мнению многих представителей старшего поколения в США и Европе, он был уж слишком предан делу рок-н-ролла и прослыл серийным провокатором. Чего можно будет ожидать от него на очередном концерте, не знал никто, но одно из его выступлений запомнилось всем, как самое жуткое в его карьере.
К тому моменту, когда он в 1971 году вышел на сцену казино в Монтрё, лидер THE MOTHERS OF INVENTION приобрел репутацию одного из самых сильных исполнителей в рок-музыке. Его фирменные бесподобные, и в то же время дикие и непредсказуемые шоу были хорошо известны, они зажигали. Но никто и не подозревал, что 4 декабря того года эта аналогия превратится во вполне реальное событие.
Фрэнк Заппа был экстраординарным. Его музыка намеренно провокационна и очень эмоциональна, а сам он наслаждался идеей сотрясать все устои существующих правил и занимался этим везде, куда бы он не приезжал. Это стало его фирменным ходом - бросать вызов статус-кво, и даже провоцировать потенциальных бунтарей продвигать свою непокорность ещё дальше.
Он не только был в центре всего этого, Фрэнк Заппа был очень последовательным сторонником всего подрывного. Как некто вроде очень умного шута при дворе рок-н-ролла, и его концертные выступления развивались по соответствующим сценариям. Но в казино Монтрё в Швейцарии события приняли совершенно иной, серьезный оборот, они вдохновили на создание одной из величайших песен в роке, но едва не закончились катастрофой.
Фрэнк и THE MOTHERS вышли на сцену в Монтрё и приступили к исполнению своей энергичной, гротескной, но интеллектуальной музыки.
Их сет, такой же красочный и трансцендентный, как обычно, был прерван, когда один из фанатов выстрелил из ракетницы в потолок. В этот момент группа исполняла песню King Kong из своего альбома Uncle Meat 1969 года, и во время соло клавишника Дона Престона загорелась деревянная крыша казино, после чего огонь быстро охватил всё здание.
Позже, в 2009 году, один из зрителей, бывших в тот день в зале, представил иную версию происшедшего, отличающуюся от классической. «Пожар начался из-за какого-то молодого человека из Восточной Европы, который на следующий день уехал обратно домой», - утверждает Пит Шнайдер. «Я не думаю, что у него была ракетница, как поется в песне Smoke On The Water, он просто зажигал спички и кидал их во все стороны, и одна из них застряла в очень низком потолке... Так что пожар начался не на сцене, а прямо над тем местом, где сидел этот парень, рядом с низко расположенными потолочными балками».
В результате пожара пострадали несколько фанатов, которые бросились спасаться от пламени, полностью сгорело оборудование группы, поставив Фрэнка и компанию перед вопросом - как теперь продолжать тур? Культовое место для концертов превратилось в тлеющие руины. Интересно, что поначалу группа не отнеслась серьёзно к происходящему, и Артур Браун, регулярно выступавший в то время с THE MOTHERS, остался у микрофонной стойки. Однако вскоре все поняли, что дело швах.
«Они вели себя очень организованно», - сказал Заппа в интервью вскоре после пожара. «А мне просто повезло, что многие из фанатов понимали английский, потому что я совершенно не понимал, как говорить с ними по-французски».
«Огонь распространился очень быстро, так что те, кто были в передней части зала, оказались в ловушке», - вспоминает Питер Шнайдер. «С правой стороны, если смотреть из зала, была большая дверь, но я так и не понял, была ли она открыта».
«Я стоял позади всех, они пытались выбраться через большие стеклянные окна, которые тянулись вдоль всего фасада здания. Думаю, я обязан своей жизнью швейцарскому пожарному, который пришел с большим топором и начал разбивать окна одно за другим», - продолжил Шнайдер. «Люди, которые были впереди, начали выпрыгивать, концерт проходил на втором этаже, так что это были настоящие прыжки».
К счастью, все зрители благополучно покинули здание, после чего взорвалась система отопления помещения, прошло ещё несколько минут, и здание сгорело дотла. Всё могло закончиться гораздо хуже, но по-видимому есть несколько причин, по которым пожар не повлек за собой гибель людей: во-первых, шоу началось днем, поэтому процент трезвых зрителей был достаточно высоким, и в трудную минуту они были вполне способны принимать адекватные решения.
Во-вторых, в зале не было стульев, из-за чего зрителям было проще выбираться наружу, и к счастью для всех, у барабанщика THE MOTHERS Энсли Данбара во время сета возникли проблемы с педалью бас-барабана, из-за чего наиболее искушенные зрители с возмущением вышли на улицу, не дождавшись окончания выступления.
Пожар вдохновил DEEP PURPLE на песню Smoke on the Water
В тот день английские рокеры DEEP PURPLE были в Монтрё, они приехали туда, чтобы записать свой очередной альбом, который выйдет в 1972 и будет называться Machine Head.
Для работы над новым альбомом DP одолжили передвижную студию звукозаписи у THE ROLLING STONES. Апокалиптическая сцена пожара вдохновила их на новую песню.
Текст песни - это просто рассказ о тех событиях : «Мы все приехали в Монтрё на берег Женевского озера, чтобы записать пластинку на мобильной студии. У нас было мало времени. Фрэнк Заппа и THE MOTHERS заняли лучшее место, но тут какой-то идиот с ракетницей спалил это место дотла, Дым над водой, огонь в небесах».
Клод Нобс, директор культового джазового фестиваля, помогал спасать людей во время пожара, а также приложил руку к созданию легенды Smoke on the Water: «DEEP PURPLE наблюдали за пожаром из окна своего отеля и говорили: "О Боже, что происходит. Бедный Клод, и казино больше нет!" Они ведь должны были отыграть концерт в казино и там же записать новый альбом. Теперь мне пришлось найти для них место в маленьком заброшенном отеле рядом с моим домом, и мы устроили там временную студию».
Нобс продолжил, объясняя, как появились сам трек и легендарный гитарный рифф: «Однажды они пришли ко мне домой поужинать и сказали: «Клод, мы приготовили тебе небольшой сюрприз, но его не будет на альбоме. Эта песня называется Smoke On The Water. Я послушал и сказал: «Да вы с ума сошли. Это будет нечто грандиозное».
Клод Нобс сразу увидел потенциал риффа и песни. «Теперь нет ни одного гитариста в мире, который этого не знает», - продолжил он, напевая рифф. «Они ответили: «О, если ты так думаешь, мы можем включить её в альбом». На самом деле, это очень точное описание пожара в казино, который начался во время выступления Фрэнка Заппы, и каждая деталь в песне - правда».
«Это именно то, что происходило на самом деле. Помните, в середине песни: «Фанки Клод вытаскивал людей из здания», и даже теперь, когда я встречаю разных рок-музыкантов, они все еще говорят: «О, вот идет Фанки Клод».
Одна из самых безумных историй рок-н-ролла, которая, к тому же, каким-то странным образом совпала со смертью Фрэнка Заппы - 22 года спустя он умер в этот же день. Тогда, в 1971-м, к счастью, все выжили, а нам досталась классическая песня DEEP PURPLE.
Казино было выстроено заново, и в 1975 году его открыли. Так что несколько лет все концерты в Монтрё и джазовый фестиваль проходили на других площадках города. Фестиваль с тех пор проходит ежегодно без перерывов и без новых катастроф. В 1993 году он переехал в новое место, более вместительный конференц-центр Монтрё.
Но с того декабрьского дня 1971 года THE MOTHERS OF INVENTION, DEEP PURPLE и город Монтрё стали для поклонников рока неразрывным триптихом, запечатлевшим одну из самых знаковых историй рока. Но тогда никто из тех любителей музыки, кто был на концерте, когда здание горело, представить себе не мог, что этому дню будет посвящен один из самых крупных хитов следующего года, который станет также и одним из самых вечнозеленых в роке.
DEEP PURPLE и Монтрё теперь неразделимы, и рядом с новым казино установлен памятник группе. 53 года спустя нет никаких признаков того, что это происшествие когда-либо исчезнет в анналах истории.