Одесский писатель-фантаст за 15 лет своей литературной деятельности написал и издал 7 романов, 4 повести и чертову дюжину фантастических рассказов. Однако из всего этого «собрания сочинений» можно выделить только дебютную повесть «Сага воды и огня», которую можно считать не только единственным удачным произведением автора, но и одним из самых значительных явлений в поздней советской фантастике.
Мне не нравится творчество бывшего советского фантаста Льва Вершинина в целом – я прочитал почти все его романы, повести и рассказы, и везде обнаруживал один только шлак. Нет, это не шлак в полном смысле этого слова, потому что на вкус и цвет товарищей нет – кому-то его книги нравятся. Поэтому это сугубо мое личное мнение как очень информированного любителя фантастики.
Но если говорить о всеобщей популярности Льва Вершинина, то даже несмотря на то, что в основном тиражи его книг были невелики и потому некоторые из них можно зачислить в разряд издательских раритетов, любую из них можно легко найти на любой барахолке по три копейки. У меня даже есть в библиотеке несколько книг с автографами автора, которые мне попались на тех же барахолках. И собрал я его книги не потому, что я какой-то букинистический изврат, а потому, что, несмотря на все минусы творчества Л. Вершинина, есть у него одна повесть, которая меня буквально ошеломила, как только я ее прочитал.
Причем прочитал я ее в первый раз не в книге, а именно в рукописи, когда еще ни одной книги Льва Вершинина не было издано. Он был тогда обычным учителем в одной из одесских школ, и когда меня в 1989 году занесло в этот город по делам одесского Клуба Фантастики, то меня сразу же направили к Вершинину, как к самому перспективному не только одесскому, но и всесоюзному писателю-фантасту.
В общем, оказался я у Льва дома и мне были вручены копии рукописей некоторых его ранних, но еще не опубликованных рассказов, которые я прочитал за один вечер в гостинице. Но ни один из рассказов мне не понравился, а вот повесть «Сага воды и огня» буквально вырубила, и я до сих пор считаю ее не только единственным интересным произведением Л. Вершинина, но и лучшим фантастическим произведением среди всей одесской фантастики, уж пусть меня простят одесские фантасты.
С тех пор я эту повесть отлично запомнил и собрал все сборники, в которых она когда-то издавалась, ну, а под шумок, я собрал и большинство книг Вершинина – так, до кучи, но вполне сознательно. Изредка я пытаюсь эти романы и повести Л. Вершинина перечитывать, пытаясь понять, почему у такого в общем и целом неинтересного фантаста получилось такое шикарное произведение.
Однако до сих пор я этого не понимаю.
Короче, повесть «Сага воды и огня» - это если не шедевр, то произведение выдающееся даже на фоне современной отечественной фантастики, несмотря на то, что со временем эта идея уже много раз обыгрывалась. Но написана эта повесть была еще тогда, когда у нас об этом никто не писал. Из аналогов могу привести в пример только роман Гарри Гаррисона «Фантастическая сага» - там ситуация похожая, но сугубо обратная.
В общем, для тех, кто не читал «Сагу воды и огня» - обрисую кратко сюжет.
Под конец Второй Мировой войны гитлеровцам позарез нужно было получить хоть какое-то чудо-оружие. И вот один немецкий ученый-еврей изобрел способ выдергивать из прошлого средневековых викингов. У Генриха Гиммлера сразу же возникла идея, как этих викингов использовать – надо научить их обращаться с современным оружием и создать из них армию, которую можно было бы послать на фронт против наступающих русских.
Сказано – сделано. В Норвегии гитлеровцы быстро устроили экспериментальный центр, нагрузили его соответствующей аппаратурой, с помощью которой затащили в наш мир ладью с норвежскими викингами и обманом убедили их, что они попали в Валгаллу, и теперь им предстоит сражаться со своими новыми врагами – русами, которые хотят захватить их родину Норвегию.
Сначала викинги поверили, быстро научились тому, что требовалось, в том числе стрелковому бою с применением современного вооружения и подрывным работам. Но через несколько недель они случайно обнаружили нечто, что заставило их понять, что их попросту обманывают. Викинги взбунтовались, перебили охрану, уничтожили исследовательский центр, и хотя их удалось нейтрализовать с помощью прибывшего на самолете подразделения ликвидаторов, вся затея Гиммлера пошла прахом.
Вот такая вот фабула повести «Сага воды и огня», и хотя в ней есть кое-какие слабые места, то в целом они впечатления не портят, так как в результате обычной редакторской правки это произведение можно было бы сделать более выпуклым, а если бы автор согласился – то еще и более интересным.
И вот, в чем отличие этой повести от романа Гаррисона «Фантастическая сага»?
И там, и там современные люди используют средневековых викингов в своих целях, то есть цели собственно меркантильные, а древние люди используются всего лишь как объект. Но в остальном – это совершенно разные произведения, и потому параллель между ними неуместна. Ясно, что Лев Вершинин постарался использовать идею Гаррисона, но мало ли кто не использовал чужие идеи, однако в результате получались совершенно уникальные произведения?
Короче, эта повесть хоть и небольшая, но она очень впечатляющая. Я за последнюю треть века перечитал ее много раз, причем в разных антологиях и сборниках, в которых она публиковалась. Правда, публиковалась она очень недолго – всего 7 лет (с 1989 по 1996 гг.) в трех антологиях советской фантастики и в двух авторских сборниках. После этого об этой повести в печати вообще ни слуху ни уху, хотя некоторые книги Льва Вершинина выходили (то есть переиздавались старые) до последнего времени.
Ну ладно, не в этом суть, а суть в том, что повесть «Сага воды и огня» - это, несомненно, одно из лучших произведений отечественной научной фантастики малых форм. Жаль, конечно, что Лев Вершинин не смог повторить свой вполне себе удачный дебют, и вряд ли уже повторит, потому что от фантастики уже давно отошел, и сегодня занимается исключительно политикой, причем даже не на своей родине, а далеко за рубежом.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ: