Часть 1 – https://dzen.ru/a/Z2kc7lJuIwUaXNsV
Часть 2 - https://dzen.ru/a/Z2kiqrU4JVpQVDnH
Часть 3 - https://dzen.ru/a/Z2kknVyl6QCXzgE0
Часть 4 - https://dzen.ru/a/Z2kme1VR7gN45n9n
Часть 5 - https://dzen.ru/a/Z2kpMaC6f2hFb4oI
После выполненных нами исследований по просматриванию произведений искусств известнейших художников мира и выработки навыков просматривания визуальных объектов следует приступить к одной из целей нашего исследования – просмотреть визуальное решение рекламной направленности. Напомним, что одной из задач исследования как раз была выработка навыков оценки предлагаемых визуальных решений различного плана – как-то рекламная продукция, этикетки, билборды или иные визуальные объекты.
В качестве базы для отработки наших исследований были выбраны произведения искусства, уже признанные мировым достоянием и подтвердившими свое право служить чем-то вроде стандарта для формирования вкуса и получения удовольствия от просмотра этих изображений. Ссылки на наши исследования приведены под заголовком статьи.
И теперь просмотрим продукцию, не имеющую статуса произведения искусства. Напомним правила просмотра визуальных изображений:
ü четкая фиксация поля картины, когда глаза смотрят в центр и при этом мы видим все поле картины без движения глаз влево-вправо к ее границам;
ü поле вне картины расплывается и просматривается боковым зрением;
ü глаза должны быть расслаблены и двигаться по полю картины самопроизвольно, доверяясь тому, что взор сам остановится на элементах картины, привлекших его внимание. Если не привлечет – возможно и нечем привлекать. Предварите просмотр тем, что закроете глаза на несколько секунд или поморгайте ими часто – мышцы глаз и расслабятся.
ü При просматривании картины постарайтесь запомнить места, привлекшие Ваше внимание. Оцените собственные ощущения от просмотра картины.
Приступим…
Предлагается просмотреть один из слайдов фотоочерка «Прежде чем исчезнуть» (опубликован в журнале «GEO»), посвященного малочисленным коренным народностям Африки, Азии, Крайнего Севера и призванного привлечь внимание аудитории к угрозе вымирания этих племен [«АЙТРЕКИНГ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ» под ред. О. В. Шапошниковой, Издательство «Когито-Центр», 2016].
Анализ видеозаписи трекинга показал, что первое, на что обратило внимание подавляющее число читателей (первая фиксация), было лицо героя (12 человек). Центры внимания как результаты эксперимента отмечены мутными пятнами непосредственно на снимке и нижележащем тексте.
Мы должны принести извинения, но в первоисточнике представлена не очень качественная картинка анализа. Но описание результатов исследования выполнено именно первоисточником, и Вы можете сами оценить, насколько описание соответствует изображению. Мы не будем приводить собственного анализа результатов просматривания изображения, поскольку авторы первоисточника фактически все выполнили сами.
Наш вывод прост – предоставленное изображение фактически не выполняет поставленную задачу – оно не несет не только задачи обратить на себя внимания, но и вызывает отторжение на физиологическом уровне – взгляд задерживается только на области лица изображенного человека. Это противоречит физиологии нашего зрения, которое не предназначено для его фиксации, о чем написано детально в части 3 - https://dzen.ru/a/Z2kknVyl6QCXzgE0 нашего исследования.
Взгляд человека должен свободно передвигаться прыжками по рассматриваемом изображению, не вызывая напряженности мышц глаз. Фиксация взгляда вызывает размывание той точки, на которой наш взгляд фиксируется, примерно через 1 секунду. Природа создавала зрение, предназначенное для обнаружения движения в природе. Развитое зрение человека позволяет наблюдать фиксированные точки, сопровождая зрение микродвижениями, называемыми микросаккадами. Однако перегружать данный нам природой механизм не стоит. Рассмотренные нами ранее произведения искусства отличались именно тем, что глаза непрерывно перепрыгивали с одной части изображения на другую, не утомляя зрения.
Может быть привлекательность уже рассмотренных картин заключается в том, что великие художники (а представленные работы – это хранилища Третьяковской галереи) неосознанно, по Благословлению Свыше или благодаря гениальной интуиции, учли эту потребность нашего зрения – мелкие свободные движения глаз для без утомительного и внимательного просмотра картины?
Рассматриваемый в данной статье пример визуального изображения не является предметом искусства, а именно рекламным продуктом, причем неудачным по мнению заказчиков. Он не привлек внимания зрителей. Фактически зритель только читал текст под изображением. Вероятно, стоило просто сделать крупную надпись во весь размер изображения и это было бы более верным решением.
Подведем итог нашего сегодняшнего исследования. Изображение, в результате просматривания которого взгляд зрителя, подчиняющийся методике свободного просматривания, фиксируется только на части изображения или, еще хуже, практически на одной малой детали, не является тем изображением, которое доставит удовольствие зрителю. Если это изображение является рекламной продукцией, этикеткой, картинкой экрана компьютера и т.д., то оно не соответствует запросам зрителей, поскольку просмотр доставит неудобство для зрения зрителей. Если указанный продукт предлагается для утверждения принимающей рекламную продукции комиссии – он должен быть отвергнут.
Только следование канонам классической культуры, опирающейся на восприятие изображения в соответствии с природой человека, его физиологией, может быть оценено благоприятно и в дальнейшем заслужить внимание зрителя.
Спасибо за внимание