После того, как в 1973 году Сергей Абрамов начал самостоятельное творчество отдельно от своего отца и соавтора – Александра Абрамова, он написал очень много романов, повестей и рассказов в самых разных жанрах. Но поистине шикарными получились только несколько ранних произведений, и среди них - детская повесть-сказка «Выше радуги» (1980 год). По этой повести позже был поставлен фильм с участием Пугачевой, Боярского, Харатьяна, Марьянова, и даже Преснякова-младшего, для которого этот дебют стал путевкой во всесоюзную популярность.
Популярный советский писатель-фантаст Сергей Александрович Абрамов (1944-2024 гг.) прожил очень долго и умер в этом году в возрасте 80 лет. Принципиально это был довольно плодовитый мастер печатного слова, даже если не считать нескольких десятков произведений, написанных им совместно с отцом, а потом – и с сыном. Однако «сольное» творчество Сергея Абрамова не сильно впечатляет по качеству, конечно, в сравнении с тремя ударными произведениями, которые он написал вместе с Александром Абрамовым в 60-70-х годах – «Всадники ниоткуда», «Рай без памяти» и «Селеста-7000».
В принципе, неплохи и остальные произведения, написанные под брендом «А. и С. Абрамовы», жаль только что этот дуэт быстро распался. Конечно, я не хочу сказать, что Сергей Абрамов писал самостоятельно хуже, но принципиальных шедевров, подобных «Всадникам ниоткуда», он почти не создал, хотя писал много и издавался в среднем довольно неплохо, хотя некоторые его лучшие произведения после первых публикаций в журналах и антологиях больше никогда в СССР не переиздавались.
К числу таких произведений можно причислить фантастический роман «Канатоходцы» (1973 г.), который был напечатан только в журнале «Смена», и повесть «Волчок для Гулливера» (1973 г.), мелькнувший в антологии приключений, и всё. Также стоит упомянуть повести «Ведьмин столб» и «Приключения на Лесной улице», вошедшие только в один авторский сборник в 1976-м, и всё.
Правда, в 1980 году Сергею Абрамову удалось написать произведение, которое можно считать самым коммерчески удачным его творением на «сольных» хлебах – это повесть «Выше радуги», которая мало того, что в СССР переиздавалась довольно часто, так по ней был и художественный фильм снят под тем же названием. Прекрасная история, прекрасная книга и прекрасный фильм, хотя это вовсе не фантастика как таковая, а скорее сказка для подростков об исполнении желаний.
Короче, с середины 70-х Сергей Абрамов перешел на чисто «советские милицейские» и «шпионские» детективы. Но эти жанры ему не сильно давались, и после ряда небольших повестей подобного рода, печатавшихся в журнале «Искатель» и вошедших в авторские сборники, С. Абрамов снова решил вернуться к фантастике, но не к научной, а к фантасмагорической, на грани фэнтези.
Но это всё было уже так далеко от того, что он создавал вместе с отцом и сам, «сольно», в начале 70-х, что рассуждать о творчестве С. Абрамова в 80-е надо сугубо отдельно, и только в расчете на аудиторию, которая является фанатами С. Абрамова в целом, несмотря на его явные провалы. Тем более что с началом перестройки у него буквально косяком пошли повести, рассчитанные исключительно на большие «перестроечные» тиражи – в те времена новоявленного «хозрасчета» на дешевой советской бумаге принялись штамповать книги все, кому не лень.
А вот чуть позже - в 90-е, когда в отечественном книгоиздании наметились перебои с бумагой и зарплатами печатникам, знаменитому писателю пришлось идти работать в организационные структуры, где он добился неплохих успехов, потому что эта деятельность в основном качалась перераспределения капиталов в стране под эгидой правительства РФ. И вот, когда отечественное книгоиздание перестроилось и устоялось, Сергей Абрамов снова занялся литературным творчеством – за первые три года XXI столетия вместе со своим сыном Артемом он написал шесть фантастических романов, которые от научной фантастики отстоят еще дальше, чем фантасмагорические фантазии С. Абрамова 80-х годов.
Но уже в 2010-х Сергей Абрамов снова перешел к чисто «сольному» творчеству, но стал писать не фантастику, а сугубо криминальные, очень модные тогда романы, причем не про милицию или полицию, как раньше, а совсем наоборот - про похождения выдуманного им киллера Пастуха.
Впрочем, эта тема автору тоже не сильно удалась, и к третьему роману тиражи упали с 3000 до 100 экземпляров, а в 2017-м творческая деятельность Сергея Абрамова прекратилась окончательно.
Таким образом можно наконец провести хотя бы приблизительную каталогизацию литературного наследия Сергея Абрамова. Так, из одного романа, 25 повестей и 5 рассказов, которые этот неутомимый фантазер написал за период с 1973 по 1990 годы, самыми удачными, то есть теми, которыми автор может по праву гордиться, являются только три фантастических произведения:
1). «Канатоходцы» (1973 г.);
2). «Волчок для Гулливера» (1973 г.);
3). «В лесу прифронтовом» (1974 г.) + вторая часть этой дилогии - «Время его учеников» (1977 г.).
Принципиально и повесть «Выше радуги» (1980 г.) – это тоже удача С. Абрамова, но так как это сказка для детей, а не научная фантастика для взрослых, то я решил вынести рассмотрение этого произведения, которое в СССР стало настоящим блокбастером, в отдельную тему. Интересно, что в создании фильма «Выше радуги» в 1986 году принимали участие Алла Пугачева, Михаил Боярский, Дмитрий Харатьян, Галина Польских и многие другие звезды тех лет, включая и главного героя – Дмитрия Марьянова. Кстати, именно с этого фильма и началась популярность Владимира Преснякова-младшего, исполнившего для трек-листа целых четыре песни.
И если возвращаться к самым интересным фантастическим произведениям Сергея Абрамова, которые отмечены выше, то все они интересны по-настоящему. А то, что их названия не вызывают у многих любителей советской фантастики никаких ассоциаций, следует отнести к тому факту, что половина из них в СССР практически не издавалась, а остальная половина попадала только в сборники и антологии, а не выходила отдельными книгами.
Ниже я приведу список всех произведений Сергея Абрамова, которые он написал единолично, без участия других соавторов. О тех романах и повестях, которые он создал вместе с А. Абрамовым, я веду отдельные темы (ссылки на них – ниже), а то, что написано совместно с Артемом Абрамовым в начале 2000-х – об этом будет тема отдельная.
Романы:
1). 1973 ~ Канатоходцы (научная фантастика).
2). 2012 ~ Мёртвые не плачут (первый роман о киллере Пастухе).
3). 2013 ~ Медленный скорый поезд (второй роман о киллере Пастухе).
4). 2017 ~ Жить живым (третий роман о киллере Пастухе).
Повести:
5). 1973 ~ Волчок для Гулливера (научная фантастика).
6). 1974 ~ В лесу прифронтовом (приключенческая, военная фантастика).
7). 1976 ~ «Ведьмин столб» (фантасмагорическая фантастика).
8). 1976 ~ Опознай живого (шпионско-милицейский детектив).
9). 1976 ~ Приключения на Лесной улице (фантасмагорическая фантастика).
10). 1977 ~ Время его учеников (приключенческая, военная фантастика, вторая часть дилогии, начатой повестью №6).
11). 1978 ~ Проводы (повесть про службу в Советской Армии).
12). 1978 ~ Сложи так (шпионско-милицейский детектив).
13). 1979 ~ Инцидент (повесть про службу в Советской Армии).
14). 1979 ~ Рыжий, Красный, человек опасный (повесть-сказка).
15). 1980 ~ Выше Радуги (повесть-сказка).
16). 1980 ~ Двое под одним зонтом (лирико-ироническая фантазия).
17). 1982 ~ Два узла на полотенце (милицейский детектив).
18). 1982 ~ Потому что потому («сказочно-правдивая» история).
19). 1982 ~ Странники (юношеская фантазия).
20). 1983 ~ «Граждане, воздушная тревога!» (про войну).
21). 1983 ~ Лётная погода (шпионско-милицейский детектив).
22). 1983 ~ Требуется чудо (сказочно-научная фантастика).
23). 1984 ~ Ряд волшебных изменений милого лица (фэнтези).
24). 1985 ~ Как хорошо быть генералом (дорожная фантазия).
25). 1986 ~ Новое платье короля (фэнтези).
26). 1988 ~ Неформашки (фантасмагория).
27). 1989 ~ Стена (фэнтези).
28). 1989 ~ Стоп-кран (театральная фантасмагория).
29). 1990 ~ Человек со Звезды (гуманитарная фантастика).
30). 1994 ~ Тихий ангел пролетел (экстремальная историческая фантастика).
Рассказы:
31). 1975 ~ Вера, Надежда, Любовь (бытовая проза, рассказ напечатан только в журнале «Смена»).
32). 1975 ~ Серая птица кукушка (бытовая проза, рассказ напечатан только в журнале «Смена»).
33). 1975 ~ Стоянка поезда вне расписания (бытовая проза, рассказ напечатан только в журнале «Смена»).
34). 1978 ~ Карта командира Миенга (рассказ журналиста-международника, напечатан только в альманахе «На суше и на море»).
35). 1979 ~ Происшествие (неизвестно о чем, рассказ напечатан только в журнале «Октябрь»).
Есть еще целый ряд производственно-бытовых рассказов С. Абрамова (типа художественные очерки), которые в 70-х годах публиковались только в журнале «Смена», но я в них пока еще не полностью разобрался.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
Почему А. и С. Абрамовы в свое время были более популярны, чем А. и Б. Стругацкие?