Часть 1 – https://dzen.ru/a/Z2kc7lJuIwUaXNsV
Часть 2 - https://dzen.ru/a/Z2kiqrU4JVpQVDnH
В частях 1 и 2 мы учились просматривать картины великих художников Ильи Репина «Не ждали» 1884 – 1887г. и И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору» 1889г. из собраний Государственной Третьяковской галереи. Данные ниже изображения взяты из статей – частей 1 и 2.
Всем миром признано, что эти творения являются произведениями искусства и исследование на предмет оказываемого ими влияния на психологию зрителя опирается на законы физиологии человека. Поэтому исследование произвольного движения глаз при созерцании данных картин дает нам основания применять полученные результаты к созерцанию иных визуальных объектов.
Напомним, что первоосновой исследования послужила возможность использования получаемых навыков при предложении оценки рекламных продуктов, этикеток, билбордов, имиджевых решений - Вам, как сотруднику компании, заказавшей данную продукцию у маркетингового агентства и получившего первые предложения от них. Задача – оценить предложенное решение. Из своей практики заметим – после получаса (и ранее) просмотра предложений начинаешь осознавать себя полным ничтожеством – ничего не понимая в принципе…Но нужно выбирать. И предлагаемое исследование направлено на получение инструмента, позволяющего сделать обоснованный выбор в области визуальных объектов – картин и иных изображений. Также для любителей живописи – вариант критической оценки рассматриваемых картин, т.е. вариант, построенный не на эмоциях, а на научно исследованных факторах из области физиологии человека.
Обратимся именно к первоисточникам, где даны представления об особенностях физиологии человека и точнее его зрения.
В 1957 году советский психофизик А. Л. Ярбус записал движения глаз испытуемых при рассматривании различных изображений, в частности таких, как картина Шишкина. На этих записях периоды фиксации взора представлены точками, а точки соединены линиями, показывающими траекторию движения глаз во время скачков. Даже беглое ознакомление с этими удивительными записями дает много сведений о работе нашей зрительной системы — даже о том, какие предметы и детали окружающего мира нас больше интересуют.
Итак, первый факт состоит в том, что при зрительном осмотре глаза перескакивают с одной интересной точки на другую и что нельзя осматривать неподвижную сцену плавными движениями глаз. Задача глазодвигательной системы, видимо, заключается не в том, чтобы удерживать изображение на сетчатках неподвижным, а в том, чтобы предотвращать его плавное смещение. Если же движется вся зрительная сцена, как бывает, когда мы смотрим из окна поезда, то мы прослеживаем эту сцену, фиксируя взором какой-нибудь объект и поддерживая его фиксацию путем плавного движения глаз до тех пор, пока объект не выйдет из зоны видимости, после чего делаем скачок и фиксируем новый объект.
Вы сможете сами увидеть такого рода движения, когда окажетесь в поезде или в трамвае: понаблюдайте за движениями глаз ваших попутчиков, когда они будут рассматривать через окно окружающий пейзаж (будьте только осторожны, чтобы ваше внимание не было неверно истолковано!). Управление скачками глаз при рассматривании интересных элементов сцены с целью перевода их изображений в центральную ямку осуществляется из верхних бугорков четверохолмия (Верхние холмики четверохолмия - структура среднего мозга, состоящая из нескольких клеточных слоев, в которой три первых слоя перерабатывают исключительно зрительную информацию, тогда как последующие получают мультимодальные входы не только от зрительной системы, но и от соматосенсорной системы и слуховой системы). Это показал в 1978 году в серии впечатляющих работ П. Шиллер из Массачусетского технологического института.
Вторая группа фактов относительно того, как мы видим, еще больше противоречит нашему субъективному впечатлению. Когда мы рассматриваем неподвижную сцену и наш взгляд фиксирует какую-то точку, привлекающую внимание, то эта фиксация не бывает абсолютно неподвижной. Несмотря на все наши попытки жестко фиксировать точку, глаза не остаются в полном покое, а совершают непрерывные микродвижения, называемые микросаккадами. Они совершаются несколько раз в секунду и направлены более или менее случайно, достигая амплитуды 1–2 угловых минут. В 1952 году Л. Риггс и Ф. Рэтлифф из Университета Брауна и Р. Дитчберн и Б. Гинсборг из Редингского университета одновременно и независимо обнаружили, что если изображение на сетчатке искусственно стабилизировать (специальными методами), устранив его смещения относительно сетчатки, то зрительный образ спустя примерно секунду как бы «выцветает» и поле зрения становится совершенно пустым! Очевидно, микросаккады необходимы для того, чтобы непрерывно видеть неподвижные объекты. Как будто бы Природа, создавая зрительную систему, особенно заботилась о восприятии движения и поэтому постаралась обеспечить нечувствительность клеток к неподвижным объектам, однако потом ей пришлось изобрести микросаккады, для того чтобы сделать и неподвижные объекты видимыми.
Может быть привлекательность уже рассмотренных картин заключается в том, что великие художники (а представленные работы – это хранилища Третьяковской галереи) неосознанно, по Благословлению Свыше или благодаря гениальной интуиции, учли эту потребность нашего зрения – мелкие свободные движения глаз для без утомительного и внимательного просмотра картины?