В процессе создания внушительной дискографии THE BEATLES было немало моментов откровенной музыкальной радости, но также немало и сложностей, о которых далеко не все догадываются
В этом двойственность всей поп-музыки. Да, большая часть нот будет вылетать из динамиков беззаботно и весело, но за ними порой скрывается совсем другое. Образ четырех раскачивающихся лиц, задорно улыбающихся в камеры шоу Эда Салливана, навсегда укоренился в коллективном сознании потребителя, и большая часть творческого потенциала группы была помечена тем самым мастерством, которое удержало их на вершине поп-музыки на протяжении шести десятилетий, но за сочинением и записью их жизнеутверждающих песен стояли бессонные ночи, «кровь, пот и слезы». И в грандиозном успехе группы тяжелее всего было Джорджу Харрисону.
Стоит только вспомнить, как быстро пресса окрестила его «Тихим битлом», поскольку абсолютно незаурядные личности Пола Маккартни и Джона Леннона вышли на первый план, иронизирующие и подмигивающие, заряженные на триумф в любом потенциальном свершении.
Так же было и в студии. Партнерскому дуэту по написанию песен не мог противостоять никто, не зря ведь Мик Джаггер на вопрос о конкуренции THE BEATLES и THE ROLLING STONES в 60-х ответил, что её не было, просто потому что с ливерпульским квартетом соревноваться было невозможно. Но если говорить о времени становления BEATLES, то слово квартет можно смело заменить на дуэт в вопросе авторства.
Однако по мере того, как популярность группы приобретала всё более широкие масштабы, росла и уверенность Харрисона, он однозначно перерос свою должность соло-гитариста и вносил в общую копилку собственные песни.
И по мере приближения THE BEATLES к финалу своего существования список песен Джорджа в дискографии группы значительно разрастался. Начиная с Only A Northern Song, Харрисон все больше и больше вносил свой вклад в процесс написания песен,
а такие вещи, как Something,
While My Guitar Gently Weeps
и Here Comes The Sun
получили всеобщее признание, как одни из лучших песен THE BEATLES.
Однако для Харрисона каждая песня на пластинках THE BEATLES сопровождалась определенными сложностями, связанными с тем, чтобы найти для неё место на альбоме, подвинув основных авторов - Леннона и Маккартни.
Как однажды сказал Боб Дилан: «Джордж застрял в роли битла, которому приходилось бороться за то, чтобы его песни попали на пластинки Леннона и Маккартни. А кто бы не застрял на его месте? Вот если бы у Джорджа уже тогда была своя группа, с которой он писал бы свои песни, вероятно, он был бы таким же крутым, как и все остальные».
И реальность была такова, что Харрисон чувствовал, как авторский дуэт Леннона и Маккартни в какой-то степени подавляет его. Случайно или намеренно, но они иногда отвергали его песни, подрывая его веру в собственные творческие возможности, так что не раз он был на грани ухода из группы. После распада BEATLES Харрисон очень быстро нашел общий язык с Ленноном, но с Полом Маккартни отношения было гораздо холоднее, они помирились, однако некоторая напряженность сохранялась на протяжении многих лет.
Продюсер и инженер Глин Джонс, приглашенный для руководства сессиями Let It Be, рассказывал: «Мне было очень неловко наблюдать за тем, как они постояно ссорились в студии».
Тогдашняя жена Харрисона Патти Бойд охарактеризовала своего мужа в тот момент, как «ужасно несчастного. BEATLES сделали его несчастным своими постоянными спорами. Они были не слишком добры друг к другу. Это правда расстраивало, особенно его, потому что он нашел тогда для себя этот новый духовный путь. А его постоянно отодвигали на задний план, как младшего брата. И он приходил домой со студии не в очень хорошем состоянии».
По словам Бойд, корень проблемы был в отношениях между Харрисоном и Маккартни. «Джордж считал Пола сложным. Они терпели друг друга, но я думаю, Джорджу в основном не нравилась именно личность Пола».
Когда группа в конце концов распалась, чувства и переживания Харрисона вырвались на свободу, и он написал несколько песен о тех временах, имя Пола не упоминается в текстах, но по смыслу можно иногда прочитать за строчками именно обращение к нему. When We Was Fab,
Wah Wah
и Sue Me, Sue You Blues.
Во время сессий Let It Be произошла одна из самых известных (поскольку была записана на видео) конфронтаций Пола и Джорджа, когда Маккартни пытался добиться от Харрисона подходящей партии гитары для своей песни Two of Us.
Пол, несколько раздраженный тем, что Харрисон не может заставить гитару звучать так, как ему понравилось бы, предлагает «упростить» её, на что Харрисон поспешно отвечает: «Хорошо, я не против. Я сыграю все, что ты хочешь, чтобы я сыграл. Или вообще не буду играть, если тебе так лучше. Как бы то ни было, что тебе понравится, так я и сделаю».
Характерный для их отношений момент, поскольку неистощимый поток идей и музыкальное мастерство Пола Маккартни грозили затмить любые творческие идеи, которые Харрисон приберегал для группы.
В 1975 году Джордж Харрисон был уже совсем другим человеком. Продвигая свой очередной альбом Dark Horse, признанный автор песен к тому времени не только достиг своей личной цели стать полноценным сольным исполнителем, но также стал очень успешным, несмотря на постоянно меняющийся музыкальный климат.
Прошло пять лет, но во время многочисленных интервью количество вопросов о THE BEATLES не уменьшалось.
В разговоре с радиоведущим Би-би-си Аланом Фриманом он рассказал, что Маккартни сдерживал его потенциал в игре на гитаре. «Проведя много лет с Полом Маккартни, я не был уверен в себе, как в гитаристе», добавив, что все эти годы, когда он постоянно чувствовал себя ниже «великого Макки», тормозили меня, как гитариста.
Харрисон прославился, как очень стильный гитарист со своей уникальной манерой игры на инструменте, так что понятно, что Пол Маккартни не нанес ему, как музыканту, какой-либо непоправимый ущерб. Но постоянная внутренняя борьба в группе конечно же повлияла на уверенность Харрисона и, возможно, в какой-то степени не позволила ему раньше достичь целей, которые он ставил перед собой в музыкальной карьере.